Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
статья на тему

Демянко Татьяна Вячеславовна

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой ое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств,  приобщение дошкольника к театру и художественной  литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_dram._nravstaennom_statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Магистрант ГБОУ ВПО МГПУ                                                                                                          

                                                                              Кафедра эстетического воспитания

                                                                              Специализация сценарно – режиссерская

                                                                              педагогика

                                                                              Воспитатель ГБОУ начальная школа -

                                                                              детский сад № 1674

                                                                              Демянко Татьяна Вячеславовна

                                                                              Тел. 8 – 499 – 409 -72 -35

  Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном  

          воспитании детей дошкольного возраста».          

   Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой) в нравственном воспитании будущей личности.

 Ключевые слова: драматургия,  драматическое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств,  приобщение дошкольника к театру и художественной  литературе.

Понятие нравственное всеобъемлющее и пронизывает все стороны жизнедеятельности человека и поэтому данному вопросу мы уделяет особое значение.

   Драматургия в круге чтения детей дошкольного возраста может сыграть особую роль в их нравственном воспитании. Для того чтобы понять, как драматургия влияет на  нравственное развитие детей нам необходимо понять, что такое драматургия и в чем ее отличительные особенности от других литературных жанров?

Драма или драматическое произведение это род литературы, граничащий с двумя видами искусства – литературой (текст пьесы) и театром (проигрывание на сцене)

В драматургии вся основа строиться на реалистическом изображении, то - есть реализм человеческих отношений, которые должны лежать в центре любого драматургического произведения.

В своей работе Д. Н. Аль «Основы драматургии» пишет:  Для «начинающего» человека весь мир предстает совершенно новым, для него еще все одинаково неожиданно и одинаково правдоподобно.

 «Для него еще нет разницы между реальным событием и тем, что он видит на сцене»1.

Одну из задач, которую ставят перед собой драматургия, является воспитательное воздействие при помощи восприятия  на слушателя, читателя и зрителя.  

Первой отличительной особенностью драматургии от других жанров литературы заключается в том, что  она создается для театра, а значит позволяет зрителю видеть, слышать то, что происходит на сцене, что оказывает особое  эмоциональное  воздействие на ребенка.

Второй отличительной особенностью драмы является перевоплощение актера в героя драматического произведения.

        Его профессиональное умение передать образ и характер героя,  дает  возможность детям сопереживать с ним и пропускать через себя то действие, о котором нам хочет сказать автор пьесы, а также отождествлять себя с героями, которых они видят и слышат на театральной сцене.

      Примером такого отождествления мы можем проследить на реакции детей, при появлении на сцене злых сил, угрожающие добрым героям, допустим, баба яга, угрожающая Маши и Вани, или злой и жадный Бармалей, который кушает детей, детский зал реагирует на это как на реальные события.

____________________

1. Д. Н. Аль  Учебное пособие для студентов института культуры /Основы драматургии – СПб. , 1988. –  с. 13

      Дети кричат, предупреждают добрых героев, чтобы они спасались, спрятались.

      Вот какую характеристику дает исследователь советского театра

Л.Г. Шпет, «Детская аудитория, - чиста и непосредственна в своих чувствах, восприимчива и горяча, доверчива и полна признательности.

В тоже время это непоседливая, шумливая, с неустойчивым вниманием, бескомпромиссная, с неожиданными реакциями.»1 

Через воздействие театральной игры на ребенка происходит формирование нравственных чувств.

Такое формирование мы можем рассмотреть на примере   из пьесы С.В. Михалков «Зайка зазнайка».  История героя пьесы уже заложена в самом заглавии.

 Зайка – Зазнайка которой боялся лисы находит охотничье ружье и почувствовав свою силу начинает хвастаться и зазнаваться.

Он овладивает лисьем домом, начинает там устраивать свой быт, правила.  Даже говорит о том, что если она захочет то и волка на цепь посадит за место сторожевой собаки, и медвежью берлогу займет и льва он не боится.

Как он жил раньше теперь он жить не хочет, отказываясь от своих родных и близких.  Старый заяц с горечью обращается к герою пьесы «Отбился ты со своим ружьем от всего нашего племени. Плохо – так вместе, а хорошо – так врозь. Думаешь только о себе. Это не хорошо!»

Во второй части пьесы оказываться, что охотничье ружье не было заряжено, об этом прознали Лиса, Волк, и тогда Зайка – Зазнайка  чуть не попадает в лапы волка и лисицы.

______________________

  1. Шпет. Л. Советский театр для детей. - М.: Искусств, 1971. с-169

На помощь ему приходят его родные зайцы, от которых он  высокомерно отвернулся они спасают  Зазнайку от смерти.   В финале старый, мудрый заяц говорит:

А зайцы не дремали

 И вовремя пришли

 Несчастного  Зазанайку

 От гибели спасли!

 Теперь наш хвастунишька

         Сгорает от стыда

         Он больше зазнаваться

         Не будет никогда!

   Данная пьеса несет за собой нравственный аспект, который имеет свою актуальность в наше время.  Она заставляет задуматься  о нравственных качествах человека таких как: чувство взаимовыручки, товарищество, что должно становиться нормой жизненного поведения в человеческих отношениях.

Еще одним из примеров формирования нравственных качеств, по средством драматургии является отрывок из пьесы С.Я. Маршака «Кошкин дом». Эта пьеса ярко показывает проявление пороков жадности, и безразличия, которые свойственны человеку.

Жила-была кошка на свете,

Заморская,

Ангорская.

Жила она не так, как другие кошки:

Спала не на рогожке,

А в уютной спаленке,

На кроватке маленькой,

Укрывалась алым

Теплым одеялом

И в подушке пуховой

Утопала головой.

И тут же идет показ другой стороны жизни бедности, но преданности, верности.

 Против дома, у ворот,

Жил в сторожке старый кот.

Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил,

Подметал дорожки

Перед домом кошки,

У ворот стоял с метлой,

Посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тетке

Два племянника-сиротки.

Постучались под окном,

Чтобы их впустили в дом.

Кошка их велит прогнать  отказывается помогать.

Но все меняется, когда у кошки  начинается пожар и дом сгорает. Она ищет помощи у тех гостей «друзей», с которыми она веселилась,  но сталкивается с отказом.

 Тогда кошка идет к своим бедным племянникам, и проситься к ним на постой.

Котята, проявляя доброту  делясь  своей лачугой с тетей кошкой. Она начинает осознавать, что была жестока  к ним и просит, у них прощение за свои ошибки.

Данная пьеса ставит перед собой нравственную задачу, которая заключается в выборе простить, принять или наоборот проявить жестокость по отношению к тому, кто тебя обидел и не помог в трудно жизненной ситуации.

Маленький зритель, при прослушивании и просмотре спектакля, начинает эмоционально переживать за героев, но главное они видят бескорыстность и доброту котят, которые прощают тетю кошку.

Вместе с героем ребенок  преодолевает препятствия, начинает продумывать выходы из конфликта, а значит сопереживать проявлять эмпатию, нравственность и за счет  этого происходит формирования  чувств, которые лежат в  основе морального облика личности.

      Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование драматургии может являться  благоприятным воздействием, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Проведенное нами исследование образовательных программ по этой проблеме показало, что на сегодняшний день мало уделяется внимание детской драматургии.

Мы хотели бы акцентировать внимание читателя на двух образовательных программ, которые включают в себя знакомство детей с таким жанром, как драматургия.

Программа «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др.

Данная программа связанна с ознакомлением детей с художественной литературой, включающие в себя такие драматические произведения как пьеса С. В. Михалкова «Зайка Зазнайка»  С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»  В своих рекомендациях по работе с книгой авторы предлагают следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, проведение викторин, посвященных театральному искусству  с целью  ознакомления детей с театром и театральным искусством.

Программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов.
 Авторами в пособии разработаны  конспекты занятий, которые можно использовать для знакомства детей с драматическими  произведениями.

Данные конспекты занятий направлены на ознакомление ребенка  с  «театром» и его историей, с понятием, что такое «пьеса» на примере таких драматических произведений как «Звездные мастера»  Ирины Токмаковой и «Зайка – Зазнайка» Сергея Михалкова.

Также нами был задан вопрос об использовании драматических произведений в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Нами был проведен опрос, который показал большой дефицит знаний педагогов связанных с драматургией и то, какую  роль играют драматические произведений  в формировании нравственных чувств.

Таким образом, можно сделать вывод, что если бы в программах и методических пособиях давался список драматических произведний для детей дошкольного  возраста и педагоги включали бы их в свою работу по ознакомлению с художественной литературой а также занимались постановкой небольших пьес, то такая работа не только бы разнообразила педагогическую деятельность педагогов дошкольных учреждений но и помоглобы в формировании главных качеств будующей личности  которые относятся к нравсвености, морали, воспитанности.

             

                             

                             Литература.

1. Д. Н. Аль  Учебное пособие для студентов института культуры /Основы драматургии – СПб. , 1988. –  с. 13.

  Люблинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. - М.: Детская литература, 1987. – 239 с.

  В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, И. А. Ножкина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.  —  СПб., 1995.
 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...

Статья "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей,это  в первую очередь помощь в воспитании и развитии детей. Много полезного и нужного материала можно извлечь из статьи "Роль семьи в воспитании детей дошкольного ...

Статья"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Сказка - это волшебный мир, который показывает нам, что такое добро и зло, честь и отвага.Сказка – это сильное средство психологического воздействия на  внутренний мир, как ребенка, так и в...

Статья "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

laquo;Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский....

СТАТЬЯ "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Статья "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"...