Дидактические игры для гиперактивных детей.
статья на тему

Старостенко Елена Григорьевна

Данный материал поможет скорректировать гиперактиность детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для гиперактивных детей.

 

 

  Подбирая игры для гиперактивных деток необходимо учитывать особенности развития таких детей: импульсивность, высокая активность, дефицит внимания, неумение подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость. Эти особенности развития гиперактивных детей не позволяют им играть вместе с другими детьми, но их можно скорректировать при помощи специальных игр.

Гиперактивный ребёнок должен подключаться к коллективной игре поэтапно. Следует начать сначала с индивидуальной игры, затем приобщить малыша к небольшой подгруппе и только потом переходить к коллективной игре. При этом на всех этапах необходимы чёткие правила, которые ребёнок должен соблюдать, так как они способствуют развитию внимания.

Тренировка слабых функций у гиперактивных детей должна проводиться тоже поэтапно. Сначала подбираются игры и упражнения, которые тренируют одну функцию. Затем, в случае успеха, можно переходить к тренировке сразу двух функций.

Предлагаем вам несколько игр, которые рекомендуются для занятий с гиперактивными детьми.

Найди отличие

Эта игра помогает развивать концентрацию внимания на деталях. Малышу необходимо нарисовать несложный рисунок (домик, солнце и т. д.), дать его взрослому, а самому отвернуться. Взрослому необходимо дорисовать несколько деталей и вернуть картинку ребёнку. Малыш должен указать, что изменилось на картинке. После этого ребёнок и взрослый могут поменяться ролями. Эту же игру можно проводить и в небольшой группе. В таком случае дети по очереди рисуют на доске или мольберте, а взрослый дорисовывает детали.

 

Ласковые лапки

Это упражнение поможет гиперактивному ребёнку в снятии напряжения, мышечных зажимов, снизить агрессивность, а также развить чувственное восприятие.
Взрослому необходимо подобрать 6 или 7 предметов различных по фактуре. Это могут быть мех, кисточка, бусы, вата и так далее. Попросите ребёнка оголить руку по локоть и закрыть глаза. Скажите, что сейчас по его руке будет идти зверёк и касаться его ласковыми лапками. Гиперактивный ребёнок должен угадать, какой «зверёк» ходил по руке. Все прикосновения должны быть приятными, поглаживающими. «Зверёк» может ходить не только по руке, но и по щеке, ноге и т. д. Затем можно поменяться ролями.

Кричалки-шепталки-молчалки

Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. Вырежьте 3 силуэта ладони из разноцветного картона (красный, жёлтый, зелёный или другие). Красная ладонь — кричалка. Когда она поднимается дети могут шуметь, бегать, кричать. Жёлтая — шепталка — можно тихонько шептаться и медленно двигаться. Зелёная — молчалка — все дети замирают на месте и молчат.

Гвалт

Игра помогает развивать концентрацию внимания. Один из участников выходит за дверь. Остальные дети выбирают строку из известной песни, которую распределяют между детьми: каждому частнику игры достаётся одно слово. Когда водящий входит, остальные участники начинают громко кричать каждый своё слово. Задача водящего ребёнка — угадать, что из какой песни взята строчка. Перед тем, как водящий войдёт в комнату, дети должны повторить каждый своё слово, чтобы не путаться и правильно его произнести.

Беседа с руками

В этой игре гиперактивный ребёнок учится контролировать свои действия. Если ребёнок кого-то обидел, поиграйте с ним в игру «Беседа с руками». Вырежьте из бумаги силуэты ладошек, а затем «оживите их» — раскрасьте карандашами, нарисуйте глазки, ротик. Теперь поговорите с руками (желательно с участием ребёнка) — «Кто это?», «Как зовут?» И т. д.

В разговоре крайне важно подчеркнуть, что руки хорошие, что они умеют делать много полезных вещей, но они не всегда слушаются своего хозяина. В конце беседы заключите сделку с руками, что на протяжении 2–3 дней (срок можно уменьшить или увеличить), они будут делать только хорошие дела — помогать маме, здороваться, играть, но не станут никого обижать. Когда оговорённый срок закончится, похвалите ладошки и заключите с ними новый договор на более длительный срок.

Говори!

Данная игра научит гиперактивного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»

Час тишины и час «можно»

В этой игре дети смогут сбросить накопившуюся энергию, а взрослые научатся управлять поведением малышей. Договоритесь с детьми, что каждый раз, когда они будут заниматься важны делом или устанут, в группе будет наступать час тишины. В это время нужно вести себя спокойно и тихо. За хорошее поведение наступит час «можно», когда они смогут шуметь, бегать, прыгать и т. д. Часы можно чередовать. Главное, чтобы они стали привычными для группы. Заранее оговорите, что можно и нельзя делать детям.

Колпак мой треугольный

Игра учит малышей концентрировать внимание, способствует осознанию своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Группа по очереди произносит по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает слово «колпак», заменяют его жестами, символизирующими колпак. В следующий раз жестами заменяется два слова, потом три и так далее, пока вся фраза не будет заменена.

Расставь посты

Цель игры: развитие способности концентрировать внимание на определённом сигнале, навыков волевой регуляции. Включите ритмическую музыку. Под эту музыку дети должны маршировать один за другим. Впереди идёт командир, который даёт команды. По команде (слово, хлопок в ладоши) ребёнок, который идёт последним останавливается. Остальные дети продолжают движение до тех пор, пока вся группа не будет расставлена «на постах». Посты могут располагаться как в хаотичном порядке, так и в задуманном (по углам, по кругу, в линейку). Для того, чтобы слышать команды, все дети должны двигаться тихо.

Слушай хлопки

Эта игра помогает в тренировке контроля двигательной активности малыша. Выбирается ведущий, остальные дети идут друг за другом по кругу или же двигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все дети останавливаются и принимают позу аиста, два раза — позу лягушки, три раза — возобновляется свободная ходьба. Животные также могут меняться.

Замри

Игра поможет в развитии внимания и памяти ребёнка. Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать — ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Давайте поздороваемся

Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд. Один хлопок — здороваются за руку, два — плечиками, три — спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости. Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для гиперактивных детей.

Игры, направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка....

Игры для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

- игры для развития внимания- игры для релаксации- игры, развивающие навыки волевой регуляции- коммуникативные игры...

Консультация для родителей "Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Коррекционные игры для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

«Игры для непосед» ( Игры для «гиперактивных детей дошкольного возраста)

laquo;Игры для непосед»( Игры для «гиперактивных детей дошкольного возраста)...