Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тосакова Галина Васильевна

 

Цель:

1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей    

   дошкольного возраста.

2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям   

    дошкольных образовательных учреждений.

3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной

    проблеме.

 

Методическое оснащение:

Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал.

 

Методы:

Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master2.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад №9 «Светлячок» филиала ООО « Газпромтрансгаз Нижний Новгород»-        

                                             Моркинское ЛПУМГ

Мастер – класс

 «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного   возраста»

                                                             

                                                            Воспитатель

                                                                                       Тосакова

                                                                                                         Галина Васильевна

                             

                                                         

                                                        п.Морки 2012г.

Цель:

1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей    

   дошкольного возраста.

2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям  

    дошкольных образовательных учреждений.

3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной

    проблеме.

Методическое оснащение:

Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал.

Методы:

Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

                       

                               План проведения:

I.  Актуальность. Постановка проблемы.

II. Основные элементы опыта.

III. Практикум. Практические занятия путем обучения основным приемам  

   моделирования.

  1. Составление рассказа с использованием моделей  по теме «Вода».
  2. Заучивание стихотворения «Весна» по схеме.
  3. Составление графического плана рассказа «Четыре желания» по К.Ушинскому. Пересказ текста.

      IV. Рефлексия.

I.Актуальность.

  Тема моего мастер – класса «Роль моделирования в развитии связной речи детей  

  старшего дошкольного возраста». Над этой темой я работаю на протяжении двух лет и сегодня я хочу поделиться с вами некоторым опытом работы в этой области.

В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

- при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и признаков;

- при самостоятельном пересказе текста;

   -не могут удерживать в памяти эту последовательность;

- четко и последовательно изложить мысль;

- выучить наизусть стихотворение.

Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития связной речи дошкольников может быть использование схем и моделей.

Какие же результаты я отметила к концу года.

  • у детей появилось желание пересказывать тексты;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  •  увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • дети преодолели робость, застенчивость.

II.Основные элементы опыта.

В нашем детском саду работа в этом направлении ведется во всех группах. В младших группах дети рассказывают сказки, составляют рассказы с помощью воспитателя, в средней группе составляют описательные рассказы. В старшем дошкольном возрасте работа по использованию схем и моделей ведется во всех видах деятельности.

Какова же последовательность работы со схемами.

  • Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных, времени  

 года, деревьев, действий). Часто употребляемые предметы, образы должны  

 обозначаться одним и тем же символом, действия стрелками, показывающими  

направление. Мы должны развить умение видеть главное, т.е. уметь  

свертывать понятия.

  •  Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах  

              деятельности ).

  •  Сочетание символов, чтение их цепочки.
  •  Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –  

            либо  качество.

  • Творческое создание детьми опорных схем.

III. Практикум.

  1. Сегодня я предлагаю вам составить рассказ  по ознакомлению с окружающим    

       миром по теме «Вода», опираясь на модель.

  2. Заучить стихотворение «Весна» по схеме.

  3. Составить графический план рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому),  

      рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать его.

1.Сначала обязательно нужно поставить проблемный вопрос. Например:

- Кому нужна вода?

-Для чего нужна вода?

Что еще должны знать дети по этой теме?

Итак, получился своеобразный план рассказа по этой теме в виде моделей. Модели в отличие от схем, это изображение предметов, приближенных к действительности.

Можно дополнить сведения о воде, провести опыты и рассказать о свойствах воды.

Попробуем рассказать.

2.Выучим стихотворение «Весна» с опорой на схемы.

Послушайте его. О чем это стихотворение? Что значит отшумела злая вьюга?

Теперь я еще раз буду читать стихотворение, а вы выбирать нужную схему и располагать их по порядку.

Теперь попробуем запомнить этот стих по четверостишью. Кто запомнил?

Рассказываем с выражением.

3.Перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре желания».

Послушайте текст.

Составим схему первого абзаца совместно.

Теперь разделимся на три группы. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более 6 карточек.

Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы.

IV. Рефлексия.

1.Что взял(а) полезного?

2.Я научился(лась) …

3.Трудности испытывал(а) в…

4.Самым важным для меня было…

Вопросы к педагогу.

I.Актуальность.

  Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно  

  либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь      

  ребенка, передать каждому из них любовь к слову.

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение пользоваться связной речью.

     В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

- определить главные свойства и признаки предмета;

- удерживать в памяти эту последовательность;

- четко и последовательно изложить мысль;

- самостоятельно пересказать текст;

- выучить наизусть стихотворение.

Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников может быть использование схем и моделей. Именно схемы и модели являются прекрасным подспорьем в развитии мыслительных операций, психических процессов. Также я убедилась, что использование схем и моделей ведет к созданию стойкого интереса у дошкольников к занятиям по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, экологии, опытнической деятельности. Развивает речь всех детей, независимо от их жизненного и речевого опыта.

II.Основные элементы опыта.

   1.В нашем детском саду работа по моделированию ведется уже пятый год в  

      каждой  возрастной группе. В младших группах дети знакомятся с символикой и    

     по   предложенному образцу составляют рассказы, рассказывают сказки,  

     заучивают стихотворения. В средней группе количество символов увеличивается  

     и детям уже предлагаются схемы описательных рассказов. В старшей и

     подготовительных  группах моделирование используется при:

  1. Составлении описательных рассказов.
  2. Пересказе текста.
  3. Сочинении сказок.
  4. Заучивании стихов.
  5. Составлении рассказов об окружающей действительности.

Особая роль в  формировании связной речи старших дошкольников принадлежит пересказу, т.к. именно на пересказе основывается обучение в школе. А использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс    запоминания и усвоения текстов.

  2.  Из каких этапов состоит работа по использованию схем при пересказе?

1 этап: рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.

2 этап: преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ текста. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно.

 3.Какова же последовательность работы со схемами.

  • Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных, времени  
  •  года, деревьев, действий).
  •  Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах  

              деятельности ).

  •  Сочетание символов, чтение их цепочки.
  •  Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –  

            либо  качество.

  • Творческое создание детьми опорных схем.

III. Практикум.

  Сегодня я предлагаю вам составить графический план рассказа «Четыре желания»  

  (по К.Ушинскому), рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать  

  его по составленному плану.

  -Что мы должны сделать в первую очередь?  (познакомиться с символами). Они  

  перед вами. Часто употребляемые предметы, образы должны обозначаться одним и  

  тем же символом, действия стрелками, показывающими направление. Мы должны  

  научить детей умению видеть самое главное, т.е. уметь «свертывать» понятия.

  -Дальше что мы должны сделать?

  Составим рассказ  по ознакомлению с окружающим миром по теме «Вода»  

  опираясь на модель.

 Рассказ по экологии о первых признаках весны, опираясь на модель и народному  

 названию  месяца март.

 -Теперь перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре  

  желания». Для этого разделимся на четыре группы. Каждая группа будет работать  

  с  одним абзацем. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный  

  поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более 6  

  карточек.

Приглашается первая группа. Попробуйте рассказать первую часть текста. (рассказывают  все группы)

Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы.

IV. Рефлексия.

1.Что взял(а) полезного?

2.Я научился(лась) …

3.Трудности испытывал(а) в…

4.Самым важным для меня было…

Вопросы к педагогу.

             Весна

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня,

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

1.Что взял(а) полезного?

2.Я научился(лась) …

3.Трудности испытывал(а) в…

4.Самым важным для меня было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод  моделирования. Это позволяет детям эффективнее...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...