"Развитие инновационного потенциала в рамках ДОУ"
статья на тему

Филозоф Любовь Александровна

Выступление на городском методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuba.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с введением в действие Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.
  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГТ.
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Воспитание ребенка, его личностных качеств обеспечивается всей системой работы детского сада. Работа с детьми организована по общеобразовательной программе, разработанной ДОУ «От рождения до школы», которая направлена на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, создание благоприятных условий для полноценного дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе.

Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Возникла потребность включения в процесс воспитания дошкольников здоровьесберегающих технологий. В связи с этим, большое внимание уделяю двигательной активности детей, так как именно в 4-5 лет она значительно возрастает. Поручаю детям ведущие роли в играх, показ упражнений. Провожу с детьми  спортивные досуги и праздники. Надолго запомнился детям и родителям  спортивный праздник «Семья вместе – душа на месте». Такие встречи  помогают семьям стать дружными. Дают возможность родителям узнать о своих детях много нового, учат внутрисемейным отношениям, основанным на любви и взаимопонимании.

В детском саду оборудован всем необходимым физкультурный зал для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья. Физкультурно-оздоровительное пространство на территории нашего сада: спортивное оборудование на площадках: лесенки, горки и т.д.; выносной материал: пособия, атрибуты для подвижных  и спортивных игр.

    Большое внимание уделяю экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Через разные виды деятельности (беседы, заочные путешествия, наблюдения за природой, чтение книг и стихов о природе) формирую представления детей об окружающем мире.

    Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группе оборудован уголок для детского экспериментирования, где  маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать небольшие открытия. Так совместно с детьми мы выяснили «Почему не болит голова у дятла?», «Для чего нужны скворечники», «Почему снег тает?» и т.д.  

Один из перспективных методов, направленный на активизацию познавательной деятельности ребёнка и развитие его личностной сферы как целостной структуры – метод проектной деятельности. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми, знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.

 Так в работе  над проектом «Витамины из кладовой природы», которую проводили осенью, дети складывали в корзину фрукты и ягоды. Перед ними карточки с квадратиками, число которых соответствует количеству звуков в словах. Предлагаю ребенку положить в корзину: грушу, малину, ананас, персик. Ребёнок произносит слово, определяет количество звуков в слове и подбирает нужную схему к заданному слову. Это упражнение развивает фонетический слух, умение определять количество звуков в слове и их последовательность.

 В работе над проектом «Встречаем Новый год» дети с большим интересом превращали «грустную» ёлку в «весёлую», украшая её игрушками, и объясняя, с какого звука начинается название игрушки, давали характеристику этого звука. В совместной деятельности дети решают кроссворды, лабиринты, связанные с тематикой проектов. В условиях проектной деятельности процесс получения знаний носит осмысленный характер, приобретает форму исследования.

     Готовность к школе рассматривается как интегрированное качество, как общий результат работы ДОУ и школы. Особое место занимает развитие любознательности и познавательной активности, умения самостоятельно думать и решать мыслительные задачи. В своей работе использую раздаточный материал, Цветные счетные палочки. Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

   Для интеллектуального развития детей и уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение творческий вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексно проводимые интегрированные занятия (рисование + окружающий мир) способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и  сенсорном развитии.

Чтобы помочь ребятам лучше подготовиться к обучению в школе, легче адаптироваться к школьной жизни провожу с детьми развивающие занятия, где через специальные задания, игры и упражнения у детей формируются  и совершенствуются  учебные навыки и познавательные процессы.

Одна из важных образовательных технологий -  игровая.   Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали  с древности. Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют познавательной мотивации детей. В возрасте 4-5 лет более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). Развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности проявляется в играх-драматизациях на темы любимых сказок: «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и др. Но детей интересует ни только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими взрослыми. Для развития полноценного игрового общения могут быть использованы такие формы речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – оценки.   Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать следующие задачи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребёнка, развитие связной речи. В средней группе наряду с ситуациями – иллюстрациями успешно использую  игровые ситуации – упражнения. Теперь у нас ребёнок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации – упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Мной была проведена игра-беседа «Сундучок бабушки – рассказушки». Главные  задачи: активизация творческой речевой деятельности; воспитание желания сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов. Большую роль также уделяю таким видам игр, как: игры- экспериментирования, обучающие и досуговые игры.

    Другим немаловажным направлением работы считаю взаимодействие с семьями воспитанников. Организация и проведение только традиционных форм общения и сотрудничества с родителями не обеспечивают в полной мере потребностей и запросов современных родителей. Стараюсь  находить новые формы и методы взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и образования детей. Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей,  совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, стали теми новшествами, которые помогают  наладить взаимодействие с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 

    Известный философ Френсис Бэкон сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Это  мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

Обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств....

«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»

Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...

Презентация "Развитие инновационного потенциала ДОУ- основа повышения качества образования"

В презентации раскрыт вопрос по разделам:1.Кадровые  ресурсы2.Развитая система методической  службы 3.Предметно-развивающая среда групп и кабинетов ДОУ...

Эссе на тему «Условия развития инновационного потенциала сотрудника в образовательной организации».

Эссе на тему «Условия развития инновационного потенциала сотрудника в образовательной организации»....

Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...

Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование...

Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плох...