Формирование образности речи у детей с нарушением речи.
консультация (старшая группа) на тему

Ткаченко Лариса Викторовна

В программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится развитию связной речи.

По утверждению Е. Асоповой, речь – это с.ложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_obraznoy_rechi.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формирование образности речи у детей с нарушением речи.

В программе «Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с ФФН» под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной особое место отводится  развитию связной речи.

По утверждению Е. Асоповой, речь – это с.ложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Рассмотрим понятие развития речи А. Н. Смирновой. Она считает, что развитие речи - это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, который включает в себя три этапа:

На первом, довербальном этапе складываются предпосылки развития речи в процессе общения с детьми первого года жизни.

На втором этапе происходит переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

На третьем этапе совершенствуется речь как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение, формируется образная речь.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образная речь – это не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова.

Во многих сферах человеческой деятельности, образная речь необходима. Так, в НЛП (нейролингвистическом программировании) представления об образной речи имеют важное значение. Образность достигается с помощью тропов и фигур речи.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, образно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение образно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

 Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Таким образом, под образной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Для воспитания  выразительной речи используется прежде всего чувственный опыт детей. Гуляя в разные времена года с детбьми в природе можно предложить поиграть в словестные игры; «Кто лучше скажет?», «Четвертый лишний» Дети подбирают эпитеты к предметам, составляют предложения с включением в них образных слов  и выражений.(Пестрое лето, разноцветное и т. д.)

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

 В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления».

Главная цель развития образной речи состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать образность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Образность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная образность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Словарная работа значима и актуальна в наши дни. Многие дети не могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями в силу ряда причин. Им необходима помощь педагога. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием.

Формирование образной речи у детей с нарушением речи не ограничивается накоплением в словарь детей ярких эпитетов, однородных членов  предложений и т. д. Развитие  образности речи  предполагает  умение подобрать нужное, яркое, эмоциональное словосочетание.

У  детей с нарушением речи всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в развитии образной речи.

Преодоление образной  речи у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

При проведении логопедических занятий хочется  разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...

"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...