Одаренные дети-приоритетное направление в образовании
статья (подготовительная группа) на тему

Мурадова Светлана Владимировна

Выступление на ГМО, о важности специальных программ для одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_-_prioritetnoe_napravlenie_v_obrazovanii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

г.Рассказово Тамбовской области

«Одаренные дети –

приоритетное направление

в образовании »

(выступление на городском методическом объединении)

Воспитатель МБДОУ д/с №4:

Мурадова Светлана Владимировна

         Одаренные дети -  приоритетное направление в образовании

        Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.     В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.   А.М. Матюшкин разработал «Концепцию  творческой одаренности», Л.А Венгер  с авторским коллективом разработал   программу «Одаренный ребенок».  

         Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

        Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

        Наибольший успех в обучении и развитии  ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

        Главным принципом  работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей  в детском саду создаются через:

  1. предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;
  2. регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
  3. индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;
  4. оказание помощи родителям в развитии у детей, каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;
  5. взаимодействие с социумом – позволяющим показать  достижения, успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

        Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

        Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

        Социальное становление одаренных детей дошкольного возраста является важной задачей современного обучения и воспитания, особенно в связи с происходящими в настоящее время переменами в системе образования.

        Важно понимать, что эти перемены связаны не только с изменением экономической ситуации государства. Происходящие изменения в системе образования  рассматриваются как глубинный, объективно развивающийся процесс. Они связаны с ростом реальной потребности общества в неординарных, творческих личностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.

РЕФЕРАТ       Тема: Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования.         Восп...

Одаренные дети в системе дополнительного образования

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

"Одаренные дети в системе дополнительного образования"

laquo;Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, что...

Развитие одаренных детей в современных условиях образования

Развитие одаренных детей в современных условиях образования...

Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования художественно-эстетического направления

Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развити...