Проект на тему: «Совершенствование представлений дошкольников младшей группы о традиционном празднике».
проект на тему

Деревягина Марина Васильевна

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslennitsa.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Совершенствование представлений дошкольников  младшей группы  о традиционном празднике»

Паспорт проекта:

Наименование проекта

Масленица

Автор проекта

Виноградова Людмила Николаевна,  Деревягина Марина Васильевна - воспитатели

МДОУ №7 « Ёлочка» Московская область. Подольский район

Тема

Масленичная неделя 

«Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица»

Вид проекта

Познавательный

Участники проекта

дети младшей группы, 

музыкальный руководитель, 

воспитатели, 

родители.

Срок проекта

Краткосрочный (недельный)

Актуальность проблемы

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

        Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».

Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы.

Художественное творчество

Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”.

Рассматривание игрушек народных мастеров, рисование Масленицы. лепка “Ой, блины”

Физическая культура

Подвижные игры – забавы: « Хороводы» «, Паровозик», « Потешки в движении» хороводные игры  « Я по лугу гуляла»,  « Заинька, попляши» игры- эстафеты:  элементы игр-эстафет» катание с горы тройками (совместно с родителями), катание на лошадях, штурм снежного городка.

Перелезание через снежный вал, подлезание.

Коммуникация

Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?

Беседа на тему « Как отметить масленицу»

Заучивание приговорок, закличек, поговорок.

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Разучивание пальчиковых игр

Центр книги( художественная литература)

Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.

Рассматривание  иллюстраций  животных (лошади)

Знакомство  со сказкой «Теремок»

“Масленица”

Познание

Наблюдение за трудом повара.

Знакомство с зимней одеждой.

Темы прогулок:  погодные явления,: солнце, капель, опыты эксперименты: свойства снега ( таяние) эксперимент: свойства воды.

Конструирование

Коллективное изготовление с родителями чучела  Масленицы,

Коллективное изготовление праздничной скатерти (элементы  с детьми)

Работа с родителями

Изготовление “Блинной книги”.

Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам.

Дегустация изделий блинов.

Обмен рецептами выпечки  блинов.

Знакомство с русским гостеприимством.

Музыка

Слушание русских  народных песен.

Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”.

Цель проекта:  Создание условий для эмоционального отдыха детей, через пассивное участие детей в народном празднике « Масленица»

Задачи:

  • Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций  и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
  • Возрождение интереса к обрядовым русским   праздникам;
  • Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

Обогатить духовный мир;

Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и  посильное участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

Формирование у детей начало национального самосознания.

Ожидаемые результаты проекта:

•        Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

•        Повышение познавательного интереса к родной истории.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия  родителей

Подготовительный (Организационный)

Работа по сбору, ее обработке и поиску недостающей.

Выбор формы реализации проекта.

Организация выставки детских работ.

Помочь в подборе музыкального сопровождения.

Организация места проведения праздника.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев  мероприятий.

Провести начальный опрос детей.

Участие детей в организации выставки рисунков;

Беседа на тему: «  Что за праздник Масленица?»

Фотовыставку  «Масленичная неделя»;

Второй этап

Основной (Практический)

  1. Помощь  в написании сценария по воплощению проекта.

2. Изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;

3.  Организовать праздник  для детей и родителей по данной теме. 

4. Разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.

Познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

Участие детей в организации выставки рисунков;

Посильное участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.

Беседа на тему: «  Что за праздник Масленица?»

Беседа  на тему « Как отметить Масленицу?»

Организовать в родительском уголке выставку рисунков.

Заключительный

Самооценка результатов реализации проекта.

Формировать элементарные представления о значении праздника в жизни человека.

 

Участие родителей в празднике Масленица.

Фото-отчёт.

Рефлексийный

Проанализировав детей во время коллективной  игры и совместное мероприятие с родителями, мы пришли к выводу, что это создаёт благоприятную атмосферу в группе, активно включает родителей в образовательный процесс.

Повышает познавательную активность детей и помогает налаживать контакт внутри группы.

Блиц – опрос с родителями. Анкетирование.

(Анкетирование родителей.

Вопрос

Начало проекта

Конец проекта

Какие народные праздники вы знаете?

Какие русские народные игры вы знаешь?

Знаешь ли вы потешки,  заклички, пословицы про Масленицу

Какое блюдо готовят на масленицу

Какие картины о масленице вы знаете

В каких праздниках детского сада вы хотели бы участвовать.

Какие народные праздники вы знаете?

Какие народные игры вы знаете?

Какие из народных игр вы используете во время прогулки с детьми

 Анализ проекта.

Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как  « Хороводы», « Паровозик»,  « Потешки в движении» . хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты « Элементы игр эстафет»

 С помощью родителей были  организованы выставки.. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

  В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, принимают участие в разыгрывании сказки « Теремок»

  Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена фотовыставка проекта «Масленица».

При работе над проектом, у детей  значительно активизировалось участие в общих действиях.    

Достигнутые результаты.

Список литературы

З. А. Богатеева  «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья»  Чебоксары Издательство ЧРИО 2003 г.

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010

И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.

Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.

Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,  2001.

 Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.

Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М., Владос, 2001 г

Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.

Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009

Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике.-Чеб. 1998.

Культура чувашского края.-Чеб. 1995.

Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды.-Чеб. 1991

Список литературы для детей:

Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г

В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".

Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...

Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»

Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах  цвета  у детей  раннего возраста через дидактическую игру»...

Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»

laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...

Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»

Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»...

Проект по теме "Формирование представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет"

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в пери...