Проект "Весёлые палочки"
проект (старшая группа) на тему

Клопова Наталья Анатольевна

Проект "Весёлые палочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolye_palochki.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛОЧКИ»

(палочки Кюизенера)

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Одним из таких способов относится работа с палочками Кюизенера, способствующая формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Данный проект разработан на основании технологии Киюзенера и предназначен для реализации                деятельности воспитателей детских садов.

Актуальность проекта

      Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.         Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.

      Развитие математического мышление – умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его развитию.   

     Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.

   Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами  в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!

     Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.

     Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

   Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки  Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».
  2. Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
  3. Использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме математического развития дошкольников.
  5. Повысить у дошкольников интерес к математике.

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, групповой, методический

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ: воспитатель, воспитанники группы 5-6 лет, родители.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. НОД (ФЕМП, конструирование)
  2. Консультации.
  3. КВН.
  4. Открытые занятия.
  5. Родительское собрание.
  6. Индивидуальная работа.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (лето)

  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по вопросу.
  • Разработка план – графика раелизуемого проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению технологии
  • Совместное изготовление с родителями палочек Кюизнера.
  • Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

IIЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

  • Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию палочек Кюизенера.

IIIЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Мониторинг математического развития детей
  • Презентация проекта «Палочки Кюизенера» для воспитателей ДОУ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МКДОУ «Детский сад №8».

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: май 2013 – май 2014

РЕЖИМ РАБОТЫ: во время и вне занятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  1. Развитие познавательных способностей, повышение познавательного интереса к математике.
  2. Повышение педагогической компетенции воспитателей, родителей в математическом развитии дошкольников.

ПЛАН - ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ме

сяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

С

Е

Н

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

  1. «Улица разноцветных палочек».

Цель:  познакомить детей с принципом окраски палочек - «цветные семейки»; познакомить с соотношением «цвет-длина-число»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.44

  1. «Ковёр – самолёт».

Цель: учить детей анализировать расположение предметов в пространстве; закрепить порядковый счёт; учить выкладывать цифровой ряд с помощью цветных палочек.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.48

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

  1. «Путешествие с цветными палочками».

Цель: продолжать с детьми закреплять счёт в пределах 10 - прямой и обратный и порядковый; продолжать осваивать состав числа 3.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.50

  1. «Магазин игрушек».

Цель: продолжать упражнять в счёте в пределах 10; закрепить состав числа 3.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.14

  1. «Кто где живёт».

Цель: закрепить знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел; развивать образное мышление; развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.15

  1. «Игра с Винни – Пухом»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить знания детей об образовании  числа 6; развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.49

Н

О

Я

Б

Р

Ь

  1. Игровое упражнение «Поезда». 

Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 7; упражнять в количественном счёте в пределах 7, в упорядочивании палочек по длине, в различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 47

  1. «Домашние животные». 

Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 8; учить составлять числа и зависимость между числом и количеством; воспитывать аккуратность во время выполнения заданий.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 59

  1. «Путешествие на поезде».

Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 9; упражнять детей в количественном и порядковом счёте до 9.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.  53

  1. «Найди дом для палочек». 

Цель: совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами; упражнять в счёте в пределах 10; развивать память, логическое мышление.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 18

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

  1. Игра «Дополни».

Цель: упражнять в счёте в пределах 10; учить сравнивать рядом стоящие числа; закрепить знания о составе числа; развивать внимание, мышление.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 11

  1. «Измерь дорожку шагами».

Цель: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д.  Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр.52 №38

  1. «Узнай длину ленточки».

Цель: учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; продолжать развивать зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Л.Д.  Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 53 №39

Я

Н

В

А

Р

Ь

  1. «По порядку становись».

Цель: закрепить с детьми счёт в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счёте; развивать умение  находить место числу в числовом ряде; развивать внимание, мышление, память.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 14

  1. «Что пропустили?»

Цель: закрепить с детьми прямой и обратный счёт; совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера; развивать внимание, память, логическое мышление.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 21

1.Математи-ческий КВН.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

  1. «Палочки можно складывать».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

Л.Д.  Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 56 №41

  1. «Палочки – считалочки».

Цель: учить детей выполнять арифметические действия на сложение; учить детей моделировать с помощью палочек Кюизенера; упражнять детей в обозначении результата сложения числом; развивать внимание, память, мышление.

Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» стр.75

  1. «Палочки можно вычитать».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить разность чисел.

Л.Д.  Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 57 №42

  1. «Разведчики».

Цель: развивать умение детей работать с палочками Кюизенера; упражнять в выполнении арифметических действий» развивать навыки сложения и вычитания чисел; совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 19

1.Консультация «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

2.Консультация «Математика в жизни старших дошкольников»

М

А

Р

Т

  1. Логические задачи на цветовую последовательность.

Цель: учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; учить детей понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д.Комарова «Кака работать с палочками Кюизенера?» стр.60 №45

  1. «Больше – меньше». 

Цель: закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; познакомить и научить пользоваться знаками «больше», «меньше»» совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера.

Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 18

  1. «Дорога к дому»

Цель: закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 25

  1. «У кого больше»

Цель: закреплять названия геометрической фигуры «треугольник»; учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине; развивать воображение.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 30

2.Папка – раскладушка.

А

П

Р

Е

Л

Ь

  1. «Стулья для семьи»

Цель: учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результата сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше); закреплять умение различать порядковый и количественный счёт, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счёту; составлять числа из единиц (один, ещё один, ещё один).

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр.44

  1. «Строительство домов»

Цель: учить детей моделировать предметы из четырёх палочек одной длинны; сравнивать предметы по высоте; упражнять в счёте; в различении количественного и порядкового счёта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?» В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 13

  1. «Разноцветные флажки»

Цель: закреплять названия геометрических фигур; упражнять детей в счёте, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 14

  1. «Кораблик»

Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной мерки; закреплять умение находить соответствие цвета с числом; упражнять в счёте, моделировании по замыслу. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 45

3.Открытое занятие «Путешествие в весенний лес»

4.Открытое занятие «Полёт в космос».

5.Родительское собрание «Использование палочек Кюизенера в формировании элементар-ных матема-тических представле-ний»

М

А

Й

  1. «Твой любимый цветок» 

Цель: учить находить в изображаемой конструкции определённое сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине; упражнять в счёте; умении отсчитывать меньшее количество из большего.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр.  46

  1. «Пересаживаем комнатные цветы»

Цель: развивать у детей способность моделировать предметы по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр.  64

3.Презентация проекта «Весёлые палочки»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ- система занятий по работе с детьми.

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- Презентация проекта

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Р.Л.Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»
  2. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
  3. Л.Д.  Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»

Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....