Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"
консультация на тему

Миронова Елена Михайловна

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_psikhologa_na_peds.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога.

Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности.

Я начну свое выступление с психологического упражнения “Добрые мысли – добрые чувства”.

Встаньте, пожалуйста, у нас образовался круг. Пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания.

Всем спасибо. Добрые мысли будут помогать нам в дальнейшей работе.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые, гении. Так Эрик Берн – выдающийся американский психотерапевт. По теории Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания впервые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь. Зная сценарий, можно точно определить какие события будут происходить в жизни ребенка.

Сценарий Э.Берн определяет как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе. В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.

Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.

При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+), умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+), охотно идет на новые контакты (Они+), находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).

При (Я- ) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.

При (Вы- ) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.

При (Они- ) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.

При (Труд- ) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.

Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.

Как выглядит психологически здоровый человек?

Здоровое тело каждый может себе представить. А как выглядит психологически здоровый человек, представить гораздо труднее, но все же можно. Последнее до недавнего времени было составляющей частью психологического здоровья, которое имеет отношение к отдельным психологическим процессам и механизмам, а именно: память, ощущения, восприятие, внимание, мышление и др. Психологическое здоровье относится к личности в целом.

Как же выглядит, по мнению психологов, психологически здоровый человек? Выделяют несколько качеств, позволяющих определить психологическое здоровье.

Во-первых, психологически здоровый человек ориентирован на реальность. Все понятно, что нужно обращать внимание на происходящее, трезво оценивать ситуацию и каким – то образом участвовать в этой жизни. Не то она пройдет мимо.

Во-вторых, психологически здоровый человек принимает себя и окружающих такими, какие они есть. Согласитесь, это очень трудно. Ведь всегда хочется, чтобы люди ну хотя бы иногда видели свои глупости и замечали в нас хорошее.

В-третьих, спонтанность. В словаре Ожегова читаем: “Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный”. То есть, человек ведет себя спонтанно. Когда делает то, что ему захочется. Возможно, это нарушает чьи – либо представления о приличиях, правилах поведения. Но без этого важного качества все мы были бы похожи друг на друга. Ведь четкое следование правилам поведения невозможно. Каждый человек должен в первую очередь знать чего хочет он сам, чтобы его жизнь удалась, чтобы ему хотелось жить.

В-четвертых, когда возникают проблемы у психологически здорового человека, то он не начинает терзать себя любимого, не упрекает себя за попадание в неприятности, а рассматривает свою проблему под своим внутренним микроскопом мысли. И даже если возникла проблема в нем самом, то он ищет проблему в себе, а не себя в проблеме.

В-пятых, как ни странно, психологически здоровый человек нуждается в одиночестве. Постоянно находиться в обществе просто невозможно. Можно перестать быть психологически здоровым человеком. А одиночество дает нам не только отдых от шума, суеты, людей, но и помогает сосредоточиться на единственном человеке, который всегда с нами.

В- шестых, психологически здоровый человек автономен и независим. Если проще – свободен. Он не нуждается в постоянном одобрении своих поступков, в пинках и поглаживаниях при принятии решения. Он сам может это сделать для себя, если начинает сомневаться.

В-седьмых, у него отсутствует склонность воспринимать людей и окружающее стереотипно. Да, если будет только белое и черное, этот плохой, потому что так сказал Вася, а этот хороший, как считает Маня, можно и свихнуться. Где же тогда мое мнение и право каждого человека изменяться?

Восьмое, духовность. Эту категорию можно рассматривать с нескольких позиций.

Первая – психологическая. Духовность – познание, стремление к истине. Она предполагает гармоническое взаимодействие с миром и направляет человека на поиск смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья. Вторая – религиозная. Связана она с верой в Бога. В каждом человеке совершает действие Дух Святой. Человек – это икона, и смысл его жизни – прийти к себе, осознать собственную ценность, потому что Бог негде – то на небе, а на земле, во всем, что здесь есть, что есть у нас и в нас. Значит, и ко всему к окружающему мы должны относиться как к Богу.

Девятое, идентификация с человечеством. Это понятно. Здоровый не будет считать себя другим животным, если он знает, что он человек.

Десятое, психологически здоровый человек способен к близким отношениям с людьми.

И в заключении еще три параметра, но не последние (психологи у нас народ дотошный): наличие чувства юмора, высокая креативность и низкая комформность. Юмор при этом не агрессивный.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их интеллектуальных уникальных и даже телепатических способностях. О том, что они “пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее”.

“Дети индиго”, “тефлоновые дети”, “дети Белого Ягуара” – вот далеко не полный ряд терминов, которыми взрослые в XXI веке пытаются описать “неопознанный объект” – современного ребенка.

Что значит быть современным ребенком?

Взрослеть на много быстрее, чем родители, схватывать все на лету, быть активным 7 дней в неделю. Впитывать все новое до бесконечности...

В то же время быстро растет число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием некоторых отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально – волевой сферы.

Психологи из Великобритании отмечают, что 3-летние дети успешно выполняют задания по диагностике для 4–5-летних детей.

Российские психологи отмечают 2–3-летних детей , успешно выполняющих задания для детей более старшего возраста.

Но вместе с тем – повышенная утомляемость, возбудимость, тревожность, агрессия, гиперактивность.

Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Рефлекс свободы.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша зачем? – пришел на смену вопроса почему?

Если раньше у ребенка хорошо был развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослыми, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл своего поступка или поведения, то он будет его выполнять, если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.

Сфера разума.

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. В отличие детей прошлого века у современных детей начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга.

Но в последнее время у детей участились случаи заикания, когда ребенок, переводя мысль, символ в знаковую систему старается ее воспроизвести. Заикание происходит, потому что ребенок не успевает перевести мысль в знаки.

Сфера души.

Сфера души ребенка – это сосуд, который наполняется желаниями, чувствами, эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка важен тактильный контакт, когда его прижимают, поглаживают, передавая свое тепло, в том числе и душевное!

Чувство тревоги дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Чаще всего она проявляется при недостатке общения, когда дети недополучают человеческого тепла и необходимой” порции информации”.

Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально – личностное общение и совместную деятельность с ребенком.

Как решается проблема психологического здоровья в нашем детском саду.

Хухлаева Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей “Тропинка к своему Я”.

На занятиях дети обучаются положительному самоотношению и приятию других людей, знакомятся с чувствами полезными, такими как радость, любовь, забота, вредным чувствам, как обида, злость, страх.

Темы на занятиях следующие: “Я учусь не обижаться”, “Ты обиду не держи, поскорее расскажи”, “Я люблю маму, мама любит меня. Я люблю папу, папа любит меня, и т.д.” Проводится рисуночный тест “Моя семья”. Дети информированы, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека.

Некоторые дети затрудняются подобрать слова о маме. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Если между обследуемым и проверяющим существует тесные личные отношения, результаты теста могут быть сильно искажены.

После проведения занятий дети начинают говорить больше добрых слов о своей семье.

Рисунки меняются после проведения сказкотерапии. Например: в октябре мальчик рисовал вместо семьи такой рисунок: паутины, индейца, повешенного. В марте рисунок соответствует теме.

Или рисунок девочки, она нарисовала семью, себя, до занятий себя не рисовала.

Мальчик рисует в тестовом задании “Моя семья” – себя и телевизор. На вопрос: “Где мама?” Мальчик отвечает: “Стирает”. “Где папа?” – “А папа на работе”.

При психологическом обследовании девочка заканчивает неоконченные предложения. “Ты пришла из детского сада, и мама говорит...
– Иди гулять.
– Ты приходишь с улицы, и мама говорит...
– Иди мой руки и ложись спать.
– А когда ужинать?
– Ты уже поела в детском саду! – отвечает девочка строгим маминым голосом.

Мораль: перенесенная на детский рисунок реальность безжалостно обнаруживает ее самые проблемные стороны, которые взрослые предпочитают не замечать или объясняют внешними обстоятельствами.

Комментарий:

Многим родителям кажется, что они все свое время проводят с детьми, поскольку так или иначе что–то делают для них. В представлении детей все это выглядит иначе: родители вообще отсутствуют в их личном пространстве.

Стирка, приготовление обеда, уборка квартиры и другие хозяйственные дела могут полностью поглотить время взрослых. Более того, они, эти дела, принципиально не заметны для окружающих. Только непосредственное общение с глазу на глаз воспринимается как общение. Именно поэтому лучше не удалять ребенка в тот момент, когда взрослый занят домашними делами, а приобщить его к ним. Да, в этом случае уборка затянется, а приготовление пищи станет более хлопотным. Но при этом ребенок будет чувствовать себя важным и значительным членом семьи, будет перенимать у взрослого навыки и будет точно знать, что его родители всегда рядом.

Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.

Психологически здоровый человек.
Информация к размышлению.

Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расходовано. Жизнь их всегда полна смысла, имеет, цель-будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей... Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом – и от аромата цветка, и от красоты математической формулы. Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Эта личность необычно активная – никогда не ждет, пока кто–то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск – не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач – умеют достойно их пережить, не сломаться.

И самое главное... такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди... глубже и полнее способны любить... Именно они вызывают ответную любовь – сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности. Вот таков психологически здоровый человек. Будьте и вы такими же.

“Цветок”.

Цели:

У каждого человека есть потребность чувствовать себя для кого – то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем ощутить символ внутреннего покоя.

Инструкция. С какими чувствами вы начинали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни?

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время, которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха пи выдоха.

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите какое-нибудь растение, цветы которого вам нравятся. Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...

Представьте, что вы один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка. Рассмотрите цвет его лепестков. Посмотрите, как ярко они сияют. Мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне!” Восхищайтесь этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела.

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь в зал бодрым и отдохнувшим.

– А теперь давайте нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми были вы.

Анализ упражнения.

– Какое растение вы себе представили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"

Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....

Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности

Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности....

Психологическая культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка

Статья посвящена проблеме  повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения  позволяет утверждать, что психологическа...

Выступление на педсовете на тему "Проблема здоровья детей в настоящее время"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка вот самое главное, что необходимо сделать не только родителям, но и...

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...