мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
материал на тему

Петрухина Елизавета Васильевна

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_vospitateley.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Формирование правильного звукопроизношения у детей

дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики.

        

Задачи:

- дать представление о понятии «артикуляционная гимнастика»;

- обучить воспитателей основным подходам использования нетрадиционных игровых приемов по формированию звукопроизношения у детей;

Оборудование: зеркала, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям.

Раздаточный материал: памятки воспитателям по выполнению артикуляционной гимнастики.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги!

Рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики».  

В работе учителя - логопеда артикуляционная гимнастика имеет огромное значение.

               Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

               Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.

               Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).  В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

               Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

              Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

              Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации: 


1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
2. У педагога  должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.
4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.


Итак, начнем упражнения:

1. «Заборчик» (Улыбка) - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы                

2. « Хоботок» (Трубочка, Поцелуй) – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. «Улыбка – Поцелуй» - вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку 

4. «Лопаточка» -  рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

                      

5. «Иголочка» (Стрелочка. Жало)  - улыбнуться, открыть рот. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. 

                     

6. «Часики» (Маятник)   - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.       

                      

7. «Орешки»,  «Футбол» (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

8. Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

                                                    

9. Лошадка. 
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

10. «Заведи моторчик» -  Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить «дын-дын-дын»

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Необходимо предложить детям немного «пообезьянничать»: вы будете показывать движения, а они будут за вами  повторять. Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1–2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать листочки и снежинки с ладошки.

Надеюсь, что мои советы будут Вам полезны, и вы будете использовать эти методы и приемы в своей работе. Спасибо за внимание!

Литература

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.
  2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ
  3.  Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"

Издательство: Карапуз. Год издания: 2007

  1. Краузе Е. "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие", Издательство: Корона-Принт
  2. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
  3. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2". авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство "Гном".
  4. Пожиленко Е.А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."

Издательство: Каро. Год издания: 2006

  1. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет", Издательство: Карапуз. Год издания: 2003
  2.  http://www.solnet.ee/parents/log_49.html
  3.  http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-47.shtml
  4.  http://www.logoped1.ru/blog_logoped/artgimn/gimnastika4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

Мастер-класс для воспитателей"Формирование правильного звукопроизношения средством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»  Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....