«Игровая гимнастика для пальчиков в режиме дня». Консультация для родителей.
консультация (младшая группа) по теме

Семаева Наталья Николаевна

Формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eta_tema_mne_pokazalas_znachimoy_i_aktualnoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игровая гимнастика для пальчиков в режиме дня».

    Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего возраста”.

    Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

   В начале года был разработан перспективный план пальчиковых игр, с интеграцией в другие виды деятельности.

   Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

   В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

   Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

    На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

     Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

     Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

Игры-манипуляции

"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

 "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка". Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетно-пальчиковые упражнения

 "Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

 "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

 "Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

 "Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

 К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

 Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

  Пальчиковые упражнения: «Гимнастика мозга». С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

 "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

 "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 "Симметричные рисунки" – рисовать лучше в воздухе обеими руками зеркально отражая  рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.).

 "Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

  Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

 В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

 "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.

 "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

 "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

 "Согреем руки" - движения, как при растирании рук.

 "Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.

 "Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

  Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

 "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

 "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

 "Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".

 В начале года мы с детьми младшей группы учились играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождались потешками, песенками.

 Потом я включила пальчиковую гимнастику в режим дня.

  • Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

 Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок,

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в одном краю -

 Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

  • Во время утренней гимнастики.

 Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагаю "поиграть с предметом", например: передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: "Какой мяч?". (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка "Замок":

  • На физкультминутках (три-четыре упражнения).

 Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагаю сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ("Пальчики здороваются" или "Коготки"), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ("Надеваем перчатку") и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.

  • Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

 Детям очень нравится показывать "театр в руке": "На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст, движениями рук и пальцев).

  • На прогулке в теплое время года.

 После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

  • С добрым утром!

 Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: "Пальчики здороваются", "С добрым утром!" и  "Помоем руки".

  • На досугах, праздниках, развлечения активизируется мелкая моторика рук: "Перемени предмет", "Передай мяч", "Посадка картошки", детям предлагают:

 - выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);

 - построить стену, забор, пирамиду из кубиков;

 -  провести мелом линию в "лабиринте", не коснувшись его края;

 Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создает зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребенка.

    Предметная деятельность, эффективно развивающаяся у детей в 3-4 года, требует применения упражнений с флажками, мячами, обручем и.т.д., они с одной стороны развивают координацию пальцев рук, с другой - ведут к осознанной предметной деятельности.

   Для повышения интереса к занятиям в дошкольном возрасте необходимо применять игры и создавать из простых физических упражнений игровые ситуации. Игры, ориентированные на сюжеты и условно-схематические изображения, развивают логическое мышление. Игры с цветовыми и формальными изображениями позволяют развивать у детей восприятие цвета и формы, контролировать свои действия, включая мышление и сознание. Игры с речитативами и музыкальным сопровождением позволяют в игровой, отвлеченной ситуации проявлять артикуляционные способности и способствуют формированию правильного звукопроизношения.

   При использовании программного материала рекомендуется на каждом занятии уделять внимание пальчиковой гимнастике, подвижным играм и играм с речитативами. Рекомендуемые игры с музыкальным сопровождением и игры с речитативами, которые повышают интерес к занятиям, позволяют детям в эмоциональной обстановке преодолевать скованность и стеснение в произношении сложных в артикуляционном плане звуков.

    К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась

    Диагностика по развитию речи за период 2013-2014 гг. показала положительную динамику. Речевая активность детей повысилась.

    Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Консультация для родителей "Роль утренней гимнастики в режиме дня дошкольника"

Речь идет о роли утренней гимнастики в режиме дня дошкольника...

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет (консультация для родителей)

В презентации представлены самые простые упражнения для языка, которые можно выполнять дома. Даны рекомендации по правильному выполнению упражнений, каждое упражнение иллюстрировано картинками и небол...

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста (консультации для родителей)

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста (консультации для родителей). Игнатова Любовь «Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекател...

"С пальчиками играем - речь развиваем" (Консультация для родителей)

quot;С пальчиками играем - речь развиваем" (Консультация для родителей)...

Пальчиками играем - речь развиваем. (консультация для родителей)

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка....

"Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в доу" консультация для родителей

В данной консультации описывается роль  и виды дыхательной гимнастики...