Кто в куклы не играл, тот детства не видал
статья на тему
Предварительный просмотр:
«КТО В КУКЛЫ НЕ ИГРАЛ, ТОТ ДЕТСТВА НЕ ВИДАЛ»
Долгих Ольга Павловна,
воспитатель СП «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское муниципального района Борский Самарской области
Действительно, кукла – одна из любимейших игрушек нашего детства. Кто не помнит свою первую куклу? Какая бы она не была: маленькая или большая, пластмассовая или тряпичная, заводская или самодельная, - она всегда будет для нас самой любимой, самой близкой, самой дорогой.
Сейчас много разных кукол, а в далекие времена кукол делали из всего, что попадется под руку: из пучка травы или соломы, из палочек и щепочек, из кусочка ткани. Кукол не выбрасывали, а хранили в сундуках, передавали из поколения в поколение. Кукла сопровождала человека от рождения до самой смерти. Бабушки учили внучек, матери – дочек, старшие сестры - младших. Так воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию. Народная кукла безлика. Она изготавливалась быстро, без использования ножниц и иголки. У каждой куклы обязательно должен быть фартук, платье или сарафан, платок на голове или коса (чем длиннее, тем больше счастья). Кукла перематывалась красной ниткой на поясе и крест-накрест на груди, чтобы злые силы не проникли в нее. Нитка обязательно завязывалась на два узла. Малыши начинали делать кукол с 2 лет, так их готовили к самообслуживанию. Куклу нельзя делать с плохим настроением, иначе вся отрицательная энергия поселится в ней. Каждая кукла была индивидуальна и не повторялась.
Вот, казалось бы, самая простая кукла – Пеленашка. Кусочек ткани, скрученный в трубочку и завернутый в маленькую тряпичку, а сколько в ней смысла и значения.
Куклу-Пеленашку делали перед рождением ребенка и клали в колыбельку, она должна была сбить с толку злых духов и принять на себя все напасти, угрожающие некрещеному малышу. Чтобы ребенка не сглазили, перед приходом гостей к его головке прикладывали Пеленашку. Гость обращался не к ребенку, а к кукле. Считалось, что таким образом вся негативная энергия, все плохие мысли перейдут на куклу, а не на ребенка. Кукла-Пеленашка вкладывалась в ладошку ребенка, и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. А девочки с помощью этой куколки готовились к будущим родам и материнству. Веревочка, которой перевязывалась кукла, не обрезалась, а перекусывалась, как пуповина. Пеленая куклу, девочки учились обращению с младенцем.
Еще одна интересная и простая кукла - Зайчик на пальчик. Она изготавливалась для ребенка 2,5 - 3 лет, чтобы он не боялся или не скучал, когда родители уходили из дома и оставляли его одного. Малышу на пальчик надевали милого зайчика. Ребёнку становилось весело и совсем не страшно, потому что с ним всегда был его добрый друг.
А самая распространенная игровая кукла – Стригушка. Она делалась из травы, сена, соломы (современный вариант – из ниток). Девочки с удовольствие играли с такой куклой, придумывали для нее наряды из того что было под рукой. Низ куклы ровно подстригали (поэтому – Стригушка), чтобы она была устойчивой. Часто девочки делали целый хоровод из кукол. Они ставили их на дощечку и постукивали рукой рядом с куклами, которые от этого крутились и вертелись, как будто в танце.
В нашей группе интерес к народной кукле появился тогда, когда я принесла и показала ребятам куклу-перевертыша. Мои ребята были в восторге, особенно, когда поняли, что это две куклы в одной. Мы рассмотрели прическу, одежду. Я рассказала, как делалась такая кукла. Потом была кукла-птичка. Для своей группы мы сделали панно из птичек, а для младшей - подвеску. Во время масленичной недели мы сделали свою домашнюю Масленицу. А чтобы скорее наступила весна, мы изготовили куклу Веснянку. Ребята с удовольствием помогали мне.
В дальнейшем мы планируем научить их самостоятельно изготавливать кукол и использовать их в своих играх. В планах – сделать альбом народной куклы для родителей, провести мастер-класс для них. Надеемся, что интерес к народной кукле у наших ребят не пропадет, и они создадут свои домашние коллекции кукол.
Изготовление народной куклы – интересное и увлекательное занятие, оно не требует больших финансовых затрат и дает неограниченные возможности для творчества. Занимаясь с детьми народной куклой, мы воспитываем любовь к народной культуре и традициям, знакомим их с историей страны и родного края, развиваем мелкую моторику рук, внимание, память, творческие способности, формируем усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца. Все это необходимо для дальнейшей успешной жизни ребенка.
Кукла-перевертыш «Девка-баба»
Делаем куклу «Веснянку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....
Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...
Презентация для детей:"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Продолжать знакомить детей через игрушку с историей, традициями, бытом на Руси. Обогащать словарь детей новыми словами: "Кувадка", "Крупеничка", "Коляда", "Масленица", "Берестушка", и др. Воспитывать ...
Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...
Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...
Кто в детстве в игры не играл,тот и детства не видал
Сценарий праздника народных игр ...
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...