Исследовательский проект хочу все знать
проект (подготовительная группа) на тему

Исакова Елена Александровна

иследовательский поект содержит беседу с родителями, консультацию и НОД проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_khochu_vse_znat.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Хочу все знать»

Цель:  развитие свободной творческой личности ребёнка, создание совместного (родителей и детей) исследовательского  проекта.

Задачи:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной к школе группы, родители.

Направленность проекта: комплексная (познавательно-речевая, эколого-исследовательская).

Тип проекта: эколого – исследовательский, индивидуальный.

Продолжительность: 2  месяца.

Результат: презентация проектов в форме занятия.

Этапы работы:

Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

а) внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка.

б) создание особой ситуации, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.

в) привлечение  родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Ребёнок оформляет проект.

а) ребенок зарисовывает  свое видение вопроса.

б) ребёнок самостоятельно опрашивает сверстников, родителей и рисует иллюстрации, изображающие содержание их ответов.

в) проверка предложенных ответов (ребенком и родителями, сверстниками), с использованием энциклопедий и других источников информации.

г) в рисунке ребенка изображается результат правильного ответа.

Защита проекта

а) подача заявки на защиту проекта.

б) подтверждение согласия родителей на присутствие при защите проекта.

в) рассказ ребенка о проделанной работе (показ указкой на соответствующие изображения).

г) выдача сертификатов детям, которые участвовали в создании проектов.

Организация педагогом выставки проектов и создание различных заданий и интеллектуальных игр для закрепления и систематизации материала, представленного в детских работах

Пути реализации проекта:

Прослушивание песни группы «Улыбка»- песня «Почемучка» автор А.Варламов

Заучивание стихотворения Татьяны Боковой «Липучка – почемучка»

Инсценирование отрывка песни «Шла лиса…» И.Понаморёвой.

Содержание работы педагога  с детьми:

  • формулировка проблемы. При постановке цели определяется и продукт проекта;
  • формулирует задачу перед ребенком и его родителями;
  • помогает в решении задачи;
  • организует деятельность;
  • практическая помощь (при необходимости);
  • контроль за ходом работы  над  проектом;
  • помощь при подготовке к презентации;
  • презентация.

Содержание работы с родителями:

Беседа с родителями «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников».

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности ребенка»

Используемая литература:

 «Проектная деятельность дошкольников» Н.Г.Веракса

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Спутник»

Беседа с родителями

«Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Исакова Елена Александровна

Воскресенск 2013г.

Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников

Модель нового образовательного учреждения ставит своей целью формирование целостной информационной культуры человека XXI века. Согласно этой модели, современное образовательное пространство ДОУ должно стать местом овладения разными культурными способами деятельности: приобретение предметной грамотности, освоение методологии исследований, получение навыков проектной культуры и работы в группе. А для этого необходимо, чтобы на смену существующему сегодня в отечественной педагогике и нацеленному на получение знаний подходу к образованию пришел компетентностно-ориентированный подход, который обеспечит индивидуализацию образовательного процесса, высокую мотивировацию учащихся и более глубокое изучение практической области применения конкретного предмета.

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающей ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.        

        Поисково – познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применять в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становиться бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

        Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

        В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно – ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

        Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводиться к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме.

        Педагог, используя метод проектов, становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития его творческого потенциала. Так как проблема должна  исходить от детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав знания и опыт детей в определенной области, я придумываю прием стимуляции их познавательного интереса.

        В проектной деятельности процесс познания детей расширяется и углубляется. Иными словами, дети, получив результат и определённые знания, сознательно ставят новую познавательную задачу и проектируют способы её решения.

        Именно такой путь познания, наиболее естествен для ребёнка. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший познавательного интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало. Ребёнку необходимо открыть для себя свойства предметов  и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое должно проходить преимущественно в форме игры и труда. Так как в этих видах деятельности развивается вкус детей к самообучению и самосовершенствованию, знания приобретаются в процессе делания на основе индуктивного метода познания: от частного – к общему.

        По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально – поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и т.д. Такие образом, на фоне этой деятельности развивается и совершенствуется и сам воспитатель.

        Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта -  какие задачи решает педагог, какие – сами дети, а какие разрешимы через сотрудничество. Это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе.

        Таким образом, использование метода проектов в организации познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Спутник»

Консультация для родителей

«Развитие познавательной активности ребенка»

Подготовила:

воспитатель Исакова Елена Александровна

Воскресенск 2013г.

Развитие познавательной активности ребенка
Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу? Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за дверками шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует. Что же создает в ребенке неудержимую тягу к познанию?
У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Поэтому, родители, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.
Конечно, мы родители хотим помочь своим детям в развитии. Причем с этим может справиться каждый ответственный и заботливый родитель. Надо лишь вооружиться определенными знаниями и уделить внимание своему ребенку.
Особенности познавательной активности детей – дошкольников
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности.
Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!». Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления.
Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности.
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).
Как развить у своего ребенка желание и умение познавать мир?
В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае.
Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний. Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ, содержащихся в помидорах и ананасах, а заодно рассказывать, как растет манго, которое ребенок не имеет возможности наблюдать в той среде, в которой живет постоянно. Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры, картошка, лук, морковь – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминок. И овощи люди выращивают на огородах и полях.
Также надо помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий.
Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за бутылкой пива, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка.
Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
Первые шаги развития познавательной активности
Ребенку 2-3 года. В этом возрасте у малыша постепенно формируем целый набор представлений. О человеке и конкретно о себе самом. Малышу надо знать свое имя и фамилию, кто он – мальчик или девочка. О своей семье ребенку надо знать имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а так же их семейный статус – кто кем приходится ему («Коля мой братик») и кем приходятся члены семьи друг другу («Мама и папа друг другу муж и жена, а бабушка Надя – папина мама»). Для ребенка постичь семейный статус близких не так просто: порой, малышу очень трудно понять, что бабушка Надя – мама папы и даже еще жена дедушки Пети. На это требуется время и терпение родителей. Иногда на протяжении всего дошкольного детства приходится разбираться, кто кем приходится в семейном лабиринте.
В представлении о человеке малыш должен знать физические особенности человека (у человека есть голова, лицо, руки, ноги, туловище; на лице – глаза, нос, рот и т.п.). У каждого человека есть имя, возраст, каждый мужчина или женщина. Ребенку надо объяснять физическое и эмоциональное состояние людей, в частности членов семьи: «Бабушка устала, она работала на даче», «Сестренка отдохнула, она поспала», «Маша веселая», «Коля грустный». Со временем ребенку эти знания помогут лучше понимать людей и легче контактировать с ними.
Также у ребенка формируются знания о профессиях людей, различной деятельности, явлениях природы. Сначала простейшие знания, которые затем совершенствуются на протяжении всего детства.
Для развития познавательной активности ребенка 2-3 лет огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка.
Во время движения, занятий на спортивных детских площадках, спортивных подвижных игр, занятий физкультурой ребенок сталкивается со многими предметами и получает массу впечатлений об их цвете, форме, размерах, весе (тяжелый – легкий), получает тактильные ощущения. Различные по цвету и размеру мячи, гимнастические палки, различные по цвету, размеру и форме детали для подвижных игр, например, «городки» все это прекрасные учебные пособия. Играя с ребенком в простые игры, родитель может закреплять его представления о цвете, форме, размерах. Примеры таких игр можно найти в литературе и Интернете. Так же в процессе подвижных игр ребенок развивает ориентацию в пространстве.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Спутник»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 Формирование целостной картины мира

 «Хочу все знать»

Подготовила:

воспитатель Исакова Елена Александровна

Воскресенск 2013г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 Формирование целостной картины мира

 «Хочу все знать»

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?!

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может кот, письмо как

Мышку на окошко заманил?

- Кто бы это мог принести нам письмецо в детский сад? (почтальон). А от кого ? (ответы детей).

Входит Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы получили от меня письмо?

Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Конечно получили, только вот даже не успели его прочитать, как уже и ты сам к нам пришёл.

Незнайка: - У меня есть друг Знайка- он знает всё-всё не свете. У него много друзей, им с ним очень интересно. А вы знаете, почему меня так зовут? (ответы детей).Так вот я тоже хочу, чтобы у меня было много друзейи чтобы им со мной тоже было интересно. У меня постоянно возникают разные вопросы, вы поможете  мне на них ответить.

Звучит песня А.Варламова «Почемучка»

Незнайка: - А вам ребята, кто помогает отвечать на них?

Стихотворение Татьяны Боковой «Липучка-почемучка» читают дети:

1. Мама любит и жалеет

Мама понимает.

Мама всё моя умеет

Всё на свете знает!

2.- Почему кусают осы?-

Спрашиваю прямо.

И на ВСЕ мои вопросы

Отвечает мама.

3. Скажет мне откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Из муки печётся?

4. Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы

5. Почему на небе тучка,

А в лесу – лужайка?

Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,

А она ВСЕЗНАЙКА!

Воспитатель: - И какие же вопросы  у тебя возникают, Незнайка?

Незнайка: -Почему заяц прячется в глубине леса?

Воспитатель:- А как же ты сам думаешь?

Незнайка: -Не  знаю… (вздыхая).

Воспитатель: -А вы, как думаете, ребята? (ответы детей)

1ребенок выступает с проектом «Почему заяц прячется в глубине леса?». 

Воспитатель: - Теперь ты понял Незнайка?

Незнайка: Конечно. Но не понял почему заяц трусишка и вообще  правда ли это?

2 ребёнок: проект «Правда ли, что заяц трусишка?»

Воспитатель: -про это есть такая пословица: «Заяц не трус, а себя бережет»

Анализ проектов: Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. А иной раз за себя постоять может.


Инсценирование песни «Шла Лиса…» И.Пономаревой.

 Шла Лиса, сидел Косой,
Кушал булку с колбасой.
Начала Лиса просить:
- «Дай кусочек откусить!»
А Зайчонок лапки в бок:
- «Ты ведь съела пирожок!
У Вороны сыр украла!
И тебе, Лиса, все мало?!»

Вот! Вот! Вот! Вот!
Вот! Вот! Вот! Вот!

- Нет, ни капельки не дам,
Колбасу я съем и сам!
Нет, ни капельки не дам,
Колбасу я съем и сам!
Ам! Ам! Ам! Ам!

Воспитатель: - Ребята, а вы когда-нибудь слышали как иногда состояние человека, его внешний вид или характер сравнивают с животными?

Фразеологический  «зверинец»:

1. Голоден, как …. (волк),

2. Хитёр, как …(лиса),

3. колючий, как …. (ёж).

Физкультминутка: 

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый

И как заинька – трусишка

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ёжик славно потянулся.

Незнайка: - Кстати, а кто из вас знает, почему медведя называют косолапым?

3 ребёнок: проект  «Почему медведя называют косолапым?»

Анализ проекта: Ставит лапы пальцами вовнутрь, а пятками наружу.

Воспитатель: А звери-то бывают не только в сказках, но и в играх.

Незнайка: Я знаю такую игру, хотите поиграть.

Пальчиковая игра: «Сидели два медведя…»

Воспитатель: - Да, ребята, на нашей планете живёт много разных животных. Незнайка, а ты знаешь, как называется наша планета?

- А вы, ребята, знаете? Какие еще планеты знаете? Есть ли живые существа на других планетах? (ответы детей)

4 ребёнок: проект «Есть ли жизнь на других планетах?»

Незнайка: - Как много  я сегодня узнал, а теперь хочу вас проверить, всё ли  вы правильно запомнили:

Нет ни склада тут, ни лада

Переставьте всё как надо.

Зайцы летают в небесах

Инопланетяне сидят в кустах

Едят морковку второпях

Медведи на занятии сидят

Дети плавают во льдах.

Дается две минуты вам

Расставьте быстро всех их по местам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Хочу все знать" во второй младшей группе

Цель: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА!...

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"

Актуальность:Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без то...

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ" в группе раннего возраста

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Познавательно-исследовательский проект "Хочу всё знать"

Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, содержит материал по ознакомлению детей со свойствами песка, воды, воздуха...

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Исследовательский проект "Хочу всё знать".

Дети очень любознательны и хотят всё знать и исследоватЬ. Мы сделали проект "Хочу всё знать", провели исследования с микроскопом и лупой.В проекте принимали участие и родителиБыло очень инте...

Педагогический исследовательский проект "Хочу всё знать!"

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о...