Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кузьма Анна валерьевна

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» И.А.Пазухиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_st.vozrast.docx310.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»

муниципального образования г-к. Анапа

C:\Users\пк\Desktop\1381856793_risunok_ogotoevyi.jpg

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции

(старший возраст, старшая группа)

по программе: «Давай познакомимся!

Тренинговое развитие и коррекция

эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»

И.А.Пазухиной

педагог-психолог

Кузьма Анна Валерьевна


План коррекционный работы

Раздел

Тема занятий

Время проведения

  1. Я и я

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

  1. Я и другие дети

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»;

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

  1. Я и мои эмоции

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции» (итоговое занятие)

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2-я неделя января

3-я неделя января

4-я неделя января

1-я неделя февраля

  1. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животными»

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

  1. Я и моя семья

«С кем я живу»

«Правила домашнего этикета»

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

«Путешествие в сказку»

«Я знаю, я умею, я могу»

2-я неделя марта

3-я неделя марта

Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной осведомлённости

4-я неделя марта

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания, навыков группового взаимодействия, формирования умения использовать азбуку жестов

4 недели апреля

Игровые упражнения, направленные на развитие способности познать себя и других людей

4 недели мая

Итого:

31 занятие


Содержание занятий по разделу 1. «Я и я»

Задачи:

  1. Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
  2. Учить детей описывать свои желания и чувства;
  3. Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  4. Помогать ребёнку поверить в свои силы;
  5. Гармонизовать потребности ребёнка в социальном признании.

Занятие «Тайна моего имени» (1-я неделя октября)

Цели:

  • способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

  1. Игра «Эхо»;
  2. Игра «Маленькое имя»;
  3. Игра «Объясни имя»;
  4. Игра «Ласковое имя»;
  5. Конкурс «Кто знает больше имён».

Занятие «Автопортрет» (2-я неделя октября)

Цели:

  •  помочь детям понять собственную индивидуальность

  1. Чтение стихотворения Р.Сефа «Ещё одно эхо»
  2. Игра «Радио»
  3. Игра «Ветер дует на…»
  4. Рассказ про девочку Катю (по произведению Е.Пермяка «Про нос и язык»)
  5. Рисунок «Мой портрет»

Занятие «Мой внутренний мир» (3-я неделя октября)

Цели:

  • учить детей описывать свои желания, чувства;
  • учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  •  развивать внимание детей к себе, свои переживаниям.

  1. Упражнение «Слушаем себя»;
  2. Игра «Свет, мой, зеркальце, скажи!»;
  3. Игра – разминка «Ветер дует на…»;
  4. Игра «Знакомство – представление»;
  5. Рисунок «Мне это нравится».

Занятие «Мой любимый сказочный герой» (4-я неделя октября)

Цели:

  • способствовать самовыражению ребёнка;
  • продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

  1. Чтение русских народных сказок;
  2. Игра «Хоровод сказочных героев»;
  3. Загадки про сказочных героев;
  4. Игра «Любимый сказочный герой»;
  5. Придумывание сказки со всеми любимыми сказочными героями детей;
  6. Рисунок «Мой любимый сказочный герой».

Содержание занятий по разделу 2. «Я и другие»

Задачи:

  1. Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  2. Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
  3. Сформировать позитивное отношение к сверстникам;
  4. Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  5. Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Занятие «Мы так похожи» (1-я неделя ноября)

Цели:

  • формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе;
  •  расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

  1. Игра «Ассоциации»;
  2. Игра «Подарок»;
  3. Игра «Мыльные пузыри»;
  4. Игра «Конкурс хвастунов»;
  5. Игра «Комната смеха»;
  6. Игра «Доброе животное».

Занятие «Мы такие разные» (2-я неделя ноября)

Цели:

  • учить различать индивидуальные особенности детей в группе;
  • учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

  1. Игра «Башенка из игрушек»;
  2. Игра «Мы – разные»;
  3. Игра «Заяц – хваста»;
  4. Игра «Спиной друг к другу»;
  5. Игра «Испорченный телефон»;
  6. Игра «Знакомство – представление»;
  7. Игра «Встань на его место».

Занятие «Язык жестов и движений» (3-я неделя ноября)

Цели:

  • расширять представления детей о различным способах коммуникации с окружающими;
  • дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

  1. Беседа «Как можно общаться без слов»;
  2. Чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края»;
  3. Игра «Через стекло»;
  4. Упражнение «Артисты пантомимики»;
  5. Упражнение «Расскажи стихи руками»;
  6. Игра «Кто я?»
  7. Игра «Заколдованный ребёнок»
  8. Игра «Говорящая рука»

Занятие «Давайте жить дружно» (4-я неделя ноября)

Цели:

  • развивать групповую сплочённость;
  • преодолевать трудности в общении;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

  1. Чтение стихотворения З.Александровой «Шарик»;
  2. Игра «Путанка»;
  3. Игра «Поворята»;
  4. Игра «Психологическая лепка»;
  5. Упражнение «Договорись взглядом»;
  6. Игра «Волны»;
  7. Игра «Не намочи ноги»;
  8. Игра «Доброе животное».

Занятие «Мальчики и девочки» (1-я неделя декабря)

Цели:

  • учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
  • развивать навыки общения мальчиков с девочками.

  1. Чтение отрывка из стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»;
  2. Беседа «С кем бы я хотел дружить»;
  3. Игра «Петушки»;
  4. Упражнение «Приглашение на танец»;
  5. Игра «Лужа»;
  6. Игра «Найди свою пару»;
  7. Рисунок «Мальчик и девочка».

Содержание занятий по разделу 3. «Я и мои эмоции»

Задачи:

  1. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, радости, горя;
  2. Расширять представление детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их;
  3. Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом;
  4. Учить контролировать свои эмоции.

Занятие «Радость» (2-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «Радость»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

  1. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Про пана Трулялинского»;
  2. Беседа «Радость – это…»;
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра – ассоциация «На что похожа радость»;
  5. Этюда «Ласка», «Первый снег».
  6. Игра «Что может поднять тебе настроение»;
  7. Рисунок «Я радуюсь».

Занятие «Удивление» (3-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «удивление»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

  1. Чтение отрывка из произведения А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  2. Беседа «Удивление – это…»
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра – ассоциация «Удивление»
  5. Этюд «Живая шляпа»
  6. Рисунок «Удивлённый человек»

Занятие «Страх» (4-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «страх»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

  1. Чтение стихотворения И.Демьяновой «Трусов Федя»
  2. Беседа «Страх – это…»
  3. Игра «Расскажи свой страх»
  4. Игра «Гуси – лебеди»
  5. Игра – ассоциация «Страх»
  6. Этюд «Момент отчаяния»
  7. Чтение К.И.Чуковского «Закаляка»
  8. Чтение рассказа С.Афонькина «Как побороть страх?»
  9. Игра «Жмурки»

Занятие «Гнев» (2-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «гнев»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • продолжать учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • учить преодолевать негативные настроения.

  1. Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Мойдодыр»
  2. Игра «Ругаемся овощами»
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра – ассоциация «Злость»
  5. Игра «Тигра на охоте»
  6. Этюд «Гневная гиена»
  7. Рисунок «Злой человек»
  8. Упражнение «Уходи, злость, уходи»

Занятие «Горе» (3-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «горе»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • помогать детям преодолевать негативные настроения.

  1. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
  2. Когда я грустил (рассказы детей)
  3. Игра «Море волнуется»
  4. Игра-ассоциация «Горе»
  5. Этюд «Северный полюс»
  6. Рисунок «Грустный человек»
  7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Занятие «Интерес» (4-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «интерес»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;

учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

  1. Рассказываем сказки
  2. Игра «Кривые зеркала»
  3. Игра «Повтори фразу»
  4. Упражнение «Слушаем музыку»
  5. Игра «Профессии»
  6. Игра «Азбука настроения»
  7. Рисунок «Разные человечки»

Занятие «Наши эмоции» (итоговое занятие) (1-я неделя февраля)

Цели:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширять представления детей об эмоциях;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение;
  • развивать выразительность речи и движений;
  • развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.
  1. Рассказываем сказки
  2. Игра «Кривые зеркала»
  3. Игра «Повтори фразу»
  4. Упражнение «Слушаем музыку»
  5. Игра «Профессии»
  6. Игра «Азбука настроения»
  7. Рисунок «Разные человечки»

Содержание занятий по разделу 4. «Я и животные»

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о внешнем виде повадках животных.
  2. Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомным животным.
  3. Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Занятие «Мой ласковый и нежный зверь» (2-я неделя февраля)

Цели:

  • закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных;
  • продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному;
  • продолжать учить детей подражать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
  • развивать воображение детей, выразительность их движений.

  1. Слушание аудиозаписи «Голоса животных»
  2. Игра «Придумываем клички»
  3. Игра «Большой – маленький»
  4. Игра «Я и животное»
  5. Игра «Изобрази животное»
  6. Игра «Сказочная зверюшка»

Занятие «Общение с животными. Волк» (3-я неделя февраля)

Цели:

  • обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало;
  • оптимизировать общение детей со сверстниками;
  • способствовать снижению страха перед животными.

  1. Загадка про волка и трёх поросят
  2. Рассказывание сказки «Три поросёнка» (пересказ С.Михалкова)
  3. Беседа «Злой волк»
  4. Упражнение «Разминка»
  5. Конкурс на самого страшного волка»
  6. Игра «Сидит заяц на припёке»
  7. Беседа «Добрый волк»
  8. Рисунок «Добрый и весёлый волк»
  9. Упражнение «Доброе слово волку»
  10. Игра «Иван царевич и серый волк»

Содержание занятий по разделу 5. «Я и моя семья»

Задачи:

  1. Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
  2. Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
  3. Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
  4. Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Занятие «С кем я живу» (4-я неделя февраля)

Цели:

  • помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи;
  • продолжать учить детей проявлять уважении, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

  1. Чтение стихотворения О.Бедарева «Кто чей?»
  2. Беседа «Что такое семья?»
  3. Упражнение «Кто кому кто?»
  4. Чтение стихотворения К.Тангрыкулиева «Прожила на свете мама…»
  5. Беседа «Чем порадеем родителей?»
  6. Игра «Мы очень любим»
  7. Рисунок «Особый день моей семьи»

Занятие «Правила домашнего этикета» (1-я неделя марта)

Цели:

  • продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой;
  • учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений;
  • учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

  1. Чтение рассказа Я.Тайца «Карандаш»
  2. Беседа с детьми о необходимости уступать друг другу
  3. Чтение стихотворение С.Михалкова «Бараны»
  4. Разыгрывание сценки
  5. Игра «Не поделили игрушку»
  6. Рисунок «Общая игрушка»

Занятие «Путешествие в сказку. В гостях у маленькой Бабы - Яги»

(2-я неделя марта)

Цели:

  •  повторять и закреплять уже приобретённые знания, умения детей;
  • создавать положительный эмоциональный фон на занятиях;
  • развивать навыки общения ребёнка со сверстниками;
  • формировать у детей представления о значении взаимопомощи на примере сказочных сюжетов и персонажей;
  • способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.

  1. Введение в сказку
  2. Игра «Клеевой дождик»
  3. Игра «По кочкам»
  4. Игра «Ромашка с настроением»
  5. Игра «Гармоничный танец»
  6. Игра «Комплименты»
  7. Рисунок «Рисуем сказку»

Занятие «Я знаю, я умею, я могу!» (3-я неделя марта)

Цели:

  • закреплять приобретённые ранее знания и умения детей;
  • развивать представление о себе и своих отличиях от других;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

  1. Чтение русской народной сказки «Заяц – хвастун» (обработка О.Капицы)
  2. Игра «Заяц – хваста»
  3. Игра «Я и другие»
  4. Игра «Колдун»
  5. Игра «Я знаю»
  6. Рисунок «Наш дом»


Игровые упражнения, направленные на развитие

способности познать себя и других людей (4-я неделя марта)

Цели:

  • расширение представлений о добре и зле;
  • обучение навыкам коллективного рисования на заданную тему;
  • совершенствование самооценки и взаимооценок;
  • стимулирование произвольного внимания, воображения, мышления.

  1. «Доброе сердце»
  2. «Добрые и злые люди»
  3. Этюд «Добрые поступки»
  4. Групповой рисунок
  5. «Какой я человек»

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания,

навыков группового взаимодействия,

формирования умения использовать азбуку жестов

(развитие ВПФ)

1-я неделя апреля

Цели:

  • развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия;
  • стимулирование внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений;
  • развитие восприятия и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения.

  1. Игра «Отвечаем быстро»
  2. Игра «Будь внимателен»
  3. Задание «Чистый лист»
  4. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»

2-я неделя апреля

Цели:

  • расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
  • развитие навыков произвольного поведения;
  • развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения

  1. Задание «Расшифруй слова»
  2. Игра «Филя, где ты?»
  3. Задание «Запомни и нарисуй»
  4. Игра «Воздушный шарик»

3-я неделя апреля

Цели:

  • развитие умения адекватно оценивать свои личностные качества, а также проявление их у сверстников;
  • развитие умения детей понимать других, предвидеть их желания, стимулирование произвольного внимания, воображения;
  • совершенствование навыков группового взаимодействия, умения точно выполнять правила игры, развитие произвольного внимания, ловкости, смелости;
  • закрепление навыков вежливого прощания с помощью вербальных и невербальных средств общения.

  1. Игра «Школа»
  2. «Узнай мысли»
  3. «Проход сквозь группу»
  4. «До свидания»

4-я неделя апреля

Цели:

  • развитие у детей устойчивого интереса к сверстникам, совершенствование навыков сотрудничества, умения устанавливать положительные взаимоотношения;
  • стимулирование слуховой памяти, произвольного воображения и наглядно-образного мышления.

  1. «Чемодан»
  2. «Интервью»
  3. «Кто подошёл»
  4. «Счёт»

Игры и упражнения, направленные на развитие

эмоциональной осведомлённости

(развитие ЭВС)

1-я неделя мая

Цели:

  • формирование устойчивого внимания к чувствам настроению, эмоциям, поведению другого человека;
  • обучение умению читать язык жестов;
  • развитие творческого воображения, произвольного внимания, зрительного восприятия и процессов памяти.

  1. «Угадай-ка»
  2. «Необычное в обычном»
  3. «Секреты Шерлока Холмса»
  4. «Передай по цепочке»
  5. «Змейка»

2-я неделя мая

Цели:

  • расширение представлений детей о способах передачи информации, стимулирование познавательной и двигательной активности

  1. «Созвучие»
  2. «Дополни рисунок»
  3. «Разговор через стекло»
  4. «Английская песенка»

3-я неделя мая

Цели:

  • обучение умению налаживать контакт с партнёром, используя вербальные и невербальные средства общения;
  • снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.

  1. «Фокусировка»
  2. «Прикосновение»
  3. «Подарки»
  4. «Дискуссия»
  5. «Игры индейцев»
  6. «Иголки и нитка»

4-я неделя мая

Цели:

  • расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
  • развитие навыков произвольного поведения;
  • развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения.

  1. «Расшифруй слова»
  2. «Филя, ты где?»
  3. «Запомни и нарисуй»
  4. «Воздушный шарик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст)

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст) по программам: «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей»...

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа)

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмо...

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

как формируются высшие психические функции

процессс формирования высших психических функций в динамике...

Кейс №1 "Игровые задания на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста."

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи,  внимания, памяти, мышления....

Мастер-класс «Технологии углубленной диагностики базовых высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации».

Задачи: - создание творческой атмосферы; - снятие психо-эмоционального напряжения; - повышение эмоционального тонуса; - позитивного настроя педагогов....