"Театральные игры" консультация - практикум для воспитателей
консультация на тему

Цель:

  • Развивать интерес педагогов к театральной деятельности, помочь овладеть приёмами организации;
  • Познакомить с видами театров,  и приёмами актёрского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnye_igry_konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Театральные игры»

Консультация – практикум для воспитателей

Материал подготовила

Музыкальный руководитель

МБДОУ №57 «Дюймовочка»

Береговина Лариса Николаевна

Цель:

Развивать интерес педагогов к театральной деятельности, помочь овладеть приёмами организации;

        Познакомить с видами театров,  и приёмами актёрского мастерства.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства  полезно всем детям, поскольку развивает качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.

 Для того  чтобы  начать работу над любым спектаклем или сказкой, этюдом, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят  детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.    

Воображение и вера в этот вымысел — главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье — в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем.

В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А.А. Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей. Между тем правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо прежде всего опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, — говорил К.С. Станиславский, — что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде».        

Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы; почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

Практическая часть.

Общеразвивающие игры и упражнения:

ЭСТАФЕТА

Цепь. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм,  и не вмешиваются  в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание.

Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). 

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет,  либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить  всё,  как было.

РУКИ - НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по дум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.

ЕСТЬ  ЛИ  НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведуний— в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

Театральные игры

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.                                                                                                                            

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. « Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

«Король»

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребёнок.  Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, король!

Король: Здравствуйте!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А вы отгадайте!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребёнок становится королём.

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2.  Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую

мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Театрализованное представление является самым любимым видом развлечения детей.  Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Куклы очень выразительны, и благодаря этому в кукольном театре можно показать много забавного, интересного, поучительного. Дети верят персонажам, воспринимают их как живых. Ребенок вступает в радостное общение с любимыми героями,  бурно и радостно  реагирует на все события, происходящие в театре. В связи с этим  кукольный театр позволяет решать целый комплекс воспитательных задач:

 сплочение детского коллектива,

повышение общего уровня развития детей,

расширение их кругозора в области искусства и навыков культурного поведения, воспитание высоких моральных качеств и положительных черт характера.

Организация кукольного театра в группе способствует повышению общей активности детей, позволяет решать задачи нравственно - эстетического воспитания. Дошкольники любят подражать тем героям, которые им больше всего нравятся. Поэтому для кукольных постановок лучше всего выбирать пьесы целенаправленного, воспитательного значения с примерами дружбы, храбрости, трудолюбия, находчивости.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

 Во-первых, подготовка его материальной части, т.е. кукол, ширмы и декораций. Во-вторых, разучивание пьесы исполнителями и репетиции. При организации кукольного театра следует учитывать возможности каждого возраста. Так, например, актерами могут быть только старшие дети, а младшие принимают участие в изготовлении декораций и мелкого реквизита.

Руководя деятельностью детей, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке, следует постепенно привлечь к разговору всех детей, даже малоразговорчивых.

Вначале педагог предлагает детям-исполнителям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. От разбора жизненных ситуаций воспитатель переходит к обучению работе с куклами. В кукольном спектакле могут принимать участие как дети, так и взрослые (сотрудники детского сада, родители и др.). Работая над пьесой, воспитателю следует помнить следующие правила:

•    при распределении ролей обращается внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

•    один и тот же взрослый исполнитель может сыграть две или даже три роли, но только не надо давать тех персонажей, которые по ходу действия встречаются друг с другом в одной картине, так как станет заметно, что он разговаривает сам с собой;

•    если спектакль готовится силами детей, то ребенок может исполнять только одну роль;

•    первые две-три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

•    приступая к репетициям с куклой, воспитателю следует следить за тем, чтобы она все время держалась на уровне воображаемого пола, по которому как будто ходит;

•    репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

•   для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, воспитатель объясняет им, что когда кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса;

•    если персонаж сказки молчит и слушает своего партнера, то он не должен двигаться.

Использованная литература:

1.«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э.Г.Чурилова,  Москва «Владос» 2001г;

2.«Театрализованные занятия в детском саду»  М. Д. Маханёва, Творческий центр «Сфера», Москва 2004г;

3.«Театрализованная деятельность в детском саду» А. Е.Антипина, Творческий центр «Сфера», Москва 2006г;

4.«Играем в театр» Т.Н. Доронова, Москва «Просвещение» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Театральный ринг"

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Данный семинар создан в помощь воспитателям, не являющимся профессионалами в области актерского мастерства. Подсказаны методы работы над сценарием при подготовке какого-либо мероприятия....

Практикум для воспитателей «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

   Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком театральных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески о...

Семинар-практикум для воспитателей "Театральные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры-этюды, творческие задания, игры-путешествия для дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ "Игры и игровые упражнения со звучащим словом; театральный ринг".

Целью семинара является: систематизация знаний педагогов по организации и проведении речевых игр посредством театрализованной деятельности.В материале предоставленна информация о разновидностях театра...

Семинар-практикум для воспитателей «Театральный ринг»

Семинар-практикум для воспитателей...

Консультация-практикум для воспитателей Тема «Театральные игры в речевом развитии дошкольников».

Цель:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении - влияние   театрально- игровой  деятельности на развитие речи детей....