Методическая разработка.Проект "Наша масленица"
проект по теме

Рогачева Ольга Борисовна

Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких  является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица».

 Знакомя детей с традициями проведения этого праздника , с его историей, появляется возможность наиболее полно понять всю глубину, широту и открытость Русского народа, культивировать такое качество , как гордость за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx480.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Проект «Масленица»

Автор проекта:

Рогачева Ольга Борисовна,

воспитатель

1 квалификационной категории

Кронштадт

2014 год

Участники: воспитатели групп, дети средней, старшей, подготовительной группы (4-7 лет), родители.

Сроки реализации: 7 дней.

Тип проекта:

  • Групповой (по числу детей)
  • Игровой, творческий (по методам проведения )
  • Межпредметный (по предметным областям)
  • Краткосрочный (по длительности реализации)

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких  является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица».

 Знакомя детей с традициями проведения этого праздника , с его историей, появляется возможность наиболее полно понять всю глубину, широту и открытость Русского народа, культивировать такое качество , как гордость за свою страну.

Цель проекта- повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • Обогащение духовного мира детей
  • Возбуждать интерес к обрядовым русским праздником
  • Приобщить детей к традиции проведения народного праздника через сопереживания и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создать атмосферу радости, приобщенной к традиционному празднику
  • Активизировать совместную деятельность с родителями.

Предварительная работа

Предварительная работа реализуется в следующих видах деятельности.

  • Проведение в группах обсуждения идеи проекта
  • Выявление интересующих детей вопросов
  • Работа в группах по сбору информации об истории праздника
  • Выбор формы реализации проекта
  • Разучивание стихов, пословиц ,закличек для сопровождение действий во время праздника.
  • Организация презентации об истории традиционных обычаях праздника «Масленица»
  • Организация места проведения праздника
  • Оформление праздника (выбор материала и оборудование)
  • Выбор действующих лиц

Подведение итогов проекта

  • Публикация статьи об итогах проведение праздника
  • Выпуск праздничной газеты фото-коллаж «Наша Масленица»
  • Совместная деятельность с родителями : конкурс рисунков «Масленичный разгуляй»

Реализация проекта

Предварительная работа

В течение масленичной недели дети знакомятся с историей праздника, с обычаем каждого дня масленичной недели, активно готовятся к предстоящему празднику, разучивая хороводные стихи, заклички. В пятницу проводят праздник на улице «Наша Масленица».

Презентация «Широкая Масленица»(проводиться по группам).

Цель- знакомство воспитанников с традициями русского народа, расширение представлений об особенности проводов зимы, традиционном праздновании «Масленицы».

Задачи- подготовить детей к празднику на улице «Наша Масленица».

Материалы и оборудование:

  • Мультемидийная презентация
  • Видеофильм «Масленица - Смешарики»
  • Музыкальное сопровождение
  • Блин из картона (Для игры горячий блин)
  • Трафарет птицы из картона (продуктивная деятельность детей)
  • Платьевая кукла (Масленица)

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель:

 Проходите, проходите, детушки - ребятушки!

Какое сегодня прекрасное зимнее  утро (слайд 1).

Полюбуемся пейзажем! Скажите мне пожалуйста, как называется последний месяц зимы?

Верно. Сейчас на дворе февраль-конец зимы.

Дети входят в группу, встают полукругом.

Февраль

Ну ка, кто из вас светит?

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

Правильно, солнышко! (слайд 2)

Солнце

Не зря оно так ярко светит,

Солнце зиму прогоняет,

Весну к нам зазывает.

Какое время года наступит совсем скоро?

Весна

Молодцы, а кто мне скажет, какой старинный русский праздник означает проводы зимы и встречу весны? (стайд 3)

Масленица

Верно! Ее еще называют широкая масленица.

Ты пришла нарядная, к нам весну встречать,

Песни петь и развлекаться и с зимою попрощаться.

Ребята, а что вы знаете о масленице?

Ответы детей

Хотите получше узнать об этом празднике?

Да!

Присаживайтесь.

Дети рассаживаются на стульчики

Рассказ воспитателя:

Масленица-праздник, пришедший к нам из старой Руси. Он бывает в конце февраля или в начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны.

Празднование Масленицы проходил раньше так: делали куклу из соломы, назвали ее Масленица. Это был символ уходящей зимы и прихода весны. Возили куклу по всей округи с песнями, играми, зимними забавами. А затем сжигали эту куклу,  показывая эти, что прощаются  с холодами и всеми неприятностями, которые была в году. Этот обычай дошел до наших дней, правда, куклу мы не сжигаем, а прощаемся с ней до следующего года, до следующей зимы.

Праздник Масленица отмечали с шутками, плясками и шумными застольями. Масленица-самый весенний праздник, по старым традициям длиться целую неделю то есть 7 дней. Каждому дню масленичной недели народ дал особое название.

Подскажите, как называется первый день недели?

Да. Понедельник первый вечно и название его «встреча»

В этот день масленицу встречают, игры зимние начинают (слайд 5). Строились горки изо льда, люди катались на санях, потешались над скоморохами и ряжеными, играли в народные игры. Одну из таких игр я сейчас вам покажу. Называется она «Золотые воротики»

Игра «Золотые воротики»: игроки по парам встают напротив друг друга, взявшись за руки. Поднимают руки вверх-получаются «Воротики». Остальные дети цепочкой проходят через эти «Воротики».

«Воротики» говорят:

Золотые ворота, пропускают не всегда

Первый раз прощается,второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

После этих слов «Воротики» опускают руки. Пойманные дети становятся «Воротиками».

Какой второй день недели?

Вторник «Заигрыш» зовется (слайд 6).

Все заигры как один и на тройках с бубенцами лихо поснегу катим.

В этот день катались на лошадях, пели частушки, дразнилки. Вот такие:

Ах ты Сашка-таракашка

На сарай полезай

Там дети хохочут

Тебе пятки щекочут.

Все смеялись и некто не обижался.

Понедельник

Дети встают со стульчиков и выполняют действие игры под руководством воспитателя.

Вторник

Тут среда подходит «лакомкой» зовется, да неспроста «лакомка». Какое главное угощение на масленицу.

Правильно, блины. А почему? (слайд 7)

Посмотрите на меня, на солнышко похож я

Такой же круглый и румяный, вкусен с маслом и сметаной.

С этого дня пекли блины-желтые, круглые, горячие! Ели блинов много. Ели и подшучивали:

У кумы была сестрица,

Печь блины то мастерица

Напекла их штучек шесть,

Семером их не поесть!

Сели четверо за стол:

Друг на друга посмотрели,

И блины то все поели!

Ребята, давайте поиграем еще в одну русскую игру «Горячий блин».

Игра «Горячий блин»: дети встают в круг. Все участники держат ладошки вверх.

 Послеслов : Как на масленой неделе

Из печи блины летели

С пылу с жару из печи, все румяны, горячи!

Под музыку дети передают блин друг другу. Музыка заканчивается. У кого блин окажется, тот и выбывает.

Блины

Похожи на солнышко  

Дети выполняют правила игры в соответствии с руководством воспитателя.

После игры дети рассаживаютя на стульчики.

За средой идет?

Ну а что же с четвергом?

Четверг в недели перелом.

С этого дня все меняется и разгулье начинается.

Четверг назывался «Разгуляй» (слайд 8).веселье усиливалось. В этот день устраивались большие хороводы с приговорками.

Давайте и мы вокруг масленицы будем водить хоровод и приговаривать (платьевая кукла масленица)

Не мети ты вьюга злая, нас морозом не пугая,

К нам весна красна идет, за собой тепло ведет.

На плите блины печем (показываем руками как)

Всем, кто хочет, раздаем

Веселись народ, гуляй (хлопаем в ладоши)

С Масленицей  поздравляй!

Четверг

Дети вместе с воспитателем водят хоровод.

После рассаживаются на стульчики.

Вот и пятница с субботою настали- «Тещины вечерки» (слайд 9).

В этот день вся родня встречается,

блинами угощается.

 В семьях всех и лад и мир, все устраивают пир.

В пятницу и субботу на масленичной недели устраивались домашние посиделки. В эти дни ходили в гости к родным, в гости на блины.

Вот подошел последний день недели-воскресенье. Проводы масленицы. В этот день прощались с холодной зимой и масленицей. Уходила масленица, а с ней и зима, весна вступала в свои права. Соломенную куклу- символ зимы провожали и приглашали вернуться в следующем году. А еще воскресенье называли «Прощенным» (слайд 10).

В воскресенье светлое «день прощенья всех»

Вы друг-другу все простите, низко-низко поклонитесь.

В этот день все просят прощенье друг у друга. Это хорошая традиция. Давайте поддержим ее.

Обнимите стоящего рядом в знак дружбы и примирения.

Молодцы, вот как много вы узнали. Ребята, кто запомнил название дней «Масленичной недели»? и что за праздник Масленица?

.

Дети встают около стульчиков.

Дети обнимаются.

Ответы детей.

Теперь вы хорошо знаете наши русские традиции и готовы скоро праздновать «широкую масленицу». А для того чтобы праздник наш был красочный, давайте вырежем из картона ярких птичек, которыми мы украсим деревья на нашем участке.

Дети рассаживаются за столы и вырезают по трафарету форму птицы.

А сейчас я вас всех приглашаю на просмотр мультфильма «Наша масленица»

Праздник на улице «Наша Масленица»

(Игра по станциям)

Цель-приобщение детей к традициям проведения народного праздника через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости.

Задачи:

  • обогащать духовный мир детей, вызывая положительные эмоции
  • вызывать интерес к обрядности русским праздникам
  • обобщать и закреплять знания детей о празднике Масленица
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде

материал и оборудование:

  • Масленица-ряженая кукла
  • Солнце на палке
  • Костюмы для действующих лиц
  • Народные инструменты: бубны, трещотки
  • Снеговики из ватмана
  • Сковородки, блины из картона
  • Цветные ленты (красные, желтые, синие, зеленые)
  • Красочное название Наша Масленица
  • Название станций по дням масленичной недели (Заигрыш, Лакомка, Встреча, Разгуляй)
  • Метлы
  • Спортивное оборудование: обручи, мячи, канат, карты-схемы, свистки

Участники: дети, родители, воспитатели групп.        

Действующие лица (герои): ведущая (ряженая), зима,блин, снеговик, баба-яга.

Структура проведения праздника: на улице собираются дети с воспитателями и родителями. На одежде каждого ленточка одного из четырех цветов (у каждой группы свой цвет ленточки).

ХОД ПРАЗДНИКА:

Ведущая (ряженная) бьет в бубен и трещотки:

- собирайся, народ! Вас веселье ждет!

Масленицу отмечать, зиму провожать.

Весну красную встречать!

Здравствуйте гости дорогие, как много вас собралось, какие все красивые и нарядные. Скажите мне, что мы собрались праздновать?

Масленицу, проводы зимы!

Возьмемся за руки друзья, встанем в хоровод.

Так веселее и теплее будет нам, и пусть зимушка зима в дорогу собирается,

Возьмет с собою холода, и в хоровод к нам возвращается.

Хором в хороводе:

 Не мети ты вьюга злая, нас морозом не пугая,

К нам весна красна идет, за собой тепло ведет.

На плите блины печем (показываем руками как)

Всем, кто хочет, раздаем

Веселись народ, гуляй (хлопаем в ладоши)

С Масленицей  поздравляй!

Появляется зима:

Здравствуйте народ честной, день сегодня не простой.

Я пришла проститься с вами, над полями, над лесами

Долго я была хозяйкой.

Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черед, в след за мной весна идет.

Ряженная:

Зимушка зима,  то-то ты не весела.

Зима:

Да, нужно будет нам прощаться, скоро на год расставаться.

Ряженая: зимушка, ты еще пока в почете, но пора подумать об отчете.

Зима:

Ну чтож, начнем отчет

О проделанной работе я всегда веду учет:

Скован ли на речке лед?

Веселиться ли народ?

Снега для игры хватает?

И морозец донимает?

Все ли довольны мною, зимой?

Будете ждать вновь встречи со мной?

Зима:

Чтож, теперь я улыбнусь,

Я прощаться не боюсь.

По озябшим городам уж спешит весна-сестрица,

Нужно ей поторопиться!

Солнце ей укажет путь

Лучиками согревая суть.

Ряженная:

Ребята, посмотрите, а солнышко то у нас без лучиков.

Как же весна к нам доберется? Что же делать?

Зима:

Не беда! Вы сможете ей помочь, лучики солнца отыскать.

Для этого вам нужно пройти много испытаний. Не побоитесь?

Ряженная:

Тогда получайте карту в которой вы узнайте, где можно раздобыть лучики от солнца. (получают карты-схемы движения по станциям).

Зима:

А для того, чтоб вам легче было путь-дорогу найти-возьмите блин масленичный, кидайте его перед собой, куда он покатиться-туда и идите. (каждой группе выдаются по обручу «блину»).

Ряженная:

Удачного путешествия!

Ждем вас с лучиками ясными для Солнышка красного.

Масленицу

Все встают в хоровод вокруг Ряженой

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Да.

Дети совместно с воспитателями начинают движение по станциям.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ЛАКОМКА» действующий персонаж- «Блин».

Блин:

Здравствуйте друзья! Позвольте представиться, я блин

На весь свет один.

Всех моих братьев съела,

А меня не успели.

Только на меня раскрыли роток,

А я шмыг, и на утек.

Добро пожаловать ко мне в гости, в местечко, которое «Лакомкой зовется». Кто мне подскажет, какой день масленичной недели «Лакомкой «называется?

На Руси был обычай «В день, когда уходила зима и наступала весна печь блины».  А почему?

Блин:

Верно, ведь вы за лучиком для солнышко пришли?

Чтож, вы его получите. Но сначала покажите, как вы ловко блины печете.

Игра напеки блины»

Задача: быстро перенести в сковороде все блины на блюдо. Игроки делятся на две команды, начинают после слов:

Блин: как на масленой недели из печи блины летели.

Масленица-угощай, все блиночки подавай!

(дует свисток, игра начинается)

После проведенной игры блин говорит:

Вот блины так блины,

С пылу с жару хороши!

Порадовали вы меня, ну и я не отстаю,

Лучик солнца вам дарю.

Дети уходят со станции.

Среда.

Блин похож на солнышко

Станция «разгуляй». Действующие лица: снеговик.

Снеговик:

Добро пожаловать друзья, встречаю с радостью вас я,

Веселый, круглый снеговик, к веселью, играм я привык.

Да и местечко мое так и называется, Разгуляй.

Какой день масленичной недели называется Разгуляй?

Снеговик:

Правильно, четверг.

Четверг на Масленицу-раздольный, игривый.

Люди устраивают снежные бои.

Бегай, хохочи вволю.

Вот я хочу проверить, какие вы ловкие и умелые.

Сыграйте со мной в игру «Собери снежки для снеговика». А за вашу ловкость я вас вознагражу: я же зная зачем вы пришли, за лучиком для солнышком.

Вперед, за игру.

Игра «собири снежки для снеговика».

Задачи:

Как можно больше забросить в корзину снежков.

Игроки делятся на две команды. Начинают собирать по свистку Снеговика.

Снеговик:

Ай, порадовали снеговика, получите лучик солнышко.

Четверг

Дети переходят на следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА». Действующие лица: Баба=Яга.

Баба-Яга:

Фу, фу. Русским духом запахло. Вот так встреча! Зачем пожаловали? Вкусненькие мои?

Баба-Яга:

Ишь ты, какие хитрые, так я вам его и отдала, аппетитные мои! А как называется местечко, где я живу?

Что значит встреча на Масленичной неделе?

В понедельник наступает встреча, яркие санки с горочки скользят, накатались вволю! Щеки аж горят!

А я на санках кататься не умею, а вот на метле, как на реактивном самолете (показывает). А вы сможете прокатиться на метле? Сейчас я проверю.

Игра метла-самолет.

Задача:

Пробежать на метле вокруг кеглей.

Игроки делятся на две команды, по свистку БабаЯги вступают в игру.

Баба Яга:

Чтож, молодцы! Заслужили свой лучик солнца. Придется мне его отдать.

Колдуй Баба, колдуй Дед

Наши дома, ваших нет.

Туз бубновый, бор сосновый,

Лучик солнышка0-привет

(достает лучик солнца, отдает детям).

БабаЯга:

Получайте!

За лучиком

Встреча

Понедельник

Станция «ЗАИГРЫШ»

Действующие лица: зима.

Зима:

Проходите все друзья!

Видит рада всех вас я!

Заигрыш» мое местечко,

Очень сложное словечко.

Кто знает, какой день масленичной недели так назывался?

Зима:

Во вторник все играли как один в мои зимние забавы.

Радовались последнему снегу и морозу.

А вы холода не боитесь?

Тогда скорее в круг становитесь.

Всех морозить буду я,

Не зевай, мои друзья.

Проводится игра «НЕ ЗАМЕРЗНИ».

Задача:

Выполнять движения по словесному указанию героя.

Зима:

Чтобы не замерзнуть, нужно выполнять такие движения:

На слово «СНЕГУРОЧКА»- приседать,

«СНЕЖИНКА»- прыгнуть,

«СНЕГ»-хлопать,

«СНЕГОВИК»-топать.

Зима:

Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Проводит игру, путая детей.

Зима: а еще любимой масленичной забавой была игра-перетягивание каната.

Ну-ка силушкой померьтесь, меня зимушку позабавьте.

Проводиться игра перетягивание каната:

Дети делятся на две группы.

Задача:

Перетянуть канат на себя.

Зима:

Аай да удальцы-молодцы.

Получайте лучик солнышка. Скорее зазывайте мою сестрицу-весну.

Ряженная вставляет лучики в солнце:

Вот и солнышко засияло, весне дорогу указало. Зима славная была, но решила пора простится и с весною подружиться.

Зима:

Что же милые друзья

И обычай знаю я

Символ праздника везу

Масленицу покажу

Чтоб красавица весна

На смену мне пришла.

(везет куклу на санках).

Зима:

Вот масленица дорогая, наша гостюшка годовая.

Ряженная:

Ты прощай, прощай, наша масленица,

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Все вместе,хором:

Масленица воротись, через год поклонись!

Зима прощается со всеми и увозит куклу на санках.

Ряженная:

Ну а мы, ребята,для того, чтоб у нас было весеннее настроение

Украсим деревья на наших участках птичками, которые мы приготовили для праздника.

Вторник

Дети встают в круг вокруг зимы

Дети собирают лучики, возвращаются на место со всеми героями и встают в круг.

Все расходятся.


C:\Users\User\Desktop\методист\фотографии\Презентация масленица\Слайд1.JPG


C:\Users\User\Desktop\методист\фотографии\Презентация масленица\Слайд2.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно- методическая разработка. Праздник Масленицы для младших и средних групп

сценарий праздника для младшего и среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Весёлая масленица"

Методическая разработка "Весёлая масленица"...

Учебно-методический материал - презентация "Масленица"

Презентация помогает ознакомить детей с русскими традициями....

Методическая разработка "Гуляй Масленица!"

Сценарий проведения праздничного мероприятия "Масленица", в котором могут участвовать как одна группа, так и несколько разновозрастных групп....

Методическая разработка "Празднование Масленицы в детском саду"

Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка празднования Масленицы во второй младшей группе ДОУ «Масленичка» (проводится на территории группового участка)

Цель мероприятия:создание у детей радостного настроения при выполнении знакомых движений, воспитание эмоциональной отзывчивости на культурное творчество русского народа.В данной разработке представлен...

Методическая разработка "Встречаем масленицу"

Основная деятельность детей – это игра, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Она воспитывала в детях любовь к ...