Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
материал на тему

Макухина Анна Викторовна

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работы будут отражены в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_no2.odt32.6 КБ

Предварительный просмотр:

           Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов..

        Социально-реабилитационный маршрут в нашем центре – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врачей -  специалистов, социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов), работающих на разных отделениях, но тесно связанных между собой. Мы, специалисты отделения социальной реабилитации №1, ведем прием непосредственно в центре. За прошедшие годы нашей работы сотни детей и родителей получили различные логопедические и дефектологические услуги.

В наш центр часто обращаются родители с детьми, имеющими множественные нарушения развития. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа, синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная.

Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции  и социальной адаптации данной категории детей.

Главной целью нашей работы является максимально возможная социализация для каждого ребенка. Поэтому, основная наша задача – частичная интеграция и адаптация данной категории детей в окружающий социум.

В своей работе мы  определили приоритетные направления:

- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;

-становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;

- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;

- частичная интеграция детей  в общество более здоровых сверстников;

- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).

Все дети, посещающие центр, имеют различные речевые недостатки. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок  в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, осложненое  дизартрией, алалией, аграфией, алексией, дисграфией и дислексией.

Цель нашей работы  с детьми с множественными нарушениями состоит в том, чтобы устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, с тем, чтобы каждому ребенку в отдельности облегчить вливание в социальную жизнь настолько, насколько это окажется для него возможным, развить коммуникативную функцию речи.

Исходя из главной цели работы в рамках комплексного процесса реабилитации особо выделяются задачи:

Первая задача – изучение соматического, неврологического, психического и речевого статусов ребенка, особенностей его развития, выявление речевых дефектов и сопутствующих им нарушений.

Вторая задача - проведение количественной и качественной оценки результатов диагностик, позволяющей выявить глубину отставания и на основе полученных данных спрогнозировать возможный дальнейший ход  развития в форме конкретных задач по каждому направлению  работы.

 После  обследования  мы со специалистами центра собираемся на реабилитационном совете, где   делимся результатами диагностик  и составляем индивидуальный маршрут реабилитации, а также  определяем конкретные задачи и содержание дальнейшей  работы ребенком.

Третья задача - осуществление развивающей помощи в рамках традиционных и нетрадиционных  организационных форм обучения – на занятиях, проводимых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и ведущей формы деятельности на каждом возрастном этапе.

Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:

- индивидуально-личностное ориентирование – ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый»: у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;

- эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально –комфортной психологической обстановки;

- тесное постоянное взаимодействие с  родителями;

-игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Опыт нашей работы с детьми с множественными нарушениями развития позволил выделить следующие специфические особенности:

1. Систематический поиск индивидуальных подходов.

В работе каждый ребенок исключителен. Для каждого составляются индивидуальные маршруты реабилитации на основе комплексного обследования. Этот маршрут в ходе работы постоянно корректируется на основе индивидуальных продвижений и личностных особенностей ребенка.

2. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг нашей работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтоб ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Для этого ведется работа по развитию подражательной способности ребенка. Это основа перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам; действиям.

3. Организация обстановки занятий.

Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение специалиста.

4. Логопедические и дефектологические занятия носят игровой и комбинированный характер.

Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятии ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Используются яркие игрушки, аудиоцентры, речевые игры.

  1. Моделирование ситуаций.

Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные ситуации.

6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера занятия, падает результативность.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

От детей с множественными нарушениями развития нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая и дефектологическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с  педагогами и специалистами других отделений, а также  родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми  мы работаем. Связь с другими отделениями центра.

Форма работы с детьми с множественными нарушениями развития, как правило, индивидуальная, но мы стараемся включать ребенка и в подгрупповую работу.  Подгрупповую форму работы мы используем на логоритмических занятиях, а также в группах:

 «Любознайки»,

«Мир и звуки вокруг нас»,

«Путешествие в сказку»

Четвертая задача – состоит в том, чтобы мобилизовать усилия родителей на активное участие в реабилитационном  процессе, создать вокруг ребенка атмосферу постоянной поддержки, искренней заинтересованности и сотрудничества с их стороны.

         

В своей работе специалисты используют традиционные и нетрадиционные приемы, т. к. состав детей неоднороден и практически каждый ребенок требует индивидуального подхода.

Чаще всего разнообразные приемы приходится использовать в работе с тяжелыми формами дизартрии, наиболее распространенным нарушением в детском возрасте у детей с множественными поражениями.

На индивидуальных занятиях проводится работа  по:  укреплению губной мускулатуры; развитию подвижности языка, губ, включая элементы логопедического массажа и  упражнения пассивной артикуляционной гимнастики с подкреплением пищевого компонента; вызыванию губных звуков; развитию предметных действий методом пассивных движений; увеличению пассивного словаря; тренировке слухового восприятия.

 Одним из характерных симптомов дизартрии является гиперсаливация, т.е. обильное слюнотечение.  Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна. Практическая работа включает в себя различные виды  (криотерапия, логопедический массаж, жевание твердой пищи, полоскание рта, статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения,  активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика, дыхательные упражнения, произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке). Вся работа должна выполняться   систематически, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях по развернутым рекомендациям после обучения родителей.  Но для эффективности используемых комплексов упражнений при разных видах дизартрии  нередко приходится прибегать к консультации врачей центра, а именно рекомендации по фитотерапии, как одного из вспомогательных средств, облегчающих состояние ребенка, а так же средства ухода за кожей вокруг рта.

Совместно с педагогом-психологом  разработана серия подгрупповых логоритмических занятий – игр  для  детей с множественными нарушениями.  Главная цель которых -    общение детей друг с другом, так как из-за своих особенностей они лишены социальных контактов. Это комплексное занятие, включающее в себя: коммуникативные  и пальчиковые игры; дыхательные  упражнения; упражнения на развитие слухового внимания и зрительного сосредоточения; а также активизацию голосовой и речевой активности. Каждое занятие строятся по одной теме или  сюжету с обыгрыванием бытовых действий или  сценок из жизни, что формирует базу для социализации. Результат: положительный  эмоциональный настрой на совместную деятельность и долгожданные   единичные звуки и звукокомплексы к концу занятия.

Таким образом, совместная работа разнопрофильных специалистов создаёт базу для успешной реабилитации детей со множественными нарушениями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».

Проект     По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ  с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....

Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время актуальной проблемой является рост доли детей с ТМНР , нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания....