Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
статья на тему

Каширина Светлана Сергеевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_usloviyam_dou.docx132.87 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к условиям ДОУ

Опыт работы по теме «Адаптация детей к условиям ДОУ» является актуальным и представляет для педагогов практический интерес. Так как учет специфики адаптационного периода помогает не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Цель педагогического опыта: организация постепенного перехода ребенка из семьи в ДОУ, обеспечение оптимального течения периода адаптации.

Основными задачами воспитания являются:

  1.  облегчение периода адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, создание условий для охраны и укрепления их здоровья;
  2. формирование у детей навыков здорового образа жизни, содействие их полноценному физическому развитию;
  3. закладывание основ будущей личности.

Работа по адаптации детей к условиям ДОУ основывается на следующих принципах:

  • в центре внимания находятся дети с их индивидуальными особенностями, разными способностями и уровнем развития;
  • создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе;
  • организация комфортной предметно-развивающей среды;
  • использование вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни;
  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников на основе педагогического диалога;
  • четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов;
  • формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»;
  • комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий мероприятия по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.

Опираясь на предшествующий опыт и на рекомендации, данные в педагогической литературе, работа по адаптации детей строится следующим образом.

Специфика периода адаптации рассматривается с научной точки зрения и с позиции комплексного исследования, проведенного учеными разных стран мира.

Выстраивая личностно-ориентированную линию поведения с каждым ребенком, организуется интересная и  содержательная жизнь детей в детском саду. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.

Установление эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю происходит на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Создание в группе атмосферы тепла, уюта и благожелательности формируют у детей положительную установку, желание идти в детский сад.

С самого начала на первый план выступает тесное взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников на основе «открытости» по всем вопросам развития и воспитания детей. В связи с этим используются различные формы работы с родителями. Они направлены на выработку наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в детском саду  и дома.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными, дающими высокие результаты являются:

  • организация предварительной работы с родителями по подготовке детей к детскому саду;
  • постепенный прием детей в соответствии с графиком;
  • создание эмоционально комфортной обстановки в группе;
  • осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в период привыкания на основе наблюдений;
  • проведение ступенчатой системы периода адаптации;
  • индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка родителей.

В ходе адаптационного периода выявились некоторые трудности. Такие, как педагогическая неопытность молодых родителей, небольшой подготовительный период, недостаточная подготовленность детей к поступлению в детский сад, различные требования и стиль взаимодействия ребенка и взрослых дома и в детском саду.

Несмотря на это, все делалось для того, чтобы каждый ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. О чем свидетельствует анализ периода адаптации детей к условиям ДОУ.

Адаптация ребенка к детскому саду – это, прежде всего, адаптация семьи.  Построение взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом ДОУ на основе взаимоуважения и взаимопомощи позволило успешно решать проблемы по мере их возникновения. Опыт работы показал, если родители доверяют педагогам, то адаптация ребенка проходит быстрее и легче.

Вывод.

Успешность адаптации детей зависит от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним;  руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывает и ребенок, и сами взрослые.


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Этапы нахождения ребенка в группе в период адаптации

Приложение 4

Фазы адаптационного процесса

Приложение 5

Приложение 6

Факторы, влияющие на период адаптации ребенка к условиям ДОУ

Приложение 7

Причины негативных поведенческих реакций детей в адаптационный период

Приложение 8

Основные формы взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации


Приложение 9

 Организация адаптационного периода  

в режимных моментах

Утро

  • Утренний прием
  • Самостоятельные игры детей с игрушками и сенсорными материалами
  • Зарядка с использованием оздоровительных технологий
  • Игры с элементами фольклора
  • Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, прием пищи)
  • Завтрак
  • Игры-занятия в группе
  • Дидактические и развивающие игры
  • Игровые ситуации, общение
  • Подготовка к прогулке

День

  • Прогулка
  • Подвижные игры
  • Игры с песком и выносным материалом
  • Закаливание: воздушные и солнечные ванны
  • Наблюдения
  • Развлечения
  • Формирование культурно-гигиенических навыков
  • Подготовка к обеду
  • Обед
  • Подготовка ко сну
  • Дневной сон

Вечер

  • Постепенный подъем
  • Гимнастика после сна
  • Оздоровительные мероприятия
  • Формирование элементарных навыков самообслуживания
  • Привитие культурно-гигиенических навыков
  • Игры с воспитателем
  • Самостоятельная игровая деятельность
  • Подготовка к прогулке
  • Прогулка
  • Уход детей домой


Приложение 10

Организация совместной деятельности с педагогами

в адаптационный период

  • Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

  • Упражнения в основных движениях.

  • Пальчиковые игры.

  • Звуковая культура речи.

  • Активизация словаря.

  • Чтение детской художественной литературы.

  • Заучивание потешек и детских стихов.

  • Ознакомление с окружающим.

  • Рассматривание картин, игрушек.

  • Обучение игровым действиям.

  • Дидактические игры.

  • Социально-нравственное воспитание.

  • Разговоры и  беседы.

  • Общение.

  • Ситуации.

Приложение 11

Организация самостоятельной деятельности детей

в адаптационный период

  • Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности.

  • Игровые действия с игрушкой по предварительному показу воспитателя.

  • Игры с двигательными игрушками.

  • Игры с сенсорными материалами.

  • Развивающие игры.

  • Самостоятельное рассматривание книг и иллюстративного материала.

  • Разговоры по «телефону».

  • Рассматривание  семейных альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...