Театрализованные игры-представления для детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Богомолова Людмила Викторовна

В  статье  представлен личный опыт поэтапной работы по разработке и постановке театрализованных игр-представлений в ДОУ. Дано понятие о том, что такое "театрализованная игра-представление", а также схема, по которой удобно работать. Театрализованные игры-представления можно включать в детские праздники, вечера досуга, концертные программы и развлечения с детьми, так как обязательным элементом в них являются сюрптизные моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и постановка театрализованных игр-представлений в ДОУ и их роль в эмоциональном развитии ребенка

 

Под понятием «театрализованная игра-представление» я понимаю широкое перспективное явление, состоящее не из одной сказки, а из целостного восприятия различных эпизодов, представляющих собой отдельные концертные номера, которые являются связующими звеньями в сюжете, где одно вытекает из другого или является ярким контрастом (юмор заменяется лирикой, песня – танцем, упражнение – драматизацией или стихами и т.д.)

Слово «игра» подразумевает творчество, свободу, инициативу, движение. А «театрализованное представление» подразумевает образ, эмоциональность, яркость, действие в движении. Музыка же объединяет статичность театра и подвижность игры в захватывающее зрелище, насыщенное активным действием, танцами, песнями, а главное – радостью. Театрализованные игры-представления – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. Их воспитательные возможности огромны, тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка.

Главное отличие театрализованной игры-представления от собственно представления в том, что ни один ребенок не знает полностью ее содержания. У него есть своя роль, в которой выступает в определенный момент развития сюжетной линии, выступления же других детей и взрослых для него являются сюрпризом. Кроме того, в театрализованных играх-представлениях предусматриваются не только подготовленные номера, но и игровые ситуации, в которых дети действуют спонтанно. В них обязательно должна быть непредсказуемость, неожиданность, сюрприз. От театрализованных игр театрализованные игры-представления отличаются, прежде всего, своей масштабностью. Они включают в себя, как правило, элементы нескольких игр.

С чего же начинается разработка театрализованной игры-представления? Конечно же, с выбора сюжета и определения тех педагогических задач, которые будут решаться в процессе их постановки и проведения.

Всю подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

  1. Продумывание и составление сценария, подбор материала.
  2. Ознакомление с ним взрослых участников представления, обсуждение, распределение ролей и ответственных за изготовление костюмов и атрибутов.
  3. Индивидуальная работа с детьми и со взрослыми, участвующими в театрализованной игре-представлении, а также непосредственная работа по изготовлению костюмов и атрибутов.

В опубликованных работах А.И. Бурениной «От игры до спектакля» и «Развитие детского творчества в театрализованных играх» великолепно представлено моделирование сюжетов для построения сценариев театрализованных игр. Правда, такие варианты постановок, как «День рождения», «Праздники», «Балы и маскарады», «Сказки наоборот» я отношу, в большей степени, к театрализованным представлениям. Исключение составляют те случаи, когда дети не знают полностью развития сюжетной линии, и в ней предусматриваются неожиданные появления положительных и отрицательных героев, развитие конфликта между ними и цель – «победить зло».

Схематически модель театрализованной игры-представления можно изобразить так:

       

                                                                                                                               

СЮЖЕТ. Он должен быть интересен, близок и доступен детям по содержанию, вызывать эмоциональный отклик в душе ребенка. Основой для сюжета, как правило, служат сказки, рассказы, детские фильмы и мультфильмы, которые помогают детям сориентироваться в мире ценностей и воспитывать положительные качества личности.

Наиболее яркие и интересные варианты сюжетов получаются при сочетании таких театрализованных игр, как: «Путешествия», «Исполнение желаний», «Детективные истории» (названия даны А.И. Бурениной) и «Сказочные персонажи в гостях у детей». Например: «детективная история», где дети должны найти украденный предмет или спасти похищенного героя, «путешествие», в которое они пускаются для достижения цели, «исполнение желаний» - наличие волшебного предмета, помогающего им в поисках.

«Путешествия». Это может быть путешествие                                                            

  • по островам (Сказочный, Таинственный, остров Смеха и шуток, Танцевальный и др.)
  • по странам настоящим и выдуманным (страна Знаний, страна Музыки,

страна Удивляндия и т.д.)

-   по станциям (Загадкино, Смекалкино, Спортивная, Фантазеркино и др.)

  • по лесу (встреча с разными зверями, птицами, сказочными персонажами; посещение полянок: Цветочной, Грибной, Сказочной и др.)
  • по городу (посещение театра, цирка, вернисажа, парка т.д.)

«Исполнение желаний». Для развития сюжета необходимо наличие какого-либо волшебного предмета (волшебной палочки, звездочки, шкатулки, шишки, платочка, волшебного ключика, шарика и т.д.) или присутствие определенного сказочного персонажа (Золотой Рыбки, Доброй Феи, Старика Хоттабыча и др.), с помощью которого исполняются различные желания.

«Детективные истории».  По сюжету детям необходимо

  • спасти похищенного героя (Снегурочку, Весну, Принцессу и др.)
  • найти украденный предмет (ключик, сундучок, подарки и т.д.)

«Сказочные персонажи в гостях у детей». К детям приходят в  гости герои сказок, мультфильмов (Красная Шапочка, Буратино, Золушка, Доктор Айболит и др.)

        В сочетании этих театрализованных игр, сюжетная линия может выглядеть, примерно, так: с помощью какого-либо волшебного предмета дети отправляются в путешествие, чтобы найти похищенный предмет и по пути им встречаются  положительные и отрицательные сказочные персонажи,  между которыми происходит конфликт.

Схема построения сюжета  выглядит, примерно, так:

 Варианты здесь возможны самые разные, и зависят они от собственной фантазии и тех знаний и навыков, которыми обладают дети.

        ЦЕЛЬ. Может быть самой разнообразной: кого-то найти, куда-то попасть, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т.д. Например:

  • найти волшебный предмет, который может помочь расколдовать                                                                                                                                          Принцессу, заколдованную «злыми силами».
  • найти клад
  • помочь Красной Шапочке найти дорогу к Бабушке
  • найти лепестки волшебного цветочка
  • попасть в Волшебную страну или на другую планету и т. д.

В любом случае, основная идея при постановке цели заключается в том, чтобы помочь положительным героям, «победить зло» и восстановить справедливость.

ЗАДАЧИ (ЗАДАНИЯ). Чтобы достигнуть поставленной цели, дети должны преодолеть различные препятствия, решить поставленные перед ними задачи, выполнить определенные задания:

  • кого-то рассмешить
  • кого-то чему-то научить
  • исполнить танец, песню
  • отгадать загадки
  • исполнить знакомое произведение на детских музыкальных инструментах
  • сочинить мелодию, стихотворение, песенку
  • преодолеть препятствия: пройти «по мостику через реку», перепрыгнуть через «ручей», попасть в цель и т.д. (это может быть полоса препятствий).

СРЕДСТВА. Для достижения поставленной цели детям необходимы различные средства:

  • средства передвижения («поезд» для путешествия по станциям, «корабль» для путешествия по островам, «ракета» для путешествия на другую планету, «ковер-самолет» и др.)
  • карта, с помощью которой можно найти клад
  • волшебный предмет, оказывающий помощь в выполнении заданий (волшебная книга, волшебный фонарик и т.д.)
  • и другие

СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ. Являются одним из самых необходимых и  наиболее важных элементов театрализованной игры – представления.

Что такое сюрприз? Это, прежде всего, неожиданность, удивление, радость, восторг. Это те эмоции, которые так необходимы нашим детям и которых им так не хватает в повседневной жизни. Поэтому подготовке и включению разнообразных сюрпризных моментов в театрализованные игры-представления, я уделяю очень большое внимание.

Составляя сценарий,  я стараюсь продумать целый каскад сюрпризов, расположить их по силе воздействия и яркости восприятия. В этом случае можно рассчитывать, что у детей останется приятное, светлое впечатление, удовлетворенность, восторг.

Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждый номер, каждая песня, пляска являлись сами по себе сюрпризом. И обязательно учитываю как их внешний эффект (эмоциональный и эстетический), так и глубину воздействия, качество исполнения, уровень трудности, сложность постановки. Именно от этого зависит, кто будет участвовать непосредственно в исполнении сюрпризного момента – взрослый, несколько взрослых, ребенок или подгруппа детей, с которыми проводится большая индивидуальная работа.

Каким же образом выстраивается каскадная линия сюрпризов?

Дети получают письмо в красивом конверте на влетевшем (опущенном на леске) осеннем листочке, снежинке, шарике и т. д. или посылку с волшебной книгой, зажигающимся фонариком, цветком, колокольчиком, говорящей шишкой и др. Таким образом, завязывается интрига. По ходу развития сюжета, дети встречаются с  положительными сказочными героями, которые им помогают, и отрицательными персонажами, которые им всячески «вредят» и мешают. При этом большое внимание уделяется костюмам, яркости и эффектности атрибутов, световым и звуковым эффектам.

Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды ребенка не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

И, естественно, финал – это достижение цели, когда преодолены все препятствия, добро побеждает зло, а дети получают заслуженную награду не только в виде подарков и угощения, но и благодаря тем переживаниям (удивлению, радости, восторгу), которые они испытывают, и которые оставляют неизгладимую память в их душе.

Итак, основная цель любых сюрпризных моментов – доставить детям радость, удивить их, показать им «настоящее чудо» (игрушечный заяц превращается в живого, подарки, украденные «злодеями» – в мешки с водой, вода в кувшине – в конфетти и т. д.), ибо под воздействием положительных эмоций происходит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЕНКА. И это самое главное.

Все сюрпризные моменты можно условно разделить по 4 направлениям:

1.         Зрелищно-игровые: «Оживление зайчика», «Живой мешок», «Кувшин с водой», «Кто сидит в мешке?», «Заколдованные подарки», все виды фокусов, также все «самодвижущие»  и «говорящие» предметы и т. д. (см. «Сюрпризные моменты»). Дети очень эмоционально воспринимают движущиеся предметы (напр.: «убежавшие» калоши, печку, приехавшую к Емеле, домик на «курьих ножках»), говорящие предметы (елку, цветок, книгу), особенно в сочетании со световыми эффектами (миганием, подсветкой, вспышками). Все это выглядит необычно, непонятно, иногда интригующе, иногда смешно, но, безусловно, представляет собой захватывающее зрелище.

        Эти сюрпризы легко вплетаются в любой сценарий, где есть персонаж-волшебник (фокусник). Их, как правило, исполняют взрослые (исключение составляет «живой мешок»). Дети же являются активными зрителями, эмоционально реагирующими на происходящее. Их просят подуть, похлопать, потопать, вытащить игрушку из мешка («Кто сидит в мешке?»), сказать волшебные слова; таким образом, сюрпризный момент превращается в захватывающую игру.

        Иногда в театрализованных играх-представлениях мы используем еще один сюрпризно-игровой момент, и на нем я хочу остановиться особо. Дети очень любят игру «Мешок без дна». Сама по себе она для них не является сюрпризом, так как не несет в себе никакого элемента неожиданности. Радость и удовольствие им доставляет то «удивление», которое «испытывает» персонаж, оставшийся с пустым мешком, и, конечно, чувство собственной смелости и ловкости.

Сюрпризом же является «двойной мешок» (его устройство подробно описывается в приложении). Несколько детей спокойно вылезают из «мешка без дна» и убегают, а последний ребенок оказывается в «мешке с дном». В этом случае необходимо учитывать возрастные (можно проводить только с подготовительной группой) и индивидуальные особенности психики ребенка, т. е. необходимо иметь абсолютную уверенность, что ребенок не испугается, не испытает никаких отрицательных эмоций. Естественно, персонаж должен быть обязательно положительный, добрый, хорошо знакомый детям и, конечно, этот момент ни в коем случае нельзя затягивать. Ребенку обязательно вручается приз как самому смелому. Это приносит непередаваемый восторг, но еще раз хочу подчеркнуть, что никакие просчеты и случайности здесь недопустимы и выбор ребенка, который окажется в «мешке с дном» необходимо хорошо продумать заранее.

        2.         Появление положительного персонажа должно органично вплетаться в сюжетную линию  театрализованной игры-представления. Такие роли сказочных персонажей, как Мальвина, Буратино, Красная Шапочка предназначены, исключительно, для детей. Существуют роли, которые могут играть только взрослые (Карлсон, сказочница Веселина, бабушка Веселина и др.).

Есть и такие роли, которые могут исполнять как взрослые, так и дети (Лесная Фея, Весна, Осень и т. д.). Кому будут предназначены данные роли, зависит от сложности их исполнения и от возраста детей.

Очень часто в театрализованных играх-представлениях принимают участие школьники, выпускники детского сада, со многими из которых мы поддерживаем тесный контакт. Они с удовольствием  играют роли сказочных героев, участвуют в зрелищно-игровых сюрпризных моментах. Их помощь, например, становится просто незаменимой в таких случаях, когда нужна “движущаяся” печка (и ребенка в нее не посадишь, и не каждый взрослый поместится). В любом случае, все сюрпризные роли, независимо от того, играют их дети детского сада, взрослые или школьники,  требуют очень большой индивидуальной работы и огромной подготовки.

3.        Появление отрицательного персонажа вносит волнующую интригу в любое представление и также должно быть тесно связано с его сюжетной линией.

В прямом смысле, отрицательные персонажи в театрализованные игры-представления младшей и средней групп я не включаю, но по сюжету сказки здесь могут появляться Лиса, Волк, Мухомор и др., которые выполняют определенные отрицательные функции, но они обязательно должны быть не страшными, а смешными (см. “Волшебный мешок”). Это условие, конечно же, остается в силе и для старших детей.

Как правило, роли “злодеев” (Карабас Барабас, Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч, старуха Шапокляк, Леший, Кикимора) отдаются взрослым. Бывают и исключения: внучка Ежка, маленький Лешачок. В основном же дети играют роли более доступные им по образу: лентяи, Жара, Волк, Лиса, Северный ветер.

К распределению отрицательных ролей между детьми нужно подходить очень продуманно и ответственно: учитывать не только артистические данные и способности ребенка, но и его индивидуальные особенности, его характер и желание. А желание у ребенка возникает тогда, когда он  чувствует себя настоящим актером, чувствует свою значимость и необходимость своего участия в исполнении отрицательной роли. Помимо личного артистического опыта, который ребенок начинает накапливать уже с младшей группы, очень важными являются индивидуальные и коллективные беседы, которые мы проводим вместе с воспитателями, рассказывая детям о театре, об актерах, обсуждая просмотренные ими спектакли.

Еще раз хочу подчеркнуть, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя принуждать ребенка. У него должно возникнуть свое собственное желание сыграть ту или иную роль. И, конечно, необходимо отмечать все его достижения, даже самые маленькие, побуждая к дальнейшей творческой деятельности.

      4.  Заключительные сюрпризы как вариант преподнесения подарков. Здесь, как правило, тесно переплетаются все сюрпризные моменты. Это и зрелищно-игровые сюрпризы (иголки становятся подарками с елки, маленькие конфеты превращаются в большие “конфеты” с подарками), и появление положительных, а также отрицательных персонажей, раскаявшихся в своих поступках.

Особая же роль принадлежит предметам с сюрпризами. К ним относятся: бутафорский торт, снежный ком, морковь, репка, арбуз, гриб, сосулька, огромная конфета, “печка”, избушка “на курьих ножках” и многие другие.

Их всех объединяет то, что внутри у каждого находятся подарки или угощение. Эти предметы должны быть яркими, красочными, похожими на настоящие и, конечно, должны быть эффектно преподнесены. Это дарит детям огромную радость, восторг, оставляет чудесные воспоминания в их душах.

Еще раз хочу подчеркнуть, что в любой театрализованной игре-представлении общий план, сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на празднике (вечере досуга) и лишь в небольшой мере знакомятся с другими действующими лицами и входят с ними в контакт. Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности.

Составляя сценарии театрализованных игр-представлений, я всегда продумываю, какие интересные и яркие моменты можно туда включить. Особое внимание уделяю подбору музыкального материала: песен, танцев, музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, которые обязательно должен быть интересными, выразительными, современными и доступными. Подбирая роли для исполнения, обязательно учитываю индивидуальные особенности как детей, так и взрослых, их возможности, способности и навыки. Стараюсь каждому ребенку найти подходящую роль. Кто-то из детей может выучить большой текст и выразительно его прочесть, а кто-то может сказать пусть одну небольшую, но ответственную фразу. Кто-то может исполнить песню, танец, спортивное упражнение, а кто-то вынести предмет с сюрпризом или угощением. Я всегда большое значение придаю тому, чтобы заинтересовать ребенка, дать ему возможность осознать предложенную роль, подчеркнуть его значимость и необходимость участия. При этом ни в коем случае ребенка нельзя заставлять, принуждать, у него должно возникнуть желание, он сам должен принять решение.

Роли для взрослых также необходимо хорошо продумать, умело распределить. Необходимо учитывать, что самые яркие персонажи (Добрая Фея- волшебница, Смешиловна, Зимушка-Зима) – это роли для ведущих праздник (вечер досуга). Неся любой из этих образов, они окрашивают представление в те тона, которые задуманы по сценарию. Здесь очень важным является владение танцевальной техникой, эмоциональной речью, аудиторией. Исполнитель ведущих ролей (главных персонажей) должен уметь с честью выходить из любой ситуации, уметь заполнить паузу шуткой, своим наблюдением или анализом какого-нибудь выступления. Не все члены педагогического коллектива могут быть артистами. Артистическую форму нужно приобретать, нарабатывать (от простого к сложному). Если взрослые не владеют исполнительской техникой, начинать работу с ними следует с безмолвных ролей, или с ролей, где текста очень мало, в основном соединяя действия детей и воспитателя в одном номере: Большая Матрешка и маленькие, птица и птенчики, кошка и котята, елка и елочки.

Хочу также отметить, что все взрослые исполнители обладают разными характерами. У нас есть педагоги, которые блестяще играют положительные роли (Сказочница Веселина, Осень, Весна, Снегурочка), и в то же время отрицательные роли (Баба-Яга, Карабас Барабас, Кощей, Леший) им не по силам. Есть воспитатели, с удовольствием выступающие в роли отрицательных персонажей, проявляя свою яркую индивидуальность, артистический талант. Это же учитывается, как при составлении сценария, так и при распределении ролей.

Итак, написав сценарий, продумав в нем все сюрпризные моменты, я знакомлю с ним весь коллектив детского сада (как правило, на рабочем совещании). Мы подробно обсуждаем все ключевые моменты, распределяем роли, учитывая все вышесказанное, а также определяем, кто будет участвовать в изготовлении костюмов и атрибутов. Очень часто нам в этом помогают родители и обслуживающий персонал. Вообще, надо сказать, что в подготовке и проведении театрализованных игр-представлений у нас участвует весь коллектив (не только педагоги, но и помощники воспитателей, повара, завхоз, медсестра, кастелянша). Многие из них с удовольствием выступают в роли различных персонажей. Главное, уметь увлечь всех участников (и взрослых, и детей) сюжетом, яркими образами, заразить собственным интересом, желанием осуществить задуманное.

Следующий этап – это индивидуальная или подгрупповая работа с детьми и со взрослыми по разучиванию и исполнению различных ролей и отдельных номеров, а также изготовление оформления, костюмов и атрибутов. Могу сказать, что сам по себе этот процесс приносит всем большую радость, так как превращается в увлекательную игру. Дети и взрослые получают огромное удовольствие от маленьких побед, той атмосферы доброжелательного юмора, который царит вокруг, и, конечно же, от того творческого процесса, в котором мы все участвуем.

Какова же роль театрализованных игр-представлений в эмоционально-психическом развитии ребенка?

Из дошкольной психологии мы знаем, что «эмоциональная коррекция маленького ребенка еще не совершенна и имеет запаздывающий характер» (д.п.н., ак. А.В. Запорожец), т.е. он не может просчитать и предвидеть отдаленный результат своих действий. Ребенок радуется, когда его хвалят и огорчается, когда порицают. Эти его переживания относятся не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Участие в театрализованных играх-представлениях помогает ребенку совершить переход от «запаздывающей к более совершенной – опережающей – эмоциональной коррекции своих действий» (А.В. Запорожец), т.е. умению предвосхищать события, представлять отдаленный результат своих поступков и тот смысл, который они будут иметь для него самого и окружающих его людей. Ребенок учится оценивать не только поступки свои и своих товарищей, но и поступки персонажей различных произведений.

Театрализованные игры-представления помогают ребенку знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Участвуя в них, ребенок учится познавать мир не только умом, но и сердцем, начинает выражать свое отношение к добру и злу, испытывает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. У него формируется стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, огорчаться их неудачам, развивается желание прийти на помощь в трудную минуту.

В театрализованных играх-представлениях дети спасают Снегурочку, которую похитила Баба Яга, Весну, которую усыпил Северный Ветер, помогают персонажам из сказок вернуться в «волшебную книгу» на свои страницы, помогают инопланетянам возродить погибший лес на их планете и т.д. При этом они готовы преодолевать любые препятствия, мобилизуя все свои возможности, чтобы помочь тем, кто нуждается в помощи или попал в беду.

Таким образом, в игровой ситуации дети решают жизненные проблемы, иногда свои собственные. У них появляется возможность почувствовать себя героями, осознать свою нужность и значимость. Они испытывают гордость и удовлетворение от того, что могут противостоять «злым силам», проявить смелость, ловкость, находчивость. А как приятно почувствовать уважение к себе за совершенный поступок, ведь когда человеку есть за что себя уважать, его уважают и другие.

Уже в младшей группе, принимая участие в небольших пока еще театрализованных играх-представлениях («В гостях у Бабушки Забавушки», «Путешествие на поезде по станциям», «Путешествие по лесу»), дети учатся

оценивать состояние встречающихся им персонажей, сочувствовать им и оказывать помощь.

        Пример. Встретили Зайку, Зайка плачет. Почему? Его хитрая Лисица выгнала из дома. Жалко Зайчика? Конечно, ему негде жить, он замерзнет. Поможем Зайчику? Прогоним Лису. Как мы это сделаем? Громко захлопаем в ладоши, затопаем ногами, залаем, как собачки, Лисица испугается и убежит.

        Вначале с помощью наводящих вопросов, а потом и самостоятельно дети в игре решают поставленные перед ними задачи. При этом дети учатся понимать, зачем они совершают те или иные действия – поступки. Помогают белочке собрать шишки, ежику грибочки, чтобы они могли зимой поесть. Помогают птичке построить домик-скворечник, потому что его разрушил сильный ветер и ей негде жить. Помогают развеселить Куклу, т.к. ей грустно лежать одной в коробке (танцуют, играют с ней, поют песни) и т.д. Таким образом, у детей развивается внимательность, умение сопереживать, желание прийти на помощь.

В средней группе тематика театрализованных игр-представлений может быть более разнообразной, т.к. у детей имеются уже определенные знания и накопленный опыт. Здесь возможно введение отрицательных персонажей, вступающих в конфликт с положительными героями. На примере  конфликтных ситуаций, дети учатся правильно оценивать  поступки различных персонажей, сопереживать одним и возмущаться другими. Я хочу лишь еще раз подчеркнуть, что любой отрицательный персонаж должен быть не страшным, а обязательно смешным.

 Введение смешных персонажей, в свою очередь, помогает развивать у ребенка чувство комического, которое проявляется в веселом смехе. Это чувство возникает тогда, когда дети видят смешные жесты Волка, гримасы Мухомора, несоответствие в одежде Куклы-неряхи или во внешности хитрой Лисы, которой обиженный Волк оторвал хвост.

В средней группе дети уже сами начинают играть самые различные роли. Это способствует развитию их артистических навыков, а также развитию  внимания, памяти, мышления и воображения.

В старшей и подготовительной группах возможности детей достаточно велики, и тематика театрализованных игр-представлений становится практически безграничной. Главное, чтобы она была им интересна и доступна. Участвуя в театрализованных играх-представлениях, старшие дошкольники не просто наблюдают за развитием сюжета, столкновением и противоборством добра и зла, но и сами принимают непосредственное активное участие в разрешении данного конфликта. Они учатся анализировать, обобщать, делать выводы. У них формируются представления о честности и справедливости, дружбе и взаимопомощи.

Еще одна важная роль театрализованных игр-представлений заключается в том, что они помогают ребенку изменить внешние проявления своих чувств. Участвуя в театрализованных играх-представлениях, ребенок не только учится сдерживать бурные, резкие эмоции, преодолевать свои страхи, но и осваивает принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса. Иначе говоря, ребенок учится управлять своими чувствами: не только подавлять их в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях и воздействуя на них.

Обобщая все выше сказанное,  хочу подчеркнуть, что театрализованные игры-представления расширяют кругозор ребенка об окружающем мире, обогащают его жизненный опыт,  духовный мир, развивают представления о нравственных качествах человека, помогают эмоциональному осознанию самого себя, дают возможность самовыразиться.

                                                             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста

Значение театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста Мир детства , внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь...

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».

В статье предложен материал из опыта работы. О том какое большое влияние имеет музыкально-театрализованная деятельность на развитие и становление личности ребенка. Как перенести детскую игру на сцену?...

"Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста"

В выступлении говорится о том, что театрализованные игры позволяют улучшить моторику рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомит с народным фольклором через игру....

"Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...

Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Статья посвящена роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста....