Особенности полоролевой семейной идентичности старших дошкольников
статья по теме

Борчанова Людмила Владимировна

Дошкольный период – очень короткий, семилетний отрезок и в жизни человека имеющий первостепенное значение. Это отрезок жизни, когда ребенок развивается как никогда бурно и быстро. С каждым годом происходят физические изменения у малыша и развитие совершенно новых психических способностей и качеств. Из беспомощного ребенка, происходит превращение в относительно самостоятельного и активного человека. Развитию ребенка следует уделять внимание, начиная с раннего возраста, так как дошкольный период является сензитивным периодом для развития многих психических процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Время практики совпало с окончанием  учебного года – это время итоговых контрольных  работ по основным предметам, это старание и усердие ребят, это нервные переживания связанные с оценкой работы и накопившаяся усталость за весь пройденный учебный год. Как и в каком  занятии-тренинге,  возможно выразить сочетание  последних учебных дней и предвкушение грядущего долгожданного лета?   Отличным решением явилось предложение психолога Натальи Николаевны по проведению урока с психологическим анализом по итогу выполненной работы. Суть задачи заключалась в создании коллажей двумя командами класса на  разные темы. Первая тема  - «Завершение учебного года» сможет раскрыть себя при помощи ответов на ряд вопросов: каким был для вас учебный год? что получилось воплотить в этом классе? над чем нужно поработать в  будущем?  Вторая тема «Ура! Каникулы!»     -   озвучит планы ребят на время летних каникул: поездки на море; путешествия и экскурсии; поездки  к  бабушке и дедушке; отдых и  укрепление здоровья  в  здравницах; посещение спортивных секций и конечно же помощь родителям.   Было запланировано проведение  уроков на одинаковую тему в трех классах -5, 6 и 7. По очень веским причинам в назначенный день, классный руководитель 6 класса, распустил ребят по домам и   было проведено только два  занятия  в 5 и 7 классах.

     После моего приветственного слова (в 5 классе), было предложено ребятам предварительно ответить на вопросы коллажей. Они говорили, что год был очень тяжелым, трудным и как им было нелегко привыкать  к «большой» школе (разные здания для «начальной» и «большой» школы), к классному руководителю и еще ряду учителей по разным,  новым предметам. На вопросы летних каникул отвечали  с большим позитивным  настроем.  Были  озвучены темы, класс разделен на две команды (по желанию), для  презентации работы выбран лидер,  определено время (20 минут). В классе 25 ребят – на первую «Завершение учебного года» большей частью откликнулись мальчики, соответственно в   команде «Каникулы!»  девочки имели большинство. В  процессе работы, те мальчики, которые все же были в команде «Каникулы!», перешли на сторону более серьезной темы «Завершение учебного года». Работа велась активно обеими командами, по завершении - презентация прошла на большом позитиве, с юмором и   настроением. На листе первой команды  учитель-крокодил  заглатывает ребенка, спортсмен -  весь   в поту и усердии и т.д. Отразились страхи и переживания в форме смешных картинок и дети получили огромное наслаждение и выход негативной энергии через созданные образы, цветовую гамму и общий настрой команды.

По фотоотчету видно, как в конце класса за партой сидит девочка и наблюдает  за творческим процессом своих одноклассников. Ее зовут Ася, принять участие  в работе отказалась, хотела было уйти домой, но все же что то удержало. Девочка учится на отлично, но с  коммуникацией  далеко не все гладко. Живет  с  мамой и  бабушкой, учится  в этом классе  с самого начала. Мама начала искать встреч   с психологом.  

Елена Викторовна, классный руководитель, рассказала о том, что  после окончания урока Ася долго рассматривала коллажи и улыбающаяся, в прекрасном расположении духа

(что большая редкость), пошла домой. Ура! Все было не зря!

В процессе анализа проведенного мероприятия всплыла картина того, как трепетно относятся  друг   к другу классный руководитель и ребята. Отвечая на вопросы, они вспомнили  начало учебного года и то как Елена Викторовна находилась   с ними постоянно переводя из кабинета  в кабинет, опекая и  оберегая.

 Контакт педагога с детьми начинается, продуцирует  и подходит  к завершению по какому то особому закону взаимодействия передачи информации учитель-дети, дети-учитель. Здорово!

Ребята 7 класса значительно отличались от  пятиклашек. Они не очень охотно включились  в процесс, все больше были увлечены общением друг  с другом. Однако, потихоньку, каждый из ребят  стал созидателем одного большого дела.       Интерес проявилось в том, что совершенно одинаковые задания для 5 и  7 класса, очень по-разному смогли реализоваться  на бумаге и  это достаточно хорошо видно. За  два года в подростковом периоде  с детьми происходят  глобальные изменения – психофизиологического плана (усиленный рост тела, значительные изменения в  поведении)– превращение в  принцесс и  принцев!  Налицо индивидуальность и проявление независимости, ярко просматривается интерес  к противоположному полу.

Они говорили о том, что надоело  учиться и ждут - не дождутся когда наступят каникулы.

Практически  все ребята хотели быть в  команде «Каникулы» и  только классный руководитель, при помощи «волшебного счета», смогла разделить их. Коллажи были выполнены  в срок и защита обеих работ показала то, что обе команды уже находились в  эйфории  от предстоящего отдыха. Сказали, что и учебный год для них был  процессом «свободного полета». Ребята не стали проговаривать проблемы, а ватман был просто заполнен яркими картинками с красивыми девушками.



Предварительный просмотр:

Особенности полоролевой семейной идентичности старших дошкольников

Дошкольный период – очень короткий, семилетний отрезок и в жизни человека имеющий первостепенное значение. Это отрезок жизни, когда ребенок развивается как никогда бурно и быстро. С каждым годом происходят физические изменения у малыша и развитие совершенно новых психических способностей и качеств. Из беспомощного ребенка, происходит превращение в относительно самостоятельного и активного человека. Развитию ребенка следует уделять внимание, начиная с раннего возраста, так как дошкольный период является сензитивным периодом для развития многих психических процессов [1].

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

Периодизация развития основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Первым исследователем, который настаивал на учете возрастных особенностей, в учебно-воспитательной работе, был Я. А. Коменский. Выдвинутый и обоснованный им принцип природосообразности, согласно которого образование и обучение должны соответствовать определенным возрастным этапам развития, происходит своевременно и последовательно[3].

Основным возрастным понятием теории Льва Семеновича Выготского является возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. Выготский установил четыре основных закона особенностей детского развития.

1. Цикличность – возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерное развитие – разные стороны личности, развиваются неравномерно, диспропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы» – ребенок постепенно приобретает необходимый опыт. Психика ребенка свойственно каждой возрастной стадии, качественно отличается от того, что было раньше, и что будет дальше.

4. Сочетание эволюции и инволюции процессов в развитии ребенка - то, что развивалось на предыдущей стадии, умирает или преобразуется. Примером может служить лепет ребенка переросший в умение говорить.

Мыслительная деятельность ребенка 4-5-лет освобождается от обязательной опоры на физические действия и ему становится интересно угадывать загадки, самому задавать вопросы, рассказывать историю по картинке, вступать в спор, желание продолжать рассказ взрослого. Ребенком осваиваются такие виды деятельности как слушание, рассказывание, словотворчество.

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.
Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.
Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок.

Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность –продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.

В формировании навыков коммуникации и произвольного поведения Н.В. Микляева [8] определяет следующие этапы – формирование социальной активности и внимания к сверстнику; осознание себя как субъекта взаимодействия; осознание себя как субъекта взаимоотношения.

Дети оказывают активное влияние друг на друга. Во многих ситуациях они выражают эмоциональную поддержку, выступают в роли модели для подражания подкрепляют поведение своих товарищей и принимают участие в сложных, требующих богатого воображения играх. Они также создают систему эмоциональных взаимоотношений, которые поощряют (или, наоборот, отбивают желание) вести себя просоциально или агрессивно.

Дети помогают друг другу осваивать различные физические, когнитивные и социальные навыки. Например, мальчики, играющие агрессивно, могут сначала просто подражать героям телепередач, которые они видели, а затем - товарищам. Они продолжают реагировать и отвечать на реакции, следуя образцу, который поддерживает и постепенно расширяет эту игру. Такое взаимодействие иногда называют социальной реципрокностью.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

Именно в семье происходит осознание ребенком своего пола и ценностей присущих ему. Из семьи ребенок получает знания о том, как ведет себя мальчик или девочка. И в каждой культуре есть свои паттерны воспитания как будущих девушек и юношей, мам и пап.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, являющимися вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры [4].

Современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможен. Это противоречие разрешается в игровой деятельности дошкольника. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию[2].

Игра является сюжетным и ролевым воплощением «перспективного» Я-образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т. е. в игре развивается регулятивная функция самооценки. Самооценка относится к одному из основных новообразований дошкольного возраста.

Исследование Л. И. Уманец убедительно демонстрирует, что детская игра не только формирует у ребенка самооценку, но и развивает ее регулятивную функцию. А старший дошкольный возраст является именно тем периодом в личностном развитии ребенка, когда самооценка начинает активно влиять на отношения между детьми и выбор «групповых ролей» [9].

Значительный шаг в развитии представлений о структуре социальной ситуации развития был сделан Л.И. Божович [2]. Вслед за Л.С. Выготским автор выделяет объективный и субъективный аспект социальной ситуации развития. Объективный аспект – это «…определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и санкциями», имеющими социокультурный генезис. Социокультурные ожидания, требования и предписания исторически изменчивы и вырабатываются обществом в соответствии с образом детства и культурными представлениями о возрастно-психологических особенностях ребенка. Наряду с объективным местом ребенка в системе социальных отношений (социальной позицией) при анализе социальной ситуации развития необходимо учитывать ее субъективный аспект  внутреннюю позицию ребенка, отражающую его отношение к своей объективной социальной позиции, преломленное системой потребностей и мотивов. Под внутренней позицией Л.И. Божович понимала систему внутренних факторов, преломляющую и опосредствующую воздействия среды и определяющую то, как ребенок относится к своей объективной позиции в обществе, которую он фактически занимает или хотел бы занимать. Внутренняя позиция специфична для каждой возрастной стадии развития ребенка, «обусловливает характер его переживаний, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного психологического облика» [6].

Особо хочется остановиться на формировании индивидуально-личностных особенностей ребенка на его ранних эмоциональных связях с близким взрослым  привязанности к матери.

Установлено влияние типов привязанности, качественно различных с точки зрения системы формирующихся отношений «ребенок мать», на многие аспекты коммуникативного, эмоционального и познавательного развития детей от дошкольного до подросткового возраста включительно. Работы последнего десятилетия позволили уверенно говорить о воздействии типа ранней привязанности матери на ведущие психологические процессы и характеристики личности взрослого человека.

К параметрам, в отношении которых надежная привязанность к матери является значимым позитивным предиктором, относятся психическое здоровье и сихологическое благополучие, эмоциональная регуляция и устойчивость к психотравмирующим воздействиям, личностная автономия, лидерские качества и просоциальные установки, толерантность в общении и многое другое. В многочисленных исследованиях четко прослеживается единая тенденция: люди с надежным типом привязанности чувствуют себя более счастливыми и лучше реализуют себя практически в любой из сфер жизни [7].

На основании проведенного анализа исследования (Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова – авторы методик) в качестве показателей полоролевой семейной идентичности детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент включает в себя критерии первоначальных знаний о семье – кто является членами семьи (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Именно в семье ребенок наблюдает половые роли каждого члена семьи – в роли женщины выступает мама, сестра, бабушка, дочь; в роли мужчины – папа, дедушка, сын, брат.

Ребенок учится общению неосознанно, наблюдая за общением близких людей, подражая старшим. Именно в семье начинают формироваться взаимоотношения детей и ее членов – вместе играют, помогают взрослым, дружат, поддерживают друг – друга, заботятся друг о друге. Сюда же входят и знания о типах семей: многодетная, однодетная, полная, не полная, а так же знания о будущей семье ребенка, как о счастливой, дружной, любящей и здоровой семье.

Ребенок в дошкольном возрасте знает свое имя, фамилия, мальчик/девочка, возраст. Любимыми играми ребенка 5 6 лет являются игры в «Семью» и роли выполняемые в них девочками: мама, дочь, старшая или младшая сестра; любимые игры в «Семью» и роли в них мальчика: папа, сын, старший или младший сын, дядя. В игре девочка примеряет роль взрослой женщины – мама, тетя; мальчик роль  папы, дяди.

Знания о маме и папе ребенок так же черпает из семьи. О том, что мама и папа являются членами семьи и какая мама заботливая, любящая, нежная, добрая, ласковая, трудолюбивая, милосердная, честная, вежливая, ответственная, сотрудничающая, альтруистичная, невластная, неагрессивная, уделяющая ребенку много времени; а папа сильный, мужественный, трудолюбивый, уверенный, заботливый, честный, серьезный, успешный, обеспечивает материальное благополучие семьи, властный  строгий, независимый, малоэмоциональный, уважающий, любящий, добрый, счастливый, справедливый. В семье ребенок знакомится с функциями семьи - коммуникативной, трудовой, бытовой, экономической, воспитательной, репродуктивной. Ребенок наблюдает отношения к маме и  папе со стороны близких людей. В дошкольном возрасте формируется представление об идеальном родителе, как уверенном в себе, хорошем организаторе, смелом, умеющем постоять за семью, настроенном на сотрудничество с детьми и установлением с ними партнерских отношений, ориентированном больше на членах семьи, чем на себя, гибком в решении проблем.

 Знания об особенностях отца и матери, мальчика и девочки, мужчины и  женщины так же формируются в дошкольном возрасте. Дошкольник к 5-6 годам определяет, что мама относится к женскому полу, а папа к мужскому, ребенок является мальчиком либо девочкой. Ребенок дает характеристику по внешним отличиям – прическа, одежда, игрушки; по виду деятельности (мужчины, как отца, а женщины, как матери); по личным качествам мужчин и женщин.

Эмоциональный компонент складывается из устойчивых интересов и потребностей, ситуативности. Образуется интерес к семье, себе как к девочке/мальчику, сверстникам своего и противоположного пола, младшим детям. Дошкольник проявляет интерес к истории и культуре, родословной своей семьи; к себе, как к девочке – будущей девушке, женщине; мальчику, как будущему юноше, мужчине; сверстникам своего и противоположного пола; младшим детям; знаменитым мужчинам и женщинам.  

Проявление сочувствия, эмпатии, любви, уважения по отношению к членам семьи и помощи младшим детям (вербально), так же зарождается в дошкольном возрасте. Ребенок испытывает потребность в близости  с родными (проявление эмоционального подъема при встрече с родным человеком), проявляет себя в игровой роли мамы, дочери, сестры, тети, бабушки.

К поведенческий компоненту можно отнести самостоятельность действий, необходимость косвенных указаний. Ребенок в дошкольном возрасте овладевает способами поведения, это и оказание помощи членам семьи (стирает, прибирается, вытирает пыль, моет посуду, ремонтирует детскую мебель), и проявление сочувствия (вербально и невербально), и проявляет намерения (оказание услуг), (помогает бабушке, маме, папе, младшему брату, сестре). Проявляет по отношению к младшим детям покровительство и защиту их, заботу, любовь, ласку, ответственность, нежность [5].

Таким образом, полоролевая семейная идентичность дошкольника включает следующие компоненты:

1) когнитивный (степень сформированности представлений о себе как носителе определенной половой роли; о многоролевом поведении каждого члена семьи, полоролевых особенностях отца и матери, мужчины и женщины, мальчика и девочки; осознание собственной будущей социальной семейной роли);

2) эмоциональный (эмоциональное принятие себя как носителя определенной половой роли в семье; выраженность эмоционального компонента материнства у девочек и отцовства у мальчиков);

3) поведенческий (соответствие демонстрируемого поведения представлениям о себе как носителе определенной половой роли в семье; выраженность поведенческого компонента материнства у девочек и отцовства у мальчиков).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация
    Н.Л. Белопольская. – М.: Педагогика, 1995. – 430 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: 1968. – 439.
  3. Вагапова, А. Р. Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком / А. Р. Вагапова, С. А. Перова // Акмеология образования. Психология развития, 2015. – Т. 4. – №1. – 100с.
  4. Ивина, А.А. Философия: Энциклопедический словарь / А.А. Ивина. – М.: Гардарики. – 2004.
  5. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев.  – М.:Спецлит, 2001. – 463 с.
  6. Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2012. – №4. – С. 73 – 82.
  7. Лукьяниченко, Н. В. Проблема места и роли семьи в социальных контекстах жизнедеятельности личности / Н.В. Лукьяниченко // Вестн. Красноярск. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2011. – № 4. С. 162 – 65.
  8. Миванова, С.А. Формирование полоролевой идентичности старших дошкольников средствами народной кльтуры: дис. … доктор пед. наук: 10.00.01/ Миванова Свелана Алексеевна. – М.,2009.
  9. Рубинштейн, М. М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики/ М.М. Рубенштейн. – М. : Тип. Т-ва Кушнерев и К°, 1912. – 38 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ

Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...

Психолого-педагогическая статья на тему "Особенности "образа матери" у старших дошкольников"

Статья раскрывает некоторые особенности формирования "образа матери" у старших дошкольников, которые были выявлены в ходе изучения данной проблемы. были использованы материалы как педагогической, так ...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте

Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте.         В педагогической науке можно выделить два противоположных направления в...

Полоролевая (гендерная) социализация старших дошкольников

В разработке представлена актуальность изучения данного вопроса + Перспективный план работы со старшими дошкольниками по полоролевой социализации....

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ (КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей)

В данном материале представлены конкурсы для детей старшего и подготовительного возраста и их родителей. Цель: проверить и закрепить знания о природе и её охране....

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ "

Многие дети в современной России воспитываются в условиях неполной семьи. Отсутствие в семье одного из родителей (в нашем исследовании отцов), не позволяет ребенку сформировать полные, адекватные пред...