Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста через народные праздники.
материал на тему

 

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новый приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого, задача педагога состоит не только в подготовке ребенка к школе, но и в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода.

 

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования поведения детей старшего дошкольного возраста являеются народные праздники. Народные праздники воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение.

 

Наша работа проходила в три этапа.

 

 Возрождение интереса детей к народным праздникам невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Поэтому условием введения традиционных детских праздников в современный педагогический процесс, мы считаем, усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных праздников, способов начала и окончания праздников, игровых приговорок, диалогов и считалок. Другое условие: принятие взрослым игровой позиции – не руководитель, а партнер на празднике.

 

Таким образом, мы считаем, что проделанная работа должна пробудить у ребенка интерес, как к народным праздникам, так и к народной культуре в целом.

Данная работа также позволила правильно организовать  процесс по формированию у дошкольников основ культуры поведения, а также в данном процессе использовать культуру народных праздников, как средство воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры поведения детей старшего  дошкольного возраста через народные праздники.

Филимонова Эльвира Юрьевна

1 квалификационная категория.

     Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Новый приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого, задача педагога состоит не только в подготовке ребенка к школе, но и в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода.

        Гуманистическая направленность, обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей являются приоритетными. В связи с переходом от множества государственных программ к основной программе для дошкольных учреждений особую актуальность приобретает вопрос о едином для всех программ источнике детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, который проверен временем. Мы предполагаем, что таким источником является народная культура. Ведь испокон веков в народной культуре ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.

 Детские народные праздники и их составляющие: игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки всегда являлись средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального и трудового развития детей дошкольного возраста, представляли собой ядро детской субкультуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,  в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования поведения детей старшего дошкольного возраста являеются народные праздники. Народные праздники воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение.

Современные педагоги и психологи, определяя особенности развития дошкольников, акцентируют внимание на том, что дети все меньше и меньше играют, у детей снижен интерес к народным праздникам. Мы предположили, что более эффективные результаты в процессе формирования основ культуры поведения детей старшего дошкольного возраста  можно достичь при условии, что:

  1. народные праздники включены в образовательный процесс ДОУ;
  2. отбор и построение народных праздников, используемых в работе с дошкольниками, осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: доступности, прогностичности, системности, культурологичности, интегративности, природосообразности, средового, «диалога культур»;
  3. подбор  и апробация народных праздников для работы по формированию основ культуры поведения будет соответствовать возрастным возможностям дошкольников;
  4. создана эвристическая предметная среда в детском саду и семье;
  5. процесс по формированию основ культуры поведения дошкольников средствами народных праздников будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.

Наша работа проходила в три этапа.

Этап

Цель

Используемые формы работы с детьми

Работа с родителями

Организация предметно-развивающей среды

1 этап

Вызвать у детей первоначальный интерес к народным праздникам.

Игротека, прогулка с использованием народных игр, хороводов на территории детского сада.

Консультация для родителей «Формирование основ культуры поведения дошкольников». Оформление папки-передвижки «Народные праздники  детям».

Создание уголка костюмов для народных праздников вместе с детьми.

2 этап

Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа; умением правильно вести себя на праздниках.

Игротека, прогулка с использованием народных игр,  хороводов, песен, закличек,

игровая перемена, игровые праздники, беседы о культуре поведения  на праздниках.

Участие родителей в прогулке с использование народных праздников за пределы детского сада (сельский дом культуры). Семинар-практикум «Участвуем  

вместе с детьми в праздниках».

Пополнение уголка костюмов для народных праздников; оборудованием для народных праздников, полюбившимся детям. Подбор иллюстрации с изображением народных игрищ, гуляний. Создание альбома (с

 участием детей и родителей) «Мы гуляем на народных праздниках».

3 этап

Развитие самостоятельности детей в народных праздниках, поддержание детской инициативы в ознакомлении с историей и культурой родного края;

Игротека, прогулка с использованием

народных игр,

игровая перемена, игровые праздники, чтение художественной литературы и обсуждение прочитан-ного  с детьми о правилах поведения.

Участие родителей в прогулке с использование народных игр за пределы детского сада,

в игровых праздниках. Оформление папки- передвижки «Играем с ребенком дома».

Пополнение уголка костюмов для народных праздников оборудованием для народных игр, полюбившимся детям. Подбор иллюстрации с изображением народных игрищ, гуляний. Создание альбома (с участием детей и родителей) «Мы участвуем в народных праздники».

 Возрождение интереса детей к народным праздникам невозможно без активного участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры. Поэтому условием введения традиционных детских праздников в современный педагогический процесс, мы считаем, усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных праздников, способов начала и окончания праздников, игровых приговорок, диалогов и считалок. Другое условие: принятие взрослым игровой позиции – не руководитель, а партнер на празднике.

В нашей работе использовались различные формы приобщения детей к народным праздникам: игротека, игровая перемена, прогулки с использование народных игр,  народные  праздники.

Игротека предполагает совместную деятельность педагога  с детьми в ходе проведения народных праздников. Дети знакомятся с разнообразными играми, приговорками, скороговорками и т.д., овладевают ее традиционными компонентами. Игротека использовалась как групповая форма, где принимали участие не менее 10 человек. Данную форму  мы использовали во вторую половину дня, один раз в неделю. В содержание игротеки включаются игры с разной развивающей направленностью. Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видом жребия, а также проигрываются знакомые, полюбившиеся детям игры. Педагог в ходе игротеки занимает активную позицию: он организует игровую деятельность и в то же время является партнером по игре.

Прогулка – самый активный период организации игровой деятельности. На прогулке следует отдавать предпочтение играм - ловишкам, которые, с одной стороны, в наибольшей степени удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, а с другой – придают этому движению через правила игры определенную направленность. Эффективны для прогулки и игры-состязания. Для дополнительного игрового эффекта на первом этапе в некоторых случаях мы  подготавливали сюрпризные моменты. Например, спрятать в кустарнике игровой инвентарь, который необходимо найти с помощью игры «Холодно - горячо». Во время прогулок можно использовать длительные игровые забавы, рассчитанные на неопределенный отрезок времени – «Листочек», «Замри».

С сентября этого учебного года мы стали использовать в работе с детьми такую форму как игровая перемена. Суть организации игровой перемены заключается в создании игровой среды, способной снять умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус детского организма. Эту форму мы использовали 2 раза в неделю после занятий. В игровые перемены целесообразно включать игры-хороводы, игры с выбором, некоторые варианты игр - ловишек на ролевой основе. Игровые перемены краткосрочны (10 минут) поэтому проигрывается одна, в некоторых случаях, две игры, причем необходимо учитывать стремление детей к постоянному повтору полюбившихся им игр. Важное условие – активное участие в ней в качестве рядового игрока самого педагога. Но постепенно нужно менять свою позицию, на время уходить в тень, чтобы могла формироваться самостоятельность детей и не подавлялась их активность.

Такую форму как народные  праздники мы использовали не очень часто в своей работе, так как здесь необходима серьезная предварительная работа, наличие игровых лидеров.  Народные  праздники возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. Здесь ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе. Взрослым очень важно вызвать у детей интерес к предстоящему празднику и продумать его программу. В ходе праздника необыкновенно велика и значима роль ведущего. Он объединяет участников, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит и оживляет праздник. Народный  праздник представляет собой организацию соревнований, основанных на элементах народных игр. Народные праздники мы  проводили один раз в 2 месяца и объединяли их одним сюжетом. Такой подход дает возможность обогащать игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времен года.

      На каждом этапе велась работа с родителями.

На первом этапе была проведена консультация для родителей «Формирование основ культуры поведения дошкольников». Оформлялись папки-передвижки «Народные праздники  детям». На первом этапе мы стремились вызвать у родителей интерес к народным праздникам, рассказать о значимости народных праздниках в формировании основ культуры поведения детей, познакомить с некоторыми народными праздниками. На втором этапе был проведен семинар-практикум  «Участвуем  вместе с детьми в народных праздниках», целью которого было помочь родителям научиться играть в некоторые народные игры вместе с детьми. На втором и третьих этапах родители приглашались на прогулки в ходе которых проводились игры  на участке детского сада.

Важное внимание мы также уделяли созданию благоприятной предметно-развивающей среды для возникновения и развития самостоятельной игровой деятельности детей. Был создан (с участием детей) уголок костюмов для народных праздников, где размещалось оборудование, костюмы, атрибуты для народных праздников, игр, которые знакомы детям. Важно, чтобы рядом с расположенным оборудованием было достаточно место для проигрывания игры детьми.  В создании предметно-развивающей среды принимали участие также родители,  родители и дети создавали альбом  «Мы принимаем участие в народных праздниках», каждая семья составляла свою страничку.

Таким образом, мы считаем, что проделанная работа должна пробудить у ребенка интерес, как к народным праздникам, так и к народной культуре в целом.

Данная работа также позволила правильно организовать  процесс по формированию у дошкольников основ культуры поведения, а также в данном процессе использовать культуру народных праздников, как средство воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....

«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Проект по этикету «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»....

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.

Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.                          ...