Консультации для воспитателей
консультация по теме

Демина Оксана Ивановна

Консультации для воспитателей по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Консультации для воспитателей

Организация наблюдений за явлениями неживой природы для дошкольников.

    Как известно, наблюдение – ведущий метод познания природы. Но на практике педагоги чаще говорят о природе, чем организуют наблюдения за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ, схема или даже современное информационное изобретение не заменят живого впечатления.

    Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога. Также наблюдение становится и ведущим методом познания природы.

    Кроме того, доказано, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы формирует у детей отчетливые представления о животных, растениях и сезонных явлениях.

    Чаще педагоги дошкольных учреждений организуют наблюдения за животными и растениями, уделяя меньше внимания явлениям неживой природы. Тому есть несколько причин:

    - более лёгкое привлечение внимания детей к объекту живой природы, что связано с     особенностями их восприятия;

    - использование педагогами большого количества соответствующей литературы;

    - трудности организации деятельности детей, в которой закреплялись бы знания, полученные во время наблюдений;

    - трудности использования в работе нетрадиционных приёмов.

    Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, учёные считают необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений. Ведь так важно подарить ребёнку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

    В связи с этим разработана технология, позволяющая учитывать как общепедагогические принципы (научность, систематичность, доступность, наглядность и т.д.), так и принципы, характерные для экологического образования (принцип деятельности, интеграции, региональности).

        

        

Модель технологии ознакомления дошкольников

с явлениями природы

    Основная её цель - систематизация знаний детей о многообразии явлений в неживой природе.

    В результате работы, организованной по данной технологии, ребёнок получает систему знаний, разносторонне и достоверно отражающих различные природные явления.

    Задача педагога – сформировать эти знания в той последовательности, которая соответствует реальной действительности и отвечает эмоциональным интересам ребёнка, особенностям его мышления. Поэтому количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.

    Использование данной технологии помогает в реализации интеграционного подхода к организации экологически направленной деятельности. По мнению некоторых учёных (Н. Рыжова, С. Николаева), это является необходимым условием повышения эффективности экологического обучения в целом.

    Возможности интеграции методов и форм экологического образования многократно возрастают благодаря вовлечению в работу разных специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования).

    Используемая технология характеризуется нетрадиционностью форм взаимодействия детей одного возраста, но разных групп, а также детей и их родителей. Стоит заметить, что гарантом успешности данной работы выступает умелое сочетание традиционных и инновационных методов и форм организации деятельности.

Традиционные формы и методы организации наблюдений.

    Традиционно ведущими и широко применяемыми в работе по данной технологии методами являются наблюдения и опыты, используемыми формами – занятия и экскурсии. Это связано с особенностями детского мышления. В частности, ознакомление дошкольников с некоторыми природными явлениями во время непосредственного наблюдения слабо формируют правильные представления о них, т.к. способность детей делать выводы из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

    А опыты представляют собой преобразующие действия, позволяющие выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты и явления природы в их динамическом взаимодействии.

Нетрадиционные формы организации наблюдений.

    В качестве нетрадиционных форм работы используем, например, лабораторию юного метеоролога.

    Работа лаборатории реализуется через организацию групповых занятий развивающего типа. На этих занятиях дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность – проведение наблюдений и опытов. В качестве примера в приложении представлены конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы по теме «Роса». Подобным образом проводятся занятия по темам: «Гроза», «Дождь», «Туман».

    Приветствуется проведение занятий под «открытым небом». Их специфика требует создания необходимой предметной среды. В настоящее время в методической литературе имеются рекомендации по созданию метеоцентров на территории ДОУ. Метеоцентр, организованный в группе, создаёт «островок» прогнозирования погоды. Здесь должны быть «живые барометры» - комнатные растения (например, бальзамин, монстера и т.д.), аквариумные рыбки, декоративные птицы.

    На занятиях или в свободное от занятий время дети ведут индивидуальные или групповые календари погоды, в которых отмечают погоду предсказанную и реальную. Возможно создание карточек-примет, таблиц-опор.

                                                   Таблица-опора

Кто? Что?

Что делает (делают)?

Прогноз

Рыбки в аквариуме

Плавают на поверхности

Жди ненастья

Результатами совместной деятельности детей и педагога могут стать:

   - «Портрет месяца» (времени года, календарного года) – подборка рисунков детей с изображением сезонных явлений;

   - «Моя (наша) книга природы» , состоящая из рисунков, творческих рассказов детей с описанием случаев, происходящих с ними на природе, примет, загадок, моделей и т.д.

Примерные темы сообщений на заседаниях лаборатории

                                 юного метеоролога.

- «Какими явлениями сопровождается гроза?»;

- «По каким признакам можно догадаться, что скоро будет дождь?»;

- «Верно ли, что появление росы в вечернее время предсказывает хорошую погоду?».

  Презентация таких совместных работ проводится на межгрупповых занятиях – заседаниях лаборатории юного метеоролога, где дети могут делать доклады, сообщения на темы своих исследований, проводившихся на групповых занятиях или вне занятий.

  Для обеспечения взаимодействия ДОУ с семьёй, стимулирования творческой активности родителей возможна организация клуба исследователей природы. В рамках работы клуба его члены (дети и их родители) могут стать участниками следующих мероприятий:

     - экологическая экспедиция;

     - экологические диспуты;

     - организация выставки «Шедевры природы».

  Цель экологической экспедиции – формирование у детей представления о происходящих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона. Перед проведением этого мероприятия воспитатель делает подборку песен, игр, художественных произведений, которые впоследствии используются во время остановок, на привале. Варианты снаряжения желательно продумать в соответствии с задачами экспедиции. Это могут быть компас, лупа, материалы для зарисовок, фотоаппарат и т.д.

  Экспедиции проводятся по заранее намеченному маршруту, где отмечаются объекты наблюдений, места отдыха.

  В процессе экспедиций дети наблюдают за объектами природы, делают зарисовки, записи (с помощью родителей), собирают экспонаты для музея природы родного края.

  Экологические диспуты нацелены на закрепление знаний норм и правил поведения в природе, а также правил безопасности жизнедеятельности, предполагают обсуждение и решение различных проблемных ситуаций.

    Примеры ситуаций для обсуждения

  - В грозу дети спрятались под самым высоким деревом. Можно ли так поступать?

  - На улице дождь, гроза. Дима решил прогуляться под металлическим зонтом. Что ты скажешь ему?

  - Дождь только начался. Мама вынесла из дома и оставила под открытым небом ведёрко. Зачем?

  Выставка «Шедевры природы» сформирует навыки исследовательской деятельности, научит видеть необычное в привычном, вызовет эмоциональный отклик на предметы ближайшего окружения и явления природы.

  В качестве экспонатов выставки можно использовать природный материал, поделки из него, фотографии, самодельные книжки-малышки, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями, и т.д.

  Вся работа, начиная с организации «павильона», должна проходить с участием родителей. Можно организовать торжественное открытие выставки, после чего рекламируются экспонаты (форма рекламы выбирается детьми и родителями).

Организация выставки может стать «стартом» в деле создания музея родного края.

     

Нетрадиционные методы в работе по организации наблюдений

  Также в нашей работе широко используются такие методы, которые, несмотря на их «возраст», по сей день можно относить к нетрадиционным. Речь идет о методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

  Метод «Моделирования маленькими человечками» позволяет объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов. Метод основан на том, что дошкольники представляют себе все предметы и явления в виде множества маленьких человечков. Эти человечки могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

  Человечки твёрдого вещества (предмета) крепко держатся за руки. Чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие. Человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, таких человечков можно легко отделить друг от друга (отлить воды из стакана). Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Фигурки человечков можно (в стилизованном виде) вырезать из картона, изобразить на квадратных пластинках или на гранях кубика.

  Желательно, чтобы человечков каждого вида было не менее десяти.

  Как вариант можно предложить детям самим поиграть в человечков. Благодаря этому ребятам будет проще ответить на вопрос, почему камень твердый, объяснить причины перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Например, почему лёд зимой не тает? Потому что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, пальцами, локтями. Лёд из твердого состояния перешёл в жидкое, получилась вода. А солнце греет всё сильнее и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

  Также мы используем игру «Хорошо-плохо».

  С её помощью воспитатель учит детей выделять противоречивые свойства объектов и явлений. Пример этой игры, когда её объектом выступает снегопад:

   - хорошо, когда снег закрывает поля перед морозом, плохо, если он выпадает весной на всходы или первые цветы;

   -приятно вечером гулять на улице, когда идёт снег, но если едешь за рулём машины – это плохо, ничего не видно;

   - хорошо играть в снежки свежим снегом, но плохо кататься на коньках.

Памятка педагогам для успешного ознакомления детей с явлениями 

.                       неживой природы.

  1. Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:

- стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;

- учиться не столько рассказывать , сколько слушать ребёнка.

     2.Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое  выслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мыслей, ещё не окрепшей и робеющей в окружении других людей. Поэтому педагогу необходимо:

- ограничить время наблюдений до 3-5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности ребёнка;

- устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос;

- придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот. Только в этом случае у ребёнка сформируется полноценное знание.

      3. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:

      - проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;

      - особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;

     - неудача ребёнка не повод для упрёков. Главное – выяснить причину провала опыта;

     - опыт – это не подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите в правую руку то, в левую – другое. Соедините, потрясите…»;

     - важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.

      4. Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:

      - сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход наблюдения при этом разрываться не должен;

      - использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отражены доступные детям связи и явления природы;

      - стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.

       5. Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой схеме:

      - стремитесь отвечать на запросы детей;

      - следуйте за ребёнком, а не «ведите»  его за собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...