Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
методическая разработка на тему

Улитина Людмила Николаевна

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_ulitina.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад «Росток»  городского округа Самара

Россия, 443048, г. Самара, ул. Батайская, д.17

Тел.:(846) 973 82 24, факс (846) 973 95 69   e-mal: rostokglinka@mail.ru

Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Выполнила Улитина Л. Н.

 воспитатель МБОУ «Росток»

г.о. Самара


Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Улитина Людмила Николаевна, воспитатель МБОУ «Росток» г.о. Самара.

         В детском саду я работаю 30 лет. В работе я стараюсь использовать разнообразные эффективные методы и приемы воспитания и обучения дошкольников по различным направлениям детской деятельности.

Одним из приоритетных направлений своей педагогической деятельности я выбрала организацию работы по воспитанию безопасного поведения детей в социуме,   быту и природе.

О безопасности стали всерьез говорить в последние годы все чаще и чаще, когда вокруг стало так не спокойно. Надо ли учить этому детей? Думаю,  да!

Необходимо подготовить детей к безопасной жизни в окружающем мире, сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к правильным действиям.

Но мы, всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой. А завтра он станет самостоятельным.

      Главное детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

      В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно по предварительно составленному перспективному плану, который отражает несколько направлений: « Ребенок на природе», «Ребенок на улицах города»,

«Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».

    Моя цель состоит в том, чтобы не столько оберегать и защищать ребенка, а чтобы подготовить его к различным сложным, а порой  опасным жизненным ситуациям. Это решается разными  путями.

               Ребенок на природе.

  «  Вся наша планета - общий дом, природа мудро правит в нем».

Наблюдаем и изучаем родную природу на прогулках и экскурсиях по поселку, в лес (файл). Эти формы работы всегда были и будут интегрированными: дети читают стихи, поют песни, играют в подвижные и дидактические игры. После прогулок делаем зарисовки по результатам наблюдений. Так как у меня на данный момент были дети среднего возраста,   то рисунки делаем предметные (гриб, муравейник, цветок) и т.д.   Я  рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, использую картинки, наглядные материалы, игры-классификации, игры с мячом в « съедобное - несъедобное», а в летний сезон прогулки и экскурсии в лес, на природу.  Детям объясняю, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение (файл).

            Ребенок на улицах города.

При построении системы работы по данному направлению я выделила три аспекта: ребенок- пешеход; ребенок- пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики) (файл).

На участке детского сада у нас есть различные атрибуты дорожно-постовой службы,  светофор, знаки,   жезл, постовой, нарисованный на фонарном столбе (файл), транспорт различного назначения, разлинованная дорога,  пешеходный переход. После бесед, рассматривания иллюстраций,

 я знакомлю детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

   Рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

   Обязательно знакомлю детей с правилами езды на велосипеде, предлагаю детям для рассмотрения различные ситуации, изображенные на картинках, рассказываю о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. ( файл)

Познакомив  детей с правилами поведения в транспорте, а так же объяснив, как входить в автобус, трамвай, троллейбус и выходить из них, закрепляем правила в различных играх и жизненных ситуациях. Хорошим закреплением полученных знаний стали наши поездки в цирк, театры, музей и на страусиную ферму. В поездках еще закрепили и правила культурного по

ведения в обществе. ( файл)

 В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе  посвященным к 40- летию отрядов  юных инспекторов « Я - гражданин своей страны» где заняли 3 место по городу.   И теперь мы приняли участие в конкурсе « Безопасное колесо» где мы снимали флеш моб на тему « Мой друг светофор». Это самый эффективный способ обучения детей ПДД.

        Ребенок и другие люди. 

Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Часто родители наставляют своих детей: « Нельзя разговаривать с чужими, незнакомцы могут быть опасны». Что же делать? Запугивать детей глупо, опасно и совсем безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что иногда встречаются опасные люди, которых надо уметь распознать и научиться от них защищаться.

Я своих воспитанников приучаю строго соблюдать правило пяти «НЕ»:

Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми.

Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей.

Никогда НЕ садиться в другую машину.

Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.

Никогда НЕ молчать при опасности кричать и бежать в людное место.

Поскольку маленьких детей легко обмануть, я требую от детей постоянно быть на виду у взрослых.

Эти правила, мы изучаем в беседах, в проигрывании ситуаций с привлечением взрослых людей со стороны (сотрудников) (файл)

  Используя  примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, колобок из сказки Колобок, Красная Шапочка из одноименной сказки, козлята из сказки « Волк и семеро козлят», царевна -  в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина, Чудище в «Аленьком цветочке « обращаю внимание на то, что герои не всегда соблюдают правила безопасности.

  Моя цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

           Ребенок дома.

         Знакомлю детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками опасности (предметы которыми запрещается  пользоваться: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы); с опасными предметами, которыми можно пользоваться только в присутствии взрослых (иголки, нож, ножницы) (файл).

Использую при этом рассматривание иллюстраций, натуральных вещей, чтение детьми про них стихов, слушание рассказов об истории возникновения этих предметов, отгадывание загадок, рисование и аппликация изображений этих предметов, обыгрывание ситуаций, заучивание номеров экстренных служб через сюжетно- ролевые игры (файл).

 Большую опасность для детей представляет неправильное обращение с огнем и пожароопасными предметами. Дети нашей группы знают, что с огнем не играют, что огонь бывает « злой» огонь (пожар) и добрый  (который служит людям: газовая плита с огнем, керосиновая лампа с огнем и Т.Д.)          

Я в работе часто использую рассказы-беседы, которые сопровождаю демонстрацией красочных картинок, плакатов (дети по ним рассказывают). Мультимедийные презентации и игры для детей уже не новинка (файл). По ним тоже идет обсуждение. Читаем  произведения детских писателей и поэтов. Помогаем героям произведений спастись от пожара (дорисовываем ведро с водой, аппликацией мастерим  пожарную лестницу  и т.д.)

Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению « Безопасности». Для этого я использую активные формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей: экскурсии, встречи со специалистами (пожарником, врачом), литературные викторины, выставки познавательной литературы для детей и родителей. Работая с родителями, не устаю повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок.

 Грамотно интегрируя  детскую деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, я добиваюсь того, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи. Этим самым я сохраняю жизнь и здоровье детей.

 Анализируя свою деятельность в данной области, считая работу эффективной. Большинство детей уже могут ориентироваться в чрезвычайной ситуации соответственно своего возраста.

 Обучить детей безопасному поведению – это значит приручить их к безопасному образу жизни.

Помните: (файл)

  Безопасности формула есть:

  Надо видеть, предвидеть, учесть.

  По возможности - все избежать,

  А где надо – на помощь позвать.

  Берегите свою жизнь и свое здоровье. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе"

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...

Проектная деятельность по: «Формированию у ребенка ценности здорового образа жизни через привитие основ безопасного поведения в быту ,социуме ,природе» «Береги себя» во второй младшей группе

Цель: Формирование у младших дошкольников представлений о потенциально опасных предметах и ситуаций, о безопасных способах выполнения определенных действий....