Использование активных методов в развитии детей дошкольного возраста
статья на тему

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача образовательных учреждений – подготовить человека, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1_aktivnye_metody.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов в развитии детей дошкольного возраста

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача образовательных учреждений – подготовить человека, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Стратегия и тактика построения развивающей среды в образовательных учреждениях определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Для решения этих задач требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затрудняет внедрение активных методов в дошкольном образовании, так как требуется определенная адаптация для теории активных методов к дошкольному дидактическому процессу. Таким образом, разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях дошкольного образования, что предопределило актуальность данной темы.

Объектом исследования является активные методы обучения.

Предмет исследования: использование активных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения. [6]

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

-  источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

-  методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности обучающихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

- вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций [9, с. 93].

А.М. Смолкин различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [7, с 30].

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, обучающиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и обучающими, так и между самими детьми. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь детей. Активные методы обучения направлены на привлечение детей к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения детьми полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

Исследования С.Л. Троянской, Н.В. Брызгаловой также показывают, что особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя [8]:

- игровое/социальное/имитационное моделирование;

- деловые игры;

- анализ конкретных ситуаций (кейсы);

- метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

Использование активных методов обучения, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы.

Предметные действия — необходимая предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа «погулять», «покачать», «покатать». Привлечение других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить количество игровых действий. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных действиях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д. Маленький ребенок не умеет выполнять игровые действия по подражанию воспитателю. Поэтому его сначала обучают выполнению сопряженных действий, т.е. когда ребенок одновременно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В некоторых случаях, действуя с одной игрушкой, воспитатель учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные моменты управляя рукой малыша.

Воспитатель побуждает детей внимательно рассматривать игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе — куклы, игрушки-животные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объединяется несколько простых сюжетов (куклу накормили и положили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в игры, продемонстрированные ранее воспитателем. Так, воспитатель одобряет действия девочки, которая, покормив куклу, взяла ее на руки, перед тем как положить спать. Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой и т. д.

Предметно-игровые действия могут быть связаны с элементами строительных игр: сооружение воспитателем домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке (например, делать из песка пирожки для кукол, купать кукол, ловить рыбок и т. д.).

Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Воспитателю очень важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Игры становятся длительнее, действия с игрушками более детализированными. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им»

Играм предшествует проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми ими предметами; дети учатся с помощью воспитателя подражать им. Организуются игры, в которых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям воспитателя: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Содержанием развернутой, развитой формы игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. Поэтому дошкольникам необходимы не только сами игрушки, им необходимо понять, например, деятельность и отношение между ними, т.е. если ребенка познакомить только с новыми домами, у детей не будет игры, связанные с домами. А если же их познакомить со строителями, их работой, то дети будут играть в строители, «строить дома».

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей образования, которые ставят перед образовательными учреждениями государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!».

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры [3]:

- Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.

- Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.

- Подведение итогов игры. Самооценка действий.

- Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.

Идея использования игры, как способа определения путей решения проблемы известна достаточно давно. Например, ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Применение игровых методов для решения задач позволяет:

- корректно сформулировать критерий эффективности функционирования

 исследуемой системы; выбрать метод оптимизации, адекватный условиям;

- оценить предполагаемый результат; провести вариантный анализ полученного  оптимального решения;

- вводя фактор случайного возмущающего воздействия, «проиграть»  дополнительные варианты;

- определить набор оптимальных стратегий поведения в условиях  неопределенности и установить ранг каждой стратегии.

Почему люди играют в игры? В чем преимущество игровых методов обучения перед традиционными? Игровые методы моделируют ситуацию и вынуждают участников вести себя, как в жизни, вырабатываются навыки самостоятельного и коллективного принятия решений, повышается активность участников.

Собственно, в основе отдельных научных дисциплин первоначальна была заложена концепция игры, так «проигрывание» операций на игровом поле с использованием моделей прямого подобия переросло в концепцию математического моделирования с использованием знаковых моделей и моделей косвенного подобия.

В то же время в процессе перехода от игры к математическим символам утеряны отдельные преимущества игрового моделирования. Так, при реализации алгоритма принятия решения методами исследования операций существует необходимость разделения функций между участниками операции: сбор информации, ее подготовка, обработка и принятие решений – все эти функции выполняются различными участниками процесса, причем степень согласованности действий и обеспеченности информацией, как правило, очень низка.

Методы игрового социального имитационного моделирования  (ИСИМ), позволяют снять обозначенный недостаток, так как перед участниками ставится общая задача разработки системы критериев и определения эффективной стратегии выбора, имеются и другие достоинства этих методов:

- вынужденная активность обучаемых;

- необходимость самостоятельно принимать решение участником игры или игровой группой;

- повышенная эмоциональность и мотивация;

- постоянное взаимодействие детей и воспитателя.

Классификация методов игрового социального имитационного моделирования:

- имитационное упражнение

- анализ конкретной ситуации - АКС (CASE-технологии)

- деловая игра

- мастак-технология

- оргдеятельностные игры.

Имитационное упражнение (ИУ)– это метод, в котором участники должны найти существующее единственно правильное решение поставленной задачи. Например, «Полет на Луну»: игра, в которой участники в предлагаемой ситуации должны ранжировать перечень предметов по степени их важности. Организационная структура упражнения позволяет вести работу в индивидуальном и групповом режимах, а полученные результаты проанализировать. Где можно применять? При проверке знаний по предмету, в котором есть необходимость проверки знания однозначного установленного соответствия, последовательности и т.п. (законы, формулы, правила, инструкции).

Признаки метода анализа конкретной ситуации (АКС:

- наличие сложной задачи или проблемы;

- сформированные преподавателем контрольные вопросы по проблеме;

- разработка участниками (соревнующимися группами) вариантов решения проблемы;

- обсуждение представленных вариантов (в форме защиты проектов);

- подведение итогов и оценка преподавателем результата.

Существует четыре уровня анализа конкретной ситуации:

- ситуация-иллюстрация, для наглядного представления объекта, процесса и т.п.;

- ситуация-упражнение, обучения решению часто повторяющихся задач;

- ситуация – оценка для формирования понимания подходов к правильному (или неправильному) результату;

- проблемно-ориентированная ситуация.

Организационная структура метода позволяет проверить умение анализировать ситуацию, принять правильное и оптимальное решение. Введение игрового момента стимулирует участников игры оценивать выступления соперников, делать дополнения, уточнения и т.п. Метод инвариантен по отношению к предметной области, вполне универсален и может быть использован практически при проверке знаний по любой дисциплине.

Деловая игра – более сложная организационная структура, проведение которой требует от воспитателя не только отличного знания предметной области, но и хорошего контакта с группой.

Признаки Деловой игры:

- наличие проблемы;

- наличие общих целей;

- наличие ролей;

- различие интересов участников;

- учет вероятностного характера развития ситуации;

- работа в условиях неполной информации;

- наличие системы стимулирования;

- объективность оценки результатов игровой деятельности.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа занятий используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Пример активных методов начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность –  вся группа.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Воспитатель просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

- Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

- Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Воспитатель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут дети собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что дети устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из группы.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в группе.

Численность – вся группа.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Воспитатель просит детей по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух - дети начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. воспитатель вместе с детьми начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Воспитатель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от прошедшего занятия.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Вся группа.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

 - Я съел бы еще этого…

 - Больше всего мне понравилось…

 - Я почти переварил…

 - Я переел…

 - Пожалуйста, добавьте…

В завершении воспитатель резюмирует итоги занятия, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет занятие с использованием активных методов обучения, принеся удовлетворение и воспитателю и детям.

Деловая игра: Волшебные слова

Правила игры:

- Умение слушать других;

- Принимать активное участие в игре;

- Не оспаривать оценку жюри;

- Соблюдать культуру речи и тактичность;

- Придерживаться регламента.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

Задание 1

Разминка: Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос

1.Средство общения (язык),  

2. восхваление лучших черт  человека (комплимент),

3. партнер в диалоге (собеседник),

4. свободное от работы время (досуг),

5. парадное спасибо (ура)

Задание 2.  

Называйте «волшебные» слова (на время).

Задание 3.

«Мозговая атака»

Замените предложения пословицей:

Учись всю жизнь

Беречь время

Доводи начатое дело до конца

Не болтай

Не торопись, делай все аккуратно

Береги здоровье

Задание 4.

Вы в общественном транспорте:

Дети сидят на стульчиках, заходят по числу сидящих взрослые люди (можно пригласить родителей или сотрудников детского сада), поведение детей

Задание 5

Каждая команда жестами, мимикой показывает волшебное слово; если противник угадал, то зарабатывает балл.

Задание 6.

Черный ящик

В черном ящике лежит символ зла, печали, слез

Угадай что это?

Задание 7.

«Ты мне – я тебе»

Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному вопросу.

Задание 8.

Конкурс капитанов

Итак, практика показала, что конечный результат деловой игры высокий, а отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения детей в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания.

Творчески организованная деловая игра нацелит детей на использование своих знаний в конкретных ситуациях. Метод активное обучение повышает интерес, вызывает высокую активность.

Перечисленные методы составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности детей на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Выводы: анализ литературы и личный опыт привели к выводу, что с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы «активизации учебной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка педагога. Мы придерживаемся следующего определения АМО: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Использованная литература:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.-№6. – С. 13-15.
  2. Зверева О. Сюжетно-ролевая игра //Игра и дети.- 2003.-№ 6. – С.14-17.
  3. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Сов. педагогика. - 1985. - №6. -с.57-61.
  4. Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2003. -№ 5. -С. 74-79.
  5. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. -1983. - № 10. - С. 38-46.
  6. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. Т. 1: А-К. - 440 с.
  7. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-176 с.
  8. Троянская С.Л., Брызгалова Н.В. Тезисы лекций, тесты и практические занятия. Электронное учебное пособие. - Ижевск, 2008.
  9. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов в развитии детей дошкольного возраста

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Копилочка АМО (активных методов обучения ) для детей дошкольного возраста

В разработке представлена подборка игр, которые можно использовать с детьми младшего дошкольного возраста....

Использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Методические разработки цикла мероприятий «Использование инновационных методов в экологическомобразовании детей дошкольного возраста»

формирование экологической образованности и социализации  дошкольников в условиях реализации ФГОС....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...