Предметно-развивающая среда в первой младшей группе.
статья (младшая группа) на тему

Чеснок Вероника Викторовна

Развитие дошкольника во многом зави­сит от рациональной организации предметной среды в груп­повом помещении. Хотелось бы ещё раз уделить немного внимания организации предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshuyu_chast_vremeni_v_detskom_sadu_rebenok_pro.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:


Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно па том месте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно. 

Пространство для познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. 
Интерьер помещений для детей 3-го года жизни имеет свои особенности и планируется так же, как и в более ранних периодах детства, но исходя из возрастного состава детей и задач воспитания. 
Возросшие двигательные возможности детей требуют пространства. Поэтому по-прежнему предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение, требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается ролевая игра. 
Малыши 3-го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и проигран сюжет в роли водителя автомобиля или строителя, оператора башенным краном и т. п. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то "профессиональные" задачи 
Обогащают игру специальные аксессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, цифровое обозначение — 01 — помощь при пожаре; красный кружок светофора — проезд закрыт и т. п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты животных, круги разного цвета и т. п.). 
Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, "трубочка" для врача, условные предметы питания для повара) 
Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. 
Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. гг.). 
В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого была изготовлена мебель: шкаф, диван, стол, табуреточки, имеются кроватка с набором постельных принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, кухонная плита, посуда, телефон, телевизор и другие атрибуты. 
Замечено, что ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некотором уединении. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные "апартаменты", устраивая  под стол любимые, игрушки. Малышу необходимы "домики", позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки. 
В условиях общественного воспитания ребенок может уставать от детского общества и также нуждаться время от времени в отдыхе и уединении. 
Здесь же на полочках располагаются семейные альбомы (каждого ребенка группы), которые малыши перелистывают в любое время, когда у них возникает желание «побыть» дома. Альбомы — прекрасный повод для беседы, возможность узнать быт семьи, ее образ жизни и интересы. 
Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования. 
Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием (ранее были сюжетные строительные игры), поэтому им необходимы конструкторы, настольные (мелкий строительный материал) и напольные (крупный строительный материал) строительные наборы. 
Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов детям полезны материалы для режиссерских и театрализованных игр: плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей и др. 
Для досугов и развлечений необходимы различные игрушки; настольный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр, театр на кеглях, театр на палочках и далее теневой театр и театр заводных игрушек. 
Театральный уголок: включает театры: бибабо, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр оригами, ширму. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных игр. 
Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы. 
Здесь же расположен уголок ряжения и "парикмахерская". Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки, шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая "крылышками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем-то". 
В уголке ряженья уже присутствуют аксессуары сказочных персонажей: шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники, ленты, платочки, кепи, колпачки с колокольцами (петрушки), элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами). Этот вид детской деятельности может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, кокошники и пр.). 
Сенсорика  для развития мелкой моторики тренажеры с крышками, шнуровки, пуговицы, вкладыши, бусины 
Знакомство с формой, величиной, цветом – пирамидки, втулки, "геометрические часы". 
Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно-печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру. В свободное время дошкольники с удовольствием используют крупногабаритные пластмассовые конструкторы (полые с одной стороны, соединяющиеся посредством штырьков). Дети возводят множество разнообразных сооружений, которые могут сохраняться длительное время. С такими постройками или моделями можно подолгу играть, не боясь неосторожно их разрушить, придумывать все новые игровые действия 
Вместе с тем дидактические игрушки по-прежнему интересны малышам, по они уже более сложного содержания, включающие, например, чередование деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей . Эти действия требуют анализа и синтеза с опорой на память и уже какой-то сложившийся опыт работы с дидактической игрушкой, более четкий глазомер, развитость мелкой моторики пальцев, относительно устойчивой деятельности и самоорганизации. Все это приходит к ребенку на протяжении 3-го года жизни в играх-занятиях с дидактическими игрушками. 
Предназначается для игр с дидактическими игрушками (пирамидками, кольцами, шарами, кубами, «цветными колпачками» и пр.). 
цвету, форме и величине. 
Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: для трехлетних детей — крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок на кубиках и разрезные картинки В основе последних заданий заложена идея моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, треугольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассматривать как сенсорные "эталоны". 
В природном уголке крупные комнатные растения, за которыми малыши способны ухаживать. Это делает возможным применение простейшего детского труда (мытье листьев, полив). 
Здесь же имеется материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой и песком, зеркальца, лупа. Чтобы дети оставались сухими после игр с водой, предусмотрены фартучки из клеенки. 
Для малышей 3-го года жизни необходим уголок книги. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ребят. Как правило, он оформляется красочно, сочетается с разными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо знакомые произведения, среди которых особое место занимают любимые книги. 
Любовь и уважение к книге закладывается в детях именно с этого возраста. Создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый формирует их внутренний мир, расширяет видимое и невидимое ребенком пространство, обогащает окружающую среду. 
Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка. Здесь находятся разноцветные флажки ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи, разноцветные тир для прокатывания; мешочки с песком для упражнений на равновесие и шведская стенка, около которой обязательны лежит матрасик, страхующий малыша при подъеме. Может быть предложен и "мини-стадион" с подвесным устройствами, тренажерами . 
Физкультурный уголок: воротца (для перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр), кольцебросы. 

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах есть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких предметов в младших группах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда в первой младшей группе

Письменная характеристика предметно - развивающей среды в первой младшей группе...

Презинтация предметно - развивающей среды в первой младшей группе

В моей презентации представлен вашему вниманию педагогический календарь на страницах, которого в течении 9 учебных месяцев я буду рассказывать о предметно - развивающей среде в первой младшей группе....

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст» Предметно развивающая среда в первой младшей группе.

Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст»Предметно развивающая среда в первой младшей группе.Воспитатель Белашова Т.А...

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в первой младшей группе.

Цель: создание оптимальных условий , способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: 1.Обеспечить комфортность и безопасность обстановки : интерьер и среда группы имеет сходство с дом...

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все зоны развивающей среды в моей группе  взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной п...