МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Топольскова Фатима Владимировна

статья из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Топольскова Фатима Владимировна

воспитатель  МБДОУ

детского сада № 33 «Солнышко»

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. [1]

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому, целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с данной целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.

2. Обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь через малые фольклорные формы.

3. Поэтапно формировать интерес к фольклору, как одному из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Направление моей работы в контексте освоения воспитанниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.  

Ещё в 1909 году А. М. Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Он писал, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа».  

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих, и я стараюсь для своих воспитанников быть примерным подражателем.[3]. Для себя я выявила, что богатейшая сокровищница  русского языка открывается перед ребёнком в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки, которые он не просто слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём положительно-нравственном влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в «живом» слове, которое слышат мои дети повседневно, звучали эти драгоценные зёрна. Только тогда язык ребёнка будет живым и ярким.  

Фольклор для детей – это разновидность фольклористики и раздел художественной литературы. Главная его особенность - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец. [6].

Особая ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я могу легко устанавливать с каждым ребёнком эмоциональный контакт, он таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяя с самого  детства побуждать к речевой активности.

Но применение отдельных жанровых произведений фольклора не приведёт к качественному развитию речевой деятельности дошкольника. Поэтому, работая над данной проблемой, я выстроила систему работу с детьми по развитию речи на материале устного народного творчества.

Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С. И. Мерзляковой «Фольклор - музыка - театр», М. Н. Мельниковой «Русский детский фольклор», я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и национальной культуре.

2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы нашего народа.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к русским народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач я начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

- с составления перспективного плана работы для детей старшего дошкольного возраста

- с консультаций и бесед для родителей.

Для наибольшей эффективности я выделила следующие формы работы.

  1. Создание развивающей речевой среды своей группы.
  2. Использование материалов фольклорных форм в непосредственно организованной деятельности. Интегрированных формах деятельности.
  3.  Совместная работа с детьми в разных видах деятельности:
  • Развивающие игры;
  • Игры – драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Упражнения подражательно-исполнительского творческого характера;
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций декоративно-прикладного искусства;
  • Изучение традиций и обычаев русского народа;
  • Чтение художественных произведений;
  • Продуктивная деятельность детей;
  • Беседы;
  • Мини-конкурсы.
  1. Работа с родителями:
  • Родительские собрания;
  •  Консультации для родителей, индивидуальные беседы;
  • Совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

  • Уровень развития речи детей.
  • Знание детьми малых фольклорных форм.
  • Понимание детьми жанра устного народного творчества.
  • Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
  • Традиций и обычаев русского народа.

Для обследования я использовала следующие методики:

1.     Критерии программы «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ре. М. А. Васильевой.

2.  О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.

Исходя из результатов проведённой диагностики, я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

  Знакомство с народным творчеством детей своей группы я начала с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они  повторяли данные манипуляции вместе со мной.

Далее перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать её. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке. 

 Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и в этом мне помог наш театр. К нему дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное, вскоре дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

 Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводим в центре развития нравственно-патриотического воспитания своей группы, который в полной мере отражает все направления данной темы. Дети с большим удовольствием посетили  экскурсию в детскую библиотеку, где для них было организовано занятие по истории быта и одежды русского народа.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные  конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В своей деятельности я часто использую прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогает детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использую элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы). 

Моя работа оказывается плодотворной благодаря помощи родителей. Они учат вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогают создавать и реорганизовывать предметную среду.

Я думаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к малым фольклорным формам способствует не только развитию речи, но и развитию его нравственности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Проводимая мною работа доказывает ценность фольклорных произведений в дошкольном периоде, и обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, нравственно-смысловыми.

Малые формы фольклора представляют собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, его расширение в разных видах и формах взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, которые будут способствовать  всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957.
  3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.
  4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. Воспитание. – 1991. - № 9.
  5. Народная педагогика и воспитание/ Авт. – сост.: Широкова Е. Ф., Филиппова Ж. Т., Лейко М. М., Шувалова М. Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
  6. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника)// Дошк. Воспитание. – 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Использование малых фольклорных форм в формировании образной стороны речи у детей с ОНР III уровня

К концу пребывания в детском саду у детей с ОНР III уровня, как правило, сформированы все нарушенные компоненты речи – лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение. Эти дети в дальнейшем...

Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"

       Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...

Малые фольклорные формы, народные игры для развития речи малыша.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, ...