Гражданское и патриотическое воспитание у условиях современного общества
статья на тему

Кириллова Марина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кириллова Марина Викторовна

Воспитатель МБДОУ №377

г. Екатеринбург

Гражданское и патриотическое воспитание в условиях современного общества.

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»

А. Н. Толстой

Сейчас в общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм».

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм –   положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания. Формула патриотизма: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». Патриотизм не связан с замалчиванием негативных свойств своего народа, он видит и чувствует все, но продолжает любить, способствовать росту, делать свой посильный вклад в культуру и производство.[3,c.563]

 Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания –  служение Родине,  верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. В нашем обществе открыто признали наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения  на государственном уровне. Мы не воспитываем наших детей должным образом, не следим за тем, что они делают, будучи погруженными в телевизионные программы, мобильные телефоны, он-лайн игры и социальные сети в интернете. А потом сокрушаемся – откуда же такое поколение взялось. Но это поколение – лишь плоды от тех зерен, которые были посажены. В современном обществе, к сожалению все чаще встречаются случаи уничтожения памятников истории, глумления над историческим прошлым нашей Родины, неуважение к традициям и обычаям страны. Отдельным вопросом стоит тема  унижения государственных символов, это почва для бесконечных дискуссий. Что считать злонамеренным глумлением, а что недостатками воспитания нашей молодежи?

 Правильное воспитание патриотических чувств можно, наверное, отнести к разряду вечных проблем. Заметная часть опыта, накопленного в советское время, нами потеряна, причем на всех направлениях. В советское время государство ухитрялось даже из малолетних преступников делать творцов, людей, активно действующих в интересах общества. В патриотическом воспитании роль коллектива и общего дела, как принципа воспитания была особенно велика. Ведь получалось, работать у  А.С.Макаренко с трудными детьми и в  отношениях с воспитанниками он придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

 А сейчас, наоборот, наше общество  ухитряется из изначально благополучных детей делать преступников. Но вот ведь что интересно: при советской власти много чего было и много чего не было, но отдельной программы «патриотического воспитания» и быть не могло. Потому что патриотически воспитывало всё – кинематограф, театр, музыка, спорт, промышленность, наука, сама жизнь. А теперь мы искренне радуемся тому, что «вошли в пятерку» на конкурсе «Евровидение» или вышли в четвертьфинал на чемпионате мира. Мы даже не ждем собственно победы: нас восхищает уже и то, когда Россия просто «не хуже». 

Но есть такое старое и простое правило: пока никто ничего не делает, ничто и не делается. Если мы сейчас, опасаясь предстоящих трудностей, сетуя на то, что утрачен ценный опыт, не попытаемся его возродить, не начнем вновь его накапливать, не начнем активно действовать в интересах общества, то никто другой за нас все это не сделает.

Если мы будем только лишь жалеть об утраченном былом опыте, то он так и останется навеки утраченным. Если мы будем сомневаться в своей способности воспитать патриота, он и не воспитается. И если мы просто опустим руки – нам и останется тогда лишь только продолжать разговоры о важности воспитания патриотических чувств.

Пусть первыми шагами по реализации этой задачи станет возрождение в школах советской программы физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО) и игры «Зарница». Экскурсионные поездки по стране  школьников, образовательный туризм и краеведение, возникновение школьных музеев.
              Ю.Тюрин отмечает: «Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России».

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Это постоянное  движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.  
        Задачи патриотического воспитания - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам. 
       Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения. Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это бескрайние леса, у другого озерный край, у кого то - старый район города, в котором прошло детство, или дом в деревне у бабушки. И именно это любят, ценят и готовы защищать всей душой и сердцем. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе, другим дорогим людям, к своему дому, городу, где живешь, природе и стране. Любовь к родным местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие исторические особенности. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.
          Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Эта работа актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными.

             Так называемый “казенный”, внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство родины, нередко даже повреждает его. А между тем опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно показывать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не “проповедовать” любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее делами, полными энергии и преданности. Он должен, как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее пребывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществится свободно и непосредственно. И ребенок станет незаметно живым органом своей родины.[4, стр. 298].

 Монтескье сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Именно поэтому и родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, такие как  сопричастность и уважение к своему краю, чувства верности своему Отечеству.


Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
  2.  Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2011.
  3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Издательство: "Институт русской цивилизации",2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Проект разработан для работы с детьми  – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...

« Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного процесса»

Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социол...

Актуальность патриотического воспитания дошкольников в современном обществе

Актуальность патриотического воспитания дошкольников кратко своими словамиДошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших соци...