Работа с педагогами ДОУ. Деловая игра.
консультация на тему

Кондратьева Наталья Викторовна

Повысить профессиональную компетентность педагогов  в планировании  работы по экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная  деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

                                           

                                                   

Тема: Экспериментальная   деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность педагогов  в планировании  работы по экспериментальной деятельности.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги

Оборудование: карточки с заданием

Подготовительная работа:

        Работая в должности с воспитателя  и  выбирая   направление своей работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно поисково-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Поисково-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

      За это время уже сделано немало:

  • проведен семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности»,
  • индивидуальные консультации по вопросам педагогов,
  • круглый стол с родителями по вопросу «Экспериментальная деятельность   в ДОУ»,
  • приобретена необходимая литература,
  • проведён конкурс исследовательских уголков ДОУ,
  • проведена консультация с педагогами «Практические рекомендации педагогам по организации исследовательской деятельности в группе»,
  • разработана картотека для родителей для совместного проведения экспериментов,
  • создана картотека опытов и экспериментов,
  • разработаны перспективные планы на все возрастные группы ДОУ,
  • созданы папки для педагогов  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Экспериментальная деятельность детей на занятии»
  • в каждой группе ДОУ создана мини лаборатория,  для проведения опытов,

Ход деловой игры:

- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре  «Экспериментальная  деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

      Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской  деятельности.

Наша  игра будет проходить в 5 этапов:

План:

1.Мотивационно-организационный этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Игровой этап.

4.Исследовательский этап.

5.Заключительный этап.

Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии.

 1 этап. Мотивационно-организационный этап

1 задание :

       Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

А теперь по одному предложению для всех участников:

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы об экспериментальной  деятельности:

  • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  •  Любой эксперимент требует больших  ресурсных и временных затрат.
  • В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием.
  • Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
  • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  •  Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
  •  Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

     Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

      Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную  тему.  Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

Наблюдение как способ выявления проблем

       Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как летают бабочки?»  Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и

доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

       Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть  какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки.  Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

 Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше

сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

        При выполнении следующих заданий  мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован  со всех позиций.

Задание  «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Задание детям формулируется  так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым,  телевизором,  любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

       

   Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить  «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Задание для педагогов:

перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

  1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.
  2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
  3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов:  выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

  Перед вами известный всем  - снег, камень, песок и тд.

На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению,  и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

       Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем)

3 этап. Игровой этап

Делимся на две команды, воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

Содержание беседы с педагогами об организации познавательной

деятельности.

  1. Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
  2. Что такое "проблема"?

 (Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

  1. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

  1. Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

  1. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

  1. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

  1. Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка  проблемы,  выдвижение  гипотез  решения  проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

  1. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать  в  работе  с  дошкольниками?

(Познавательные  занятия,  опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы,  организация  коллекций  и  выставок,  посещение  музеев, библиотек.).

  1. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

  1.  Как необходимо выдвигать гипотезы?

(Например,  существует  детская  проблемная  ситуация:  как  птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы  определяют  дорогу  по  солнцу  и  звездам;  они  сверху  видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

    На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

         Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

        

  1. этап. Исследовательский этап.

      Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме  исследования.

       

  1. этап. Заключительный этап

Подведение итогов,  обсуждение за круглым столом.

ИТОГ:

Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете  посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в вашей дальнейшей работе.

А закончить наш педагогический совет я бы хотела  Притчей  «Счастье»

 

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины

      Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ " Народная игра- средство патриотического воспитания"

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания....

Педсовет: "Педагогическое мастерство педагога" (форма- деловая игра).

Выявить уровень профессиональной подготовки педагога....

Презентация для педагогов к деловой игре "Игра - ведущий вид деятельности"

Презентация для педагогов к деловой игре "Игра - ведущий вид деятельности"...