Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Сябрюк Марина Константиновна

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_korrektsionnoy_raboty.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  коррекционной работы

 учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи (старшая группа).

Развитие

лексико-грамматических средств языка

Формирование умения  вслушиваться в обращенную речь.
Формирование умения  выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Формирование умения  преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени  (
спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Обучение детей использованию в самостоятельной речи притяжательных местоименияй
«мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
Обучение детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (
на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закрепление  у детей навыка составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение:
«Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах:
«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формирование навыка составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнение у детей произношения сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
Вызывание отсутствующих звуков: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Формирование умения у детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Формирование умения у  детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (
Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

Лексические темы

"Овощи", "Фрукты", "Сад-огород", " Осень", "Деревья", " Грибы ", "Игрушки", "Человек","Посуда",

"Продукты питания".

I период: сентябрь, октябрь, ноябрь

II период: декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнение представлений у детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Формирование умения у детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (
«лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).
Формирование умения у детей различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам
«Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнение  в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).
Формирование умения у детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа:
«идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Формирование умения у детей использовать предлоги
«на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширение навыка построения разных типов предложений.
Формирование умения у детей детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Формирование умения у детей составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Формирование умения у детей составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи

Закрепление  навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывание отсутствующих и исправление искаженно произносимых звуков, автоматизация  их на уровне слогов, слов, предложений.
Закрепление  навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формирование фонематического восприятия .

Коррекция следующих  звуков: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове.

Лексические темы

"Одежда", "Мебель", "Зима, зимние забавы", "Новый год","Зимующие птицы", "Дикие животные"

"Домашние животные", "Домашние птицы","Животные Севера", " Наш город ","23 февраля. День защитника Отечества","8 марта. Женские профессии", " Семья", "Профессии".

III период: апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закрепление  навыка  употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
Закрепление  навыка  образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (
-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Формирование умения образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (
«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

Формирование умения употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнение значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формирование  навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
• с основой на твердый согласный (
«новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);
• с основой на мягкий согласный
(«зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).
Расширять значения предлогов:
купотребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Формирование умения составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия

 (я хочу, чтобы!..).
Формирование умения преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (
«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).
Формирование умения определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (
«два» — «три» — «четыре»).
Формирование умения выделять предлог как отдельное служебное слово.
Развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (
«Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закрепление  навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
Формирование умения составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Формирование произносительной стороны речи

Использование в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Формирование умения дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Лексические темы

"Транспорт", "Перелетные птицы", "Животные жарких стран", "Весна", "9 мая. День Победы", "Родина", "Насекомые", "Цветы".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Тематическое музыкальное занятие "Весенние сельскохозяйственные работы" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Тематическое занятие с элементами логоритмики, направленное на развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей 5-6 лет, (ОНР). Закрепление темы происходит с помощью авторской интеракти...

«Как правильно организовать коррекционный час в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса....