Инновационный проект "Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики"
проект (средняя группа) на тему

Кирьян Лидия Борисовна

В основе представленного педагогического проекта лежит обоснование развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики, так как именно  логоритмика является наиболее эффективным звеном коррекции, сочетающим исправление нарушений речи с развитием певческих навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx94.13 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»

1. Аннотация проекта                                                                        2

2. Актуальность педагогического проекта                                          2                                                                                            

3. Цель и задачи проекта. Методологическая база                                4

4. Основное содержание педагогического проекта                                 7                                                                                                      

5. Ресурсное обеспечение проекта                                                         21                                                                

6. Партнеры                                                                                23

7. Целевая аудитория                                                                           23                                                                              

8. Этапы реализации проекта                                                            23                                              

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект                                27

10. Перспективы дальнейшего развития проекта                                30

11. Литература                                                                                  32                                                                                                

1.Аннотация проекта

Настоящий педагогический проект направлен на решение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании, а именно, в музыкальном воспитании.

В основе представленного  педагогического проекта лежит обоснование   развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики, так как именно логоритмика  является наиболее эффективным звеном коррекции, сочетающим исправление нарушений речи с развитием певческих навыков детей.

2.Актуальность педагогического проекта

В педагогическом проекте представлен результат трехлетней работы. Накопленный опыт нацелен  на улучшение развития певческих навыков, качества музыкального воспитания с использованием традиционных и авторских  подходов, методов,  приемов, рекомендаций,  подбора логоритмических игр и упражнений, который отразился на результатах итогового мониторинга реализации проекта, что свидетельствует об эффективности предлагаемой технологии развития певческих  навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами логоритмики.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии.

Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида  для детей с тяжелыми нарушениями речи  обеспечивает разностороннее развитие ребенка, формирует у воспитанников  различного рода способности до уровня соответствующего их возрастным возможностям,  соответствующим требованиям  государственному   образовательному стандарту дошкольного образования.

Осуществляя свою деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, пришлось столкнуться с рядом  проблем. Одной из проблем является то, что у детей наблюдаются отставания от возрастных норм в развитии певческих навыков.  Поэтому  пришлось искать  новые, более эффективные и интересные  формы работы по развитию певческих навыков.

Именно в музыке можно наиболее полно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Специально организованные занятия позволяют в привычной и доступной для ребенка форме деятельности общаться с ним "на равных", завоевать его любовь, доверие, преодолеть его скованность и застенчивость. Предлагаемые разнообразные игровые ситуации,  побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Музыка и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это  в наивысшей степени сказывается  на коррекционной работе. Так же игровые приемы снижают утомляемость и способствуют чередованию видов речевой работы в музыкальной деятельности.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которыми необходимо детям обладать,  и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому так важна и необходима помощь детям с особенностями в развитии.

Речь идет об организации процесса обучения таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы, а для этого необходимо создать условия для более успешного овладения ими программного материала на музыкальных занятиях, в частности развитии певческих навыков.

Другой проблемой является то, что фактический материал, накопленный по данному направлению, не систематизирован, и тем более не существует специализированных программ по развитию  певческих навыков для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность педагогического проекта заключается в  поиске новых форм и методов музыкального воспитания по развитию певческих навыков с данной категорией детей, в разрешении сложившегося противоречия, в котором, с одной стороны, выступает необходимость развития певческих навыков детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным объемом практического материала  с другой стороны. 

3.Цель и задачи проекта. Методологическая база.

Цель проекта:  теоретически обосновать и подтвердить эффективность разработанной системы комплексного музыкально-логоритмического воздействия на развитие певческих навыков детей  с тяжелыми нарушениями речи  с использованием  логоритмических средств.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу по развитию певческих навыков детей с речевой патологией.

2. Определить перечень педагогических условий эффективности работы  по развитию певческих навыков, используя логоритмику.

3. Подобрать музыкально - логоритмический материал (игры и упражнения) для развития певческих навыков.

4.        Разработать и апробировать  систему  комплексного музыкально-логоритмического воздействия на развитие певческих навыков детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

5.        Выявить динамику певческих навыков и проанализировать результативность  данной системы.

Объект – процесс развития певческих навыков детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет – комплекс логоритмических методов, приемов,  игр и упражнений, направленных на  повышение  уровня развития певческих навыков детей среднего-старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотеза проекта – предполагается, что использование системы комплекса логоритмических методов, приемов,  игр и упражнений  могут качественно повысить уровень певческих навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 Новизна данной работы заключается:

  1. В использовании системы комплекса логоритмических методов, приемов,  игр и упражнений .
  2. Усвоения программных требований  учебного материала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методологическая основа проекта базируется на положениях  специалистов в области психологии, медицины, коррекционной педагогики, логопедии  об общих и специфических закономерностях онтогенеза детей нормально развивающихся и с отклонениями в развитии.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А.Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. (Метлов Н.А. Музыка детям.– М., 1985).

Еще в начале XX века в странах Европы получила распространение система музыкально-ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жак-Далькрозом. Он считал, что именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. По его мнению, музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

Попытка расширить область применения логоритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята в учебно-методическом фильме «Логопедическая ритмика в детском саду» (автор Г.А.Волкова). В этом фильме был представлен разнообразный логопедический материал, который необходим в коррекционной работе по устранению различных дефектов речи. Материал по логоритмике был дан дифференцировано в зависимости не только от ведущего речевого расстройства, но и от этапа коррекционно-воспитательной работы.

Как отмечает Г.А.Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается ее влияние, когда она положена в основу специализированной двигательной системы, имеющей целью регулировать движение, речь и поведение детей

Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия и в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Очевидно воздействие логоритмики на пение и на  физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтеров, И.П.Павлов.

Теоретической базой моей работы являлись следующие программы:

 «Программа воспитания и обучения в детском саду»,  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, «Методика  музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О.Радыновой,  программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой,«Методические пособия по логоритмике»  М.Картушиной, М. Гоголевой, Е.Кузнецовой, концепции К.Орфа, «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой, «Оздоровительные игры для дошкольников» А.Галанова,   «Логоритмическое воспитание детей с дислалией»  Г.А. Волкова,  

« Логопедическая ритмика» О. Макшанцева, О.С. Боромыкова.

                        4. Основное содержание педагогического проекта

Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, обозначены общие дидактические принципы обучения.

 Принцип наглядности

Как показывает практика, в процессе обучения певческим навыкам главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений, а правильное зрительное представление о предлагаемом упражнении имеет решающее значение для его воспроизведения. В силу особенностей развития, детям с ТНР легче выполнять задания по показу, так как тяжело дается речевая инструкция, поэтому для них наглядность обучения является ведущим принципом. Основным  приемом  наглядности  в работе является  образец исполнения песни педагогом. Некоторые образы, которые встречаются в песнях и упражнениях,  предварительно  иллюстрируются с помощью картин, игрушек. И именно  наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.

 Принцип прочности

Многолетний опыт работы с детьми с речевой патологией показывает, что выученные детьми песни и упражнения через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому малоэффективно  разучивание нового материала, лучше чаше повторять  уже пройденный .

Однако, закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.  От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

Таким образом, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 Принцип доступности

Детям с особенностями в развитии совсем нелегко подобрать песенный репертуар  именно потому, что порой  приемы обучения и усвоение их детьми  не соответствуют возрасту и уровню музыкального развития своей возрастной группы. Отобранный доступный песенный репертуар необходимо преподнести   детям понятным для них языком.

Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. А именно, такой репертуар способствует музыкальному развитию детей в общем и певческих способностей в частности.

Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.

Принцип постепенности включает в себя две составляющих: последовательность и систематичность. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.    В противном случае дети данной категории  быстро утомляются, внимание  и  интерес к пению ослабевает.

Таким образом, соблюдение перечисленных принципов обучения особенно важно на занятиях с детьми с ТНР.

В процессе работы над инновационным проектом и, опираясь на собственный опыт работы, пришлось столкнуться с рядом специфических трудностей, характерных для данной категории детей:

 .-проблемы  контакта с окружающими;

-легкая  тормозимость в новой, непривычной обстановке;

-частые реакции негативизма;

-отрицательное отношение к новому;

-трудное переключение с одного вида деятельности  на другой;

-медлительность всех психических процессов, скованность или наоборот возбудимость, неловкость моторики.

Речевое недоразвитие также отличается рядом характерных особенностей, которые необходимо учитывать  при развитии певческих навыков  на занятиях:

-стойкое затруднение в названии слов;

-опускание звуков и слогов, перестановок и замен;

-частые паузы и задержка темпа речи.

Среди детей с тяжелым нарушением речи значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития (понимание слов и отношений между ними). Эти дети либо совсем не говорящие, либо пользующиеся отдельными звуковыми комплексами, несколько напоминающими лепет или звукоподражание.

Приобщение детей к певческой деятельности является важным условиям формирования их музыкальной культуры, проявления активного отношения  к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.

Процесс развития певческих навыков осуществлялся путем последовательного, целенаправленного включения специальных логоритмических упражнений в контекст традиционной работы по музыкальному воспитанию.

Представленная технология по развитию певческих навыков включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность, а организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим

упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Структура разработанной  технологии представлена тремя последовательными этапами

I этап – организационно-мотивационный

Цель: формирование элементарных представлений о певческих навыках у детей.

 Основные направления работы:

- изучение личностных качеств детей, определение их индивидуальных возможностей;

- начальная диагностика по развитию певческих навыков;

- подбор логоритмических  игр и упражнений.

Изучение разработок   И. И. Ермаковой, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой  и применение  их в работе позволило говорить об эффективности процесса, потому что упор был сделан на:

- индивидуальный  подход к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных,  нервно-психических функций, положительных свойств личности;

- включение в коррекционно-развивающее занятие всех, в том числе и самых тяжелых детей;

- оценку динамики продвижения ребенка не сравнивая его с другими детьми, а давая оценку относительно самого себя на предыдущем этапе;

- педагогический прогноз определять  с учетом  углубленного понимания медицинского диагноза, и,  несмотря на это,  пытаться в  каждом ребенке найти сохранный потенциал, положительные стороны его психического и личностного развития на которые можно опереться в педагогическом процессе.

В начале учебного года при диагностировании отмечается, что многие дети с тяжелыми нарушениями речи не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звука, плохо запоминают тексты песен, их названия. У большинства детей отмечается слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, монотонный голос, не развитый ритмический слух.

I I этап – обучающий

Цель: обучение логоритмическим играм и упражнениям для развития певческих навыков, развитие голоса, как главного компонента речи.

Основные направления работы:

-артикуляционная гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-фонетическая ритмика;

-пальчиковая гимнастика;

-рисование голосом.

В результате практической работы был разработан перспективный план по развитию певческих навыков у  детей с тяжелыми нарушениями речи (приложение № 1). Последовательность закрепления звуков соответствовала рекомендациям логопеда.

        Необходимо отметить, что план  корректировался, поскольку какое-то занятие  было несколько раз продублировано, а какое- то сжато. Главное - умение выделить четкие коррекционные цели.

        Большое значение  для развития певческих навыков  у детей с тяжелыми нарушениями речи  на музыкальных занятиях имеет артикуляционная гимнастика, которая вырабатывает четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата, именно поэтому ее применение  активизировало  ротоглоточные мышцы или наоборот, уменьшало излишнее напряжение.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

 В работе  использовала наиболее распространенные из этих упражнений такие как:

-движение челюстей;

-открывание и закрывание рта;

-имитация кашля, жевания, боковые движения нижней челюсти;

-беззвучное произношение гласных -а-, -э-, -и-, -о-, -у-;

-движение языка(вытягивание трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке, укрепление губ при беззвучном произношении согласного -п-н-м, и гласных -у-о-и.);

-движение языка (высовывание языка, повороты вправо, влево, облизывание губ, укрепление кончика языка, покусывание,  «пощелкивание», присасывание к нижнему и верхним резцам);

-активная гимнастика мягкого неба (позевание, глотание воды, слюны, покашливание, полоскание горла, имитация жевания, произнесение гласных на твердой атаке -а-, -э-.);

- пропевание гласных шепотом и громко.

Так же  упражнения лучше воспринимаются детьми  в  игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик: необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых в дальнейшем трудно  было бы развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

Для улучшения артикуляции и укрепления соответствующей  группы мышц использовались звонкие, четкие скороговорки и словесные игры. (Приложение 2)

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.   

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

 «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.  Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.

Дыхательные упражнения в развитии певческих навыков

При развитии у  детей с тяжелыми нарушениями речи певческих навыков огромное значение имеет правильное дыхание.

Сначала дыхательные упражнения выполняются молча и  они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх- в стороны, влево-вперед. Постепенно в эти упражнения включается  речевой материал, произносимый при выдохе: (слоги, слова).  Например, игра «Чей пароход лучше гудит?». Суть игры заключалась в следующем:

 Каждому ребенку давался пустой пузырек и говорилось: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую (дую). Загудел, как пароход. А как у Миши загудел?» По очереди обращаюсь к детям. Каждый ребенок должен дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Так же предлагались и другие упражнения:

«Цветочный магазин»- вдох через нос

«Свеча»- медленный выдох на пламя

 «Насос»- выдох при длительном произношении –ш ш  

«Назойливый комар»- продолжительный выдох –з з з

Такие игры полезны и интересны детям. Они раскрепощают голосовой аппарат, вызывают у ребенка радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции, повышают общий тонус организма.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
  • формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок.

При разучивании упражнений я сначала показывала его с пояснениями, затем предлагала детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка.

Фонетическая ритмика

Занимая одно из ведущих мест в музыкальном развитии дошкольников, а особенно у детей с тяжелым нарушением речи, пение представляет собой достаточно сложный процесс, а использование элементов логоритмики  дает положительный результат  в развитии певческих навыков.

Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения  способствуют  развитию у детей чистоты интонации.

Эффективным средством для этого является  фонетическая  ритмика-система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпус, голова, руки, ноги,) сочетаются с произношением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны нашим детям.

Упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на:

 -нормализацию речевого дыхания,

 -коррекцию силы и высоты голоса -пение в заданном темпе -умение изображать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

При выборе музыкального репертуара отдавалось  предпочтение четкой, ритмичной, веселой, зажигательной музыке, в которой дети без труда способны различать  ритмические удары.

Начинали игры и упражнения с использованием самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включали потешки, четверостишия, строки из песен.

В основу фонетической ритмики  была положена  методика  Т. М. Власовой утверждающей, что  использование фонетической ритмики  на музыкальных занятиях необходимо  проводить поэтапно, так как детям с тяжелым нарушением речи (учитывая их особенности) сложно даются самостоятельные действия. Поэтому, на первом этапе проводилось обучение без участия детей, то есть, роль детей заключалась в том, что они смотрят и запоминают все действия взрослого. Затем они выполняли движения по показу. И только после этого пытались сделать их самостоятельно.

Речевой материал вначале предлагался детям на музыкальном занятии, а затем  проговаривался с  движениями. Если в ходе упражнения отдельные элементы не получались  у детей, то процесс дальнейшего обучения  переносился на индивидуальное занятие.

Последовательность работы над текстом такова:

-прослушивание;

-отхлопывание и проговаривание;

-пропевание;

-воспроизведение текста с движением.

Например: песня "Осень" муз. И. Попатенко.

Падают, падают листья, в нашем саду листопад.

  1. Отхлопываем ритм песни на слог-та-.
  2. Отхлопывание ритма и проговаривание песни с выделением ударных слогов.
  3. Проговаривание слов с движениями:

падают-руки перед собой на уровне груди, правую руку плавно опускаем вниз.

падают-опустить вниз левую руку.

листья-взмахнуть одновременно обеими руками вверх в стороны, затем плавно

опустить их вниз.

В нашем-повести правой рукой перед собой , описывая полукруг

саду-повести левой рукой перед собой, описывая круг

листопад-делать поочередно правой и левой рукой легкие взмахи на уровне груди.

Подобные задания очень нравятся детям. По существу они являются небольшими играми, в которых последовательно слово за словом раскрывается содержание песни.

Логоритмические упражнения для коррекции голоса

Работа по формированию и коррекции голоса у детей с тяжелым нарушением речи предполагает создание умения пользоваться голосом нормальной высоты. Поэтому  в работе использовались  упражнения, которые направлены на формирование навыка  повышать или понижать голос в пределах терции, кварты.

Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируется слухом, поэтому  дети во время упражнений должны  слушать себя, друга, мальчиков, девочек и т. д. для усиления эффекта  голосовые упражнения выполнялись в сочетании с движениями и  проводились по подражанию. Например:

  1. Руки в стороны, затем-вверх. Изменение силы голоса на гласном-а (о, у) -с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию.

2.        Дети стоят по кругу. Правая рука  поднята ко рту.

а)        дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.

б)        дети делятся на группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая-тихим.

Группы меняются местами.

Рисование голосом

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде, чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробовали изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполнялись по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.

В качестве практического материала на занятиях использовала «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э.  

Подбирались  логоритмические упражнения для голоса с короткой музыкальной фразой: «Петушок» р.н.м., «Солнышко», «Василек» р.н.м. Обращалось внимание на то, чтобы дети пропевали  фразу на одном выдохе.

На первом этапе дети поют лишь песни со звукоподражанием. Затем им предлагаются  песни с учетом сложности словаря. Песни  подбирались интересные  по содержанию и эмоциональные, чтобы у самых замкнутых и молчаливых детей возникло желание петь.

В течение года постепенно обогащался  словарь детей, расширялся  и по сложности песенный репертуар.

Так как речь детей развивается не равномерно, то на первом этапе  больше использовались ролевые  песни. В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные  исполняли  те, у которых замедленный процесс накопления и закрепления словаря.

Практика показала, что результативнее работать над песнями индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение.

Если вначале работы больше  внимания уделялось  выработке у детей правильного дыхания, артикуляции, то в последующем оно переключалось на ритм песен, который обычно очень прост. Чтобы дети легче усвоили ритм, использовалась драматизация. Благодаря ей, удавалось  овладеть не только ритмом, но и содержанием песен.

В песне музыка, соединяясь со словом, стимулировала  речевую активность детей. Чтобы помочь им  усвоить  ритм и темп, необходимо сопровождать музыкой чтение стихов. Например:  «Снегопад» -стихотворение хорошо сопровождается музыкой «Во саду ли в огороде» р.н.м.

Снего, снего, снегопад, хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков, для больших грузовиков.

Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении логоритмических упражнений, оказывали положительное влияние на движение тела, а также на коррекцию речи.

Однако,  работа по развитию певческих навыков  не ограничивалась одной узкой задачей - правильной постановкой звуков. Она отличалась  важным аспектом-развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он способен  проявить в мимике лица и жестах. Поэтому в репертуар включались  песни разного характера для того, чтобы  дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

Например,  валеологические  распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина).  С них начинались все музыкальные занятия.  Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте, ладошки».

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса.

Используемые  игры и упражнения  способствовали:

-развитию мимики лица;

-развитию природных голосовых данных;  -восстановлению двигательной функции гортани;

Для развития мимики лица использовалась методика  М. И. Чистяковой «Психогимнастика», основанная на подборе специальных этюдов и игр:

 «Вы едите кислый лимон», «Вы встретили драчуна», «Вам больно», «Вы огорчены!», «Вам подарили красивую игрушку».

Такие  упражнения занимают незначительное время  и  дают хорошие результаты.

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях ребенка. Довольно часто, в ходе работы, было замечено, насколько  бедна мимика,  не дифференцированы  эмоции у детей с тяжелым нарушением речи, поэтому часто включались  в музыкальное занятие именно такие упражнения.

С помощью логоритмических упражнений хорошо снимается психоэмоциональное напряжение, воспитываются навыки адекватного группового поведения. Во время игр  акцент делался на сохранные функции и возможности ребенка.

Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствовало развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчало восприятие звучания.

 

Пальчиковая гимнастика

В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается  на становление детской речи. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова и др.) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения.

Учитывая важность проблемы и достижение желаемого результата, возникла необходимость использовать их на музыкальных занятиях.

Для детей с тяжелым нарушением речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь, как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, а значит, улучшаются и певческие навыки.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальчиковой моторики на занятия музыкальной деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей. Такой подход позволяет:

1.        Заинтересовать ребенка.

2.Стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

3.        Совершенствовать внимание и память,  то есть психические процессы, которые тесно связанны с речью.

4.  Развивать певческие навыки.

 

        В структуру занятия  все выше перечисленные элементы логоритмики вводились в определенной коррекционной   последовательности в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

III этап – заключительный

Цель: закрепление сформированных  певческих навыков.  

Основные направления работы:

- итоговая диагностика по развитию певческих навыков;

- подготовка и участие детей в праздниках и развлечениях.

    Содержание   технологии  ориентировано на создании психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. С ее помощью появилась возможность  научить ребенка  петь, владеть своим голосом, получая от этого удовольствие.

Теоретический и практический подход по развитию певческих навыков с использованием логоритмики наиболее эффективен  при соблюдении определенных  педагогических  условий:

-соблюдение системы в работе;

-учет  возрастных особенностей детей;

- поэтапное использование логоритмики.

        На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью полагать, что использование логоритмических игр и упражнений  с детьми с тяжелыми нарушениями речи оказывает  коррекционное воздействие на процесс развития певческих навыков.

5.Ресурсное обеспечение проекта

Программное обеспечение:

- М.А.Васильева, В.В.Гербова «Программа воспитания и обучение в детском саду», 2005 г.;

- используемая «Рабочая программа  для детей   с тяжелыми нарушениями речи четвертого-седьмого года жизни» (образовательная область «Музыкальное воспитание»), разработанная мною в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, учитывая общие и специфические особенности развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ;

- перспективные планы

- подбор музыкальных игр.

Материально-технические ресурсы

-музыкальный зал, соответствующий современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям;

- мультимедийное оборудование;

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- аудио-видеотека;

- музыкальные уголки в группах;

- методические и дидактические пособия;

- литература.

        Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим, психолого-педагогическим требованиям.

Финансовые ресурсы. 

Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.

Кадровое обеспечение

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: средне-специальное образование (Месягутовское педагогическое училище, специальность «Дошкольное воспитание»); партнеры в реализации проекта – 6 воспитателей, 2 логопеда, психолог.

                                                6.Партнёры            

Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта  являются воспитатели (6 человека), родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего-старшего дошкольного возраста, 2 логопеда, психолог.

7.Целевая  аудитория

Целевой аудиторией являются воспитанники МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании Заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г.Нижневартовска с диагнозами, соответствующими профилю компенсирующей направленности дошкольного учреждения.

Из числа воспитанников МБДОУ ДСКВ № 46 сформированы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего-старшего дошкольного возраста.

Количественный состав:

-группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-го года жизни,  12 человек.

-группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-го года жизни, 10 человек.

-группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  7-го года жизни – 12 человек.

8. Этапы реализации педагогического проекта

Сроки реализации проекта –  3года (2011-2012г.г.; 2012-2013г.г; 2013-2014 г.г.)

        Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач для  достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

1 этап-планово-прогностический

        Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение стратегических целей и задач, разработка концепции  , позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.

2 этап-организационно-исполнительский

        Обследование детей по определению уровня развития певческих навыков, фиксация результатов в протоколах обследования, определение количественных показателей сформированности певческих навыков на основе большой системы оценки, создание технологии  развития певческих навыков у детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики.

3 этап-описательно-итоговый

        Систематизация и обобщение результатов инновационной деятельности, соотнесение результатов с поставленной целью, проведение мониторинга уровня развития певческих навыков, анализ полученных результатов, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап: планово-прогностический

Задачи: детальная и  комплексная оценка ситуации, выработка концепции

1.1Изучение нормативно-правовой документации

Сентябрь

Пакет нормативно-правовых документов

1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития певческих навыков  детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики

Сентябрь

Выводы об особенностях развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

1.3Разработка концепции применения технологии логоритмики  как эффективного метода развития певческих навыков

Сентябрь

Педагогический проект

1.4 Анализ условий реализации проекта

Сентябрь

Ресурсная база проекта

1.5Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь

Механизм мониторинга реализации проекта

II этап: организационно-исполнительский

Задачи: изучить уровень развития певческих навыков,  провести анализ; разработать и апробировать технологию развития певческих навыков средствами  логоритмики .

2.1Обследование детей, диагностика уровня развития певческий навыков

Сентябрь

Результаты обследования

2.2Фиксация результатов обследования в протоколах

Сентябрь

Протоколы обследования

2.3Определение количественных показателей уровня развития певческих навыков

Сентябрь

Графики, диаграммы

2.4Разработка технологии применения логоритмики, как эффективного метода развития певческих навыков

1этап-начальный

 -формирование элементарных представлений о певческих навыках у детей;

 -создание позитивной установки на участие детей в педагогическом процессе;

-подбор логоритмических  игр и упражнений.

2этап – обучающий.

-обучение логоритмическим играм и упражнениям для развития певческих навыков;

-фонетическая ритмика;

-логоритмические игры и упражнения для коррекции голоса

-артикуляционная гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-пальчиковая гимнастика.

3 этап – заключительный

-подготовка детей к участию в показательных выступлениях на праздниках.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-апрель

Май

Мотивационная готовность ребенка.

Разработка  и подбор логоритмических игр и упражнений.

Участие детей  на праздниках, развлечениях

III этап: описательно-итоговый

Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов

3.1Мониторинг уровня  развития певческих навыков

Май

Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования

3.2Анализ полученных данных, их сопоставление с прогностическими результатами

Май

Графическое отображение

3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента

Май

Аналитическая справка, педагогический проект

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Анализ результатов реализации настоящего проекта представлен по обозначенным критериям: показатели уровня развития певческих навыков.

Полученные результаты, их интерпретация позволили   вывести мониторинг динамики развития певческих навыков детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи, тем самым подтвердили гипотезу, заявленную в начале проекта.

Результативность и продуктивность технологии отслеживается посредством проведения мониторинга музыкального развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а в частности раздела «Овладение певческими навыками» О.Радыновой.

Содержание мониторинга за три года обеспечивает относительно целостное представление о развитии певческих навыков у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Основное количество детей 2011-2012 года находятся на низком уровне.

- низкий – 68%;

- средний уровень – 32%;

- высокий уровень не выявлен;

Одна из основных причин - тяжесть речевого дефекта и общее нарушение в развитии. В течение 20011-2012 г. использовала отдельные элементы логоритмики, что привело к улучшению результата.

В 2012-2013 г. включила в музыкальные занятия больше речевых упражнений, которые важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Ритм, заключенный в словах, фразах, осуществляется детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. А для детей с тяжелыми речевыми нарушениями особая легкость работы с речевым ритмом кроется в поддержке ритма артикуляционными движениями.

Поэтому возникла необходимость систематизировать ряд логоритмических игр и упражнений для развития певческих навыков. Результат в конце года был следующим:

- низкий уровень-41%

- средний уровень-47%

- высокий уровень-12%

 Анализ сравнительных результатов 2014года уровня развития певческих навыков  позволяет говорить о позитивной тенденции. Так, например, определяя уровни развития певческих навыков детей  группы, я получила следующие результаты:

- низкий уровень-24%;

- средний уровень – 41%;

- высокий  уровень составил 35 %;


        Таким образом, удалось добиться положительной динамики уровня развития певческих навыков  детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта:

1. Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  – актуальная проблема теории и практики музыкального воспитания.

2. Подобранные систематизированные  методы и приемы логоритмики используемые для развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  способствовали формированию певческих навыков, устойчивого интереса детей к музыкальным занятиям, повышению уровня развития музыкальных и творческих способностей, а также повышению уровня речевого развития.

3. Разработанная технология позволила сделать вывод, что  используемый комплекс логоритмических средств (фонетической ритмики, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики)  способствовал коррекции речи и голоса.

        Практическая значимость проекта  заключалась в том, что содержащиеся в нем теоретические  положения и методические рекомендации по использованию логоритмики,  как эффективного средства  развития певческих навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР способствовали совершенствованию педагогического процесса,  и повышению эффективности руководства музыкальным воспитанием детей с речевой патологией в дошкольном образовательном учреждении.

Отобранные  логоритмические игры и упражнения  позволяют значительно расширить  арсенал певческих умений и навыков. Повышают показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Достоверность полученных результатов обеспечивается их теоретическим обоснованием с опорой на методологические положения и достижения психолого-педагогической науки, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям, задачам, логике работы, сочетанием качественного и количественного анализа результатов исследования.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: применение логоритмики, как эффективного средства, позволит качественно повысить уровень певческих навыков.

10.Перспективы дальнейшего развития проекта

Подводя итог, хочется отметить, что логоритмика укрепляет у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, развивает речь посредством музыки .

Использование системы логоритмических игр и упражнений, а именно: фонетической ритмики, упражнений для дыхания, артикуляционной гимнастики привели к положительным результатам, улучшили показатели по развитию певческих навыков, а значит и еще больше раскрепостили тело и дух ребенка.

Но следует помнить, что ребенок - это огромный неизведанный и загадочный мир, и что в своей работе просто необходимо широко использовать стимулирующие аспекты музыки - звук, мелодию, гармонию, ритм, принцип удовольствия, позволяющий ребенку запомнить музыкальное занятие

           В дальнейшей  планирую продолжить свою работу в данном направлении с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, применяя эффективные способы  современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, что позволит совершенствовать методы и приемы, используемые в педагогической практике: 

1.Разработать цикл логоритмических игр и упражнений для развития  певческих навыков  у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

2.Составить картотеку речевых игр и упражнений.

3. Оказывать консультативную помощь родителям (консультации, беседы, выступления на родительских собраниях)

4.  Разработать перспективный план по развитию певческих навыков у  детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Считаю внедряемую работу необходимой составляющей всей программы развития нашего образовательного дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

11.Литература

  1.  Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения, Санкт-Петербург, 1999.
  2.  Васильева М.А., В.В. Гербова  Программа воспитания и обучения в

         детском саду, 2005.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.
  2. Власова.Т.Ш., А.И.Порафенродт, Фонетическая ритмика  Москва, 1993.
  3. Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.
  4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков, Москва, Просвещение, АО Учебная литература 1996.
  5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  6. Макшанцева Д . Скворушка   Сборник   музыкально-речевых игр для детей дошкольного   возраста, Москва, 1998.
  7. Мастюкова Е.Лечебная педагогика  Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  8. Тарасова К. статья К постановке детского голоса // Музыкальный
    руководитель №1-2005., с.2
  9.  Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. М., Музыка, 1978.  
  10. Ткаченко Т.А..Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи., Москва, Издательство ГНОМ и Д 2000.
  11. Чистякова М.И., Психогимнастика Москва, Просвещение, 1990.

МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста...

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»

       Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, ...

Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...