Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
рабочая программа по теме

Прожирова Оксана Васильевна

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_ladya_2.doc35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик»

Дополнительная образовательная программа

 по обучению детей игре в шахматы

«Белая ладья»

Инструктор по физической культуре (бассейн):

Прожирова О.В.

Нижневартовск

Содержание

  1. Паспорт программы                                                                                                3
  2. Пояснительная записка                                                                                           4
  3. Календарно-тематическое планирование                                                              5
  4. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей             10

     1. Паспорт  программы

 

Наименование Программы

Рабочая программа  по дополнительным услугам для детей от 5 до 7 лет на 2013-2014 год.

Основание для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Устав МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик».

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Организация исполнитель программы

МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик».

Целевая группа

Дети (12 человек)

Основные разработчики Программы

Прожирова О.В.

Сроки реализации Программы

2013-2014 годы

Цель Программы

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи Программы

1.Образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;

Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию;

2.Развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно;

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

3.Воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Ожидаемые результаты

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,

развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,

соревнования).

• Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от

начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

       

  1. Пояснительная записка

Предложенная программа  составлена на основе   программы  "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны  дошкольникам.

   

Категория детей, занимающаяся шахматами - это группа детей старшего дошкольного возраста.

Учебный план является важным документом, регулирующим деятельность педагогического коллектива, после Устава и Конвенции развития ДОУ. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя  ребенку получение комплексов оздоровительных услуг.

   Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раза в неделю во вторую половину дня.

     Продолжительность -  25  минут.

 

      Количество детей:  12 человек.

     Этапы реализации программы:  1 год.

     Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. Каждый  блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.

                                           3.  Календарно-тематическое планирование.

Неделя №

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

1

Шахматная доска

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

2

2

Шахматная доска

Проспекты, улицы, переулки шахматной доски

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль»,

Показ, беседа.

Чтение сказки «Шахматная беседка».

И.Г. Сухина.

3

3

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Чтение сказки «Чудесные фигуры»  Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"

4

4

Начальное положение

 Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Показ, объяснение.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

5

5

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

6.

6

Ладья

 Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

7

7

Ладья

Отрабатывать практические навыками

Практические упражнения.

Загадки из тетрадки.

8

8

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

9

9

Конь

 Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня  Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

10

10

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение  дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»

11

11

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"

12

12

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

13

13

Турнир на чемпиона

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Практические навыки.

14

14

Шах

Формировать представление   о позиции «шах»  Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

15

15

Шах и мат

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).

Практические упражнения.

16

16

Мат

Формировать представления о том, что мат  - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

17

17

Ничья

Формировать представлений о положении «пат» , выделение  отличий пата от мата.

Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

18

18

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

19

19

Рокировка

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина.

20

20

Тренировочная шахматная партия

Игра всеми фигурами.

Овладение элементарными основами шахматной игры.

Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

21

21

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.

22

22

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат-

ной доске.

Загадки из тетрадки.

23

23

Практические навыки: лучший ход чёрных

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

24

24

Шахматная партия

 

 Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

25

25

Шахматная партия

Закреплять представлений и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

26

26

Первые ходы

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

27

27

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.

28

28

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат-

ной доске.

Загадки из тетрадки.

29

29

Практические навыки: лучший ход белых

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

30

30

Практические навыки: лучший ход чёрных

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

31

31

Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

32

32

Шахматная партия

 

 Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

33

33

Шахматная партия

Закреплять представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

34

34

До свидания шахматная страна

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра.

35

35

Мониторинг.

36

36

Мониторинг.

                               4.    Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

Ф.и.ребёнка

                                   знать

                             уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правльно распологать доску

Правильно распологать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

  • Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
  • Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  являются организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Основные формы и средства обучения:

1.   Практическая игра.

2.   Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.   Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.   Теоретические занятия, шахматные игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная образовательная программа по обучению в игре мини-футбол

Программа предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия ...