Проект Природу края береги
проект (старшая группа) на тему

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. 

 Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный      

проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimaya_rabota_abramovoy.docx638.07 КБ

Предварительный просмотр:

                       

ПРОЕКТ

        

Выполнила:

Абрамова Екатерина Сергеевна,

МДОУ д/с № 1 “Аленка”

                           

                  2014 г

                                                         

                     

                                          СОДЕРЖАНИЕ

1333278646_oblachnyj-fon

1. Введение                                                                                          

1.1  Актуальность                                                             

1.2  Проблема        

2. Основная часть

    2.1   Целеполагание                                                                        

    2.2   Задачи проекта         

    2.3   Ожидаемый результат                                                                

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение                                                            

     2.5   Мониторинг проекта                                                              

3. Заключения. Выводы                                                                  

Список литературы                                                                                          


                                         

                                      1. ВВЕДЕНИЕ

                                1.1 Актуальность

           В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

 Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный      

проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

                                                     1.2 Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Целеполагание.

           Основная цель проекта:            

Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.

                                2.2       ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  •  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  •   Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать     эстетическое восприятие природы.

2.3    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Дети

Педагоги

Родители

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

2.4.   ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     1 этап – подготовительный (сентябрь 2012 г.)

  2 этап – деятельностный  (сентябрь 2012 – май 2013 г.г.)

  3 этап – оценочный (май 2013 г.г.)

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Сентябрь 2012 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение эколого - игровой среды

        Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник экологических сказок

- макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы по методике М.В.Емельяновой

Сентябрь 2012г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

Сентябрь 2012 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Сентябрь 2012 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологических праздников «В гости к лету» «День птиц», «День Земли» «Весна -красна», «Пожар в лесу»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,

По плану

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Октябрь

2012 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Спасти и сохранить»

В течение года

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах»)

 Посещение родителями занятий

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей

Диагностика и мониторинг качества экологического образования

Май 2013 г.

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей

Май 2013г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Май 2013 г.

Фото выставка «Красота родной природы»

Март 2013 г.

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2013г.

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2013г.

                                2.5  Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

                Педагоги

                Родители

                Дети

        Воспитатель по ИЗО деятельности

        Музыкальный руководитель  

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

        теоретическая и методическая литература,

        периодическая печать,

        материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

        Интернет-сайты;

        Выпуск фотоотчетов;

        Публикации в газетах  и журналах.

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой

Цель диагностики:

 выявить уровень экологической воспитанности детей

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

  • Частота проявлений бережного отношения;
  • В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов

С (средний)                 - 2.6 – 3,8 баллов

Н (низкий)                   - ниже 2,6 баллов

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ВЫВОДЫ:

Проведенная с выпускниками  группы «Одуванчик» в течение года работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,  

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Для наглядности результаты за 2012 - 2013 учебный год представлены в диаграмме.

Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня

экологической воспитанности детей ( в %)

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей подготовительной группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активное участие  в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

                                                             

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу родного края.

ЛИТЕРАТУРА

       

  1. Л. Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  2.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2007.
  3. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва
  4. 2003.Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2004.
  5. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
  7. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2007.
  8. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2007
  9. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  10. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2006.
  11. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2004.
  12. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2007

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2008

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2007

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

                        МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка»        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ...

Инновационный проект "Природу края береги"

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые ...

Педагогический проект "Природу края береги"

Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....

ПРОЕКТ «Природу края береги!»

По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычай...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошло...

Проект "Природу края береги"

Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющ...