Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)
учебно-методический материал на тему

Лисина Татьяна Ильинична

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_lisina.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ

Лисиной Т.И.

Тема «Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

Актуальность и перспективность опыта

Об актуальности экспериментальной деятельности свидетельствует то, что она является развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, интеграцией знаний. И в контексте с гуманизацией образования отличается личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и т.п. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие.

Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития – в младенчестве и дошкольном детстве.

И поэтому организация в дошкольных учреждениях элементарной поисковой деятельности поможет педагогам ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений – одна из важнейших задач воспитания.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Экспериментирование – эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира.

В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «горькое – сладкое» и т.п.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать  больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,  как развиваться, формироваться,  становиться тем, что он есть в процессе  исследовательской деятельности» (С.Л. Рубинштейн)

Очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

В связи с чем, исследовательский метод обучения можно рассматривать, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Методы и приёмы экспериментальной деятельности. Важное место в экспериментальной деятельности дошкольников отводится наблюдению. Это, например, наблюдение распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; наблюдение за изменением и преобразованием объектов; наблюдение репродуктивного характера (когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления).

Но основным методом детского экспериментирования является практический метод: упражнения, игровые ситуации, элементарные опыты. Например, в младшем дошкольном возрасте используется игровая ситуация; в среднем и старшем дошкольном возрасте – эксперименты (элементарные опыты). На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Исследуем состояние почвы, сравниваем свойства песка  и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха, их значении, видах; узнаем о свойствах тканей, магнита и увеличительного стекла.

В процессе экспериментирования детям прививаются навыки межличностного общения и сотрудничества, умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для начала я привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Затем, для поддержания интереса у детей к экспериментальной деятельности, порекомендовала родителям создать экспериментальный уголок в домашних условиях. Для этого в родительском уголке группы постоянно обновляла наглядную информацию по детскому экспериментированию. Кроме наглядной информации с родителями проводились консультации, круглые столы и родительские собрания.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

В своей работе с детьми использовала следующие принципы:

  • Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий.
  • Стимуляция любознательности ребенка (использование материалов, которые вызывают интерес, удивление).
  • Передача инициативы от взрослого ребенку: очень важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их решения.
  • Безоценочность. Оценка взрослого, (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, т.е. развитию внешней мотивации. В ходе экспериментальной деятельности я стремилась к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому внимание акцентировалось на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
  • Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства: стремление взрослого не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
  • Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
  • Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений.

Наличие теоретической базы опыта.

Теоретической базой опыта в работе с дошкольниками по экспериментированию стали труды Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; Рыжовой Н.В. «Игры с водой и песком»; Прохоровой Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; Шевяковой Л.Н. «Опытно-экспериментальная деятельность экологической направленности по сезонам и возрастным группам».

Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта: организовать в группе экспериментальный центр, который даст детям возможность «общаться», «действовать с объектами природы».

Цель. Формирование наглядно образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира.

Задачи:

  1. Развивать познавательную потребность дошкольника.
  2. Развивать речь, умение понятно выражать свои мысли.
  3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  4. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент.
  5. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.
  6. Учить устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов.
  7. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  8. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оптимальность и эффективность средств.

Организация систематического и целенаправленного ознакомления детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов имеет огромное значение для развития познавательной активности дошкольника.

Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

Результативность опыта.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- систематизация и расширение представлений  детей о неживой природе.

Проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. В целом результаты за год возрастают в среднем на 4,7% .

Диаграмма

сформированности экспериментальной деятельности

воспитанниками Лисиной Т.И. за 2012-2014гг.

Возможность тиражирования.

В целях обмена опытом с коллегами по детскому экспериментированию, я провожу открытые занятия, выступаю на методических объединениях, заседаниях педагогического совета. Для родителей провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные беседы, круглые столы по обмену опытом формирования наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментирования в процессе познания мира, оформляю наглядную информацию в родительский уголок.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.

Сайт  http://nsportal.ru/

  • Презентация «Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
  • Курсовая работа на тему: «Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
  • Учебно-методический материал. Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»
  • Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная сила воды».
  • Консультации для родителей по детскому экспериментированию.

Сайт: http://www.maaam.ru

  • Методическая разработка. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

Формирование познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности

       Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование направлено сегодня...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний...