Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»
проект (младшая группа) на тему

Максименко Ирина Михайловна

Актуальность проекта:

 

Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к её проектированию.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов.

Во-первых, в младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда ДОУ должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника.

Во-вторых, в младшем возрасте у ребенка достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»

Паспорт проекта

Разработчики проекта:

Максименко Ирина Михайловна воспитатель, первая квалификационная категория.

Сроки выполнения проекта: 2013 – 2014 учебный год

Исполнители проекта: воспитатели, родители, администрация ДОУ.

Актуальность проекта:

Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к её проектированию.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов.

Во-первых, в младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда ДОУ должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника.

Во-вторых, в младшем возрасте у ребенка достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

В то же время в дошкольном образовании достаточно долго существовали традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия.[1]

Федеральные государственные требования, предъявляемые к структуре основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации, акцентируют внимание педагогов на необходимости:

  • обеспечения интегративного подхода к предметно-развивающей среде;
  • развития субъектности дошкольника;
  • создания условий не для обучения ребенка, а для проживания им в ДОУ полноценной, насыщенной жизни.

В МКДОУ д/с №2 созданы условия для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. С учетом  современных требований возникла необходимость модернизации предметно-развивающей среды групп младшего возраста. Поэтому разработан проект по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Цель проекта:

Создание современной образовательной среды для развития детей с разным потенциалом здоровья и способностей в условиях группы.

Задачи проекта:

  1. Создание современной образовательной среды.
  2. Использование возможностей образовательной среды для формирования у дошкольников начальных ключевых  компетенций как основы получения качественного образования.
  3. Развитие профессиональной компетентности педагогов через совершенствование методической работы и повышение квалификации.
  4. Развитие продуктивной коммуникации участников образовательного процесса.
  5. Развитие информационного пространства.

Гипотеза:

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса  к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка. Данный проект - новая перспектива создания современной модели образовательной среды группы с использованием «элементов будущего».  

Создание образовательной среды в преддверии перехода на новые образовательные стандарты в системе дошкольного образования, на наш взгляд, будет определять специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику реализации программы развития и образовательной программы, преемственности содержания и методов воспитания и обучения со школой. Использование электронных образовательных ресурсов будет способствовать формированию у детей качеств и умений, таких как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, готовность работать в группе и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку 21 века.[2]

Сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на  2013 - 2014 учебный год:

I этап -август 2013:

  • разработка проекта, осмысление инновационной идеи;
  • создание условий (кадровых, методических, материально-технических т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.

II этап – сентябрь 2013 – апрель 2014:

  • выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач проекта;
  • корректировка плана мероприятий;
  • периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с проектом.

III этап – май- июнь 2014:

  • подведение итогов, анализ достижения цели и решения поставленных задач;
  • оформление материалов по представлению опыта.

Программа развития предметно-развивающей среды в группах младшего возраста

Центр активности

Совершенствование ПРС

1.

Центр сюжетно-ролевой игры

Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений ( «Поезд», «На строительной площадке», «Шоферы», «День рождения куклы»)

Формирование коллекций игрового материала «Что на что похоже» (предметы-заместители)

2.

Центр эмоционально-коммуникативного развития

Создание центра песка и воды

Создание уголков уединения

Пальчиковый театр «Учимся играть вместе»

Стенд с фотографиями детей, датами их дней рождения

Стенд «Мое настроение»

Кричалки, мирилки, стаканчики гнева, коврики злости

Альбомы «Моя семья»

Альбомы «Книга  про меня»

3.

Центр сенсорики

Проект «Моя первая коллекция», игры-самоделки, изготовленные совместно с родителями,  «Мой любимый цвет», «На что это похоже»

4.

Центр искусства

Настенное панно «Создай сказку»

5.

Книжный уголок

Проект «Книжки маминого детства»

Проект «Книжки-малышки про меня»

6.

Центр конструирования

Приобретение дополнительных современных наборов конструкторов из разных материалов и разнообразных по содержанию

7.

Центр театра

Совместный детско-родительский проект «Делаем театр вместе»

8.

Музыкальный центр

Картотека музыкальных произведений с обозначением названия в виде символа.

9.

Центр науки

Введение знаковой символики и алгоритмов для обозначения предметов, качеств, свойств, способов действий, их последовательности.

Предметы для игр-экспериментов и игр-путешествий (Циклы «Про воду», «Тонет-не тонет», «Я одеваюсь сам» и др.)

10.

Центр двигательной активности

Картотека подвижных игр  в виде схем, доступных и понятных детям.

Цикл игр «Разноцветные минутки» (игры в сухом бассейне)

Направления дальнейшей организации предметно-развивающей среды в группах младшего возраста:

  1. Обеспечение свободного доступа детей к средствам всех видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.
  2. Формирование позиции субъекта деятельности.
  3. Развитие целостной картины мира через введение тематических дней и недель.[3]

Ожидаемые результаты:

  1. Создание современной образовательной среды с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГТ
  2. Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%
  3. Обеспечение благоприятного перехода детей на следующую возрастную ступень. Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями адаптации на следующий образовательный этап до 95%
  4. Увеличение числа педагогов, охваченных различными формами повышения квалификации,  не менее 50%.
  5. Число педагогов, использующих современные педагогические, здоровьесохраняющие и информационные технологии, до 55%
  6. Число педагогов, имеющих личностные достижения, до 60%
  7. Число родителей, принимающих участие в деятельности ДОУ до 70%
  8. Доля родителей, участвующих в общественно-административном контроле деятельности ДОУ, до 20%
  9. Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований
  10. Повышение активности всех участников образовательного процесса.

Источники, использованные при разработке проекта

Литература:

1. Деркунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности// Дошкольная педагогика, 2010, №8.

2. Микляева Н.В., Решетило Е.А. Игровая среда в домашних условиях. М., 2011.

3. Перегуд А.И. и др. Технология создания эмоционально комфортной среды. СПб., 2012.

4. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие  ребенка от рождения до 6 лет. СПб, 2010.

5. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. /Под ред. Н.В.Микляевой, М., 2012.

6. Смирнова Е.О. Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...