Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
методическая разработка по теме

Сиразеева Гульдауся Рафаилевна

Анализ воспитательной работы в 6 классе за прошедший учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_analiz_vospitatelnoy_raboty.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы 6 группы за 2013 – 2014 учебный год.

Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в прошедшем году:

В начале учебного годанами были поставлены следующие воспитательные задачи:

  1. Формировать у детей толерантность и чувство собственного достоинства.
  2. Развивать образное мышление, творческие способности, содействовать успешной адаптации детей в социуме.

3.Расширять и систематизировать знания детей о народных традициях  и обычаях родного края.

4.Систематизировать работу по сохранению  и укреплению здоровья учащихся, прививать навыки здорового образа жизни.

5.Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечений семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

   Планирование воспитательной работы осуществлялось с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций, интересов, социального паспорта класса. Владея современными методами и приёмами организации воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы творчески подходили к решению поставленных задач. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Воспитательную работу  в группе  мы строили, опираясь на следующие направления:

  • Гражданско-патриотическое;
  • Нравственно-эстетическое;
  • Трудовое;
  • Физическое и воспитание ЗОЖ;
  • Экологическое.

 Динамика социальной ситуации развития воспитанников.

В нашей группе 14 воспитанников. Группа делится на 2 класса: 6а – 7, 6б-7 учащихся. Учащиеся группы активно контактируют с окружающим их социумом: Учащимися  школы,  педагогами.  У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям, воспитателям. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако, общение с одноклассниками и ровесниками всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

 В прошедшем учебном году все учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: хоровой, рисование, бисероплетение и спортивные секции (футбол, борьба, армрестлинг и настольный теннис).  Активно в течение всего учебного года велась волонтерская работа «Помощь пожилым людям» при уборке снега, листвы, дров и копка земли.

Развитие коллектива группы.

   Уровень сплоченности коллектива, в начале учебного года, был невысокий, ребята не всегда уважительно относились друг к другу.В основу работы положены методы позитивного воспитания по  правилам, принятым всеми членами коллектива:

  • Не создавать своим поведением в классе обстановки, мешающей или раздражающей остальных;
  •  Не угрожать и не трогать физически никого, не оскорблять других, не говорить о себе или о других плохо;
  • Не брать без разрешения чужие вещи;
  •  Не сквернословить, заступаться за других без физического вмешательства;
  • Любой человек достоин уважения и суверенитета;
  • Отмечать победы и благородные поступки каждого.
        Все случаи нарушения этих  правил обсуждали на общем собрании класса, без оскорблений провинившегося, либо в индивидуальной беседе с воспитателем.  В  целом, работа по реализации данных задач, основанная на методах позитивного воспитания, дала положительные результаты.Следует отметить тот факт, что уже меньше непонимания между девочками и мальчиками, меньше конфликтных ситуаций.

 В начале учебного года на классном часу проходили выборы учащихся актива класса.  По желанию и по интересам каждого учащегося выбранный актив класса сохраняется в течение учебного года, где каждый учащийся знает свою должность, то, за, что несет ответственность, за деятельность которую поручил ему коллектив класса, следят за порядком, чистотой, учебниками.

По итогам года пропусков занятий без причины не было. Отсутствие пропусков учебного времени учащимися способствует большему времени общения между собой, класс становится сплоченным, дружелюбным, постоянно выполняют различные дела, находясь под педагогическим контролем. Также делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы на тему:  «Давайте жить дружно», «Как вести себя в общественных местах», «Поговорим о доброте и добрых делах», «О поведении в гостях и за столом», «Что такое бескорыстная помощь».Также проводили беседы по профилактике правонарушений и безнадзорности такие как: «Права детей», «Как не стать жертвой преступления», «О вреде курения».

Считаем, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился, но планируем продолжить работу по данному направлению в следующем учебном году, в связи с тем, что учащиеся данного подросткового возраста испытывают много психологических проблем.

Анализ участия воспитанников в жизнедеятельности школы.

Применение нестандартных форм воспитания, повысило познавательный интерес и развитие творческих способностей, учащихся в интеллектуальной, художественно – эстетической, трудовой и других видах деятельности.Учащиеся в течение всего учебного года участвовали в конкурсе рисунков, конкурсах стенгазет, с привлечением родителей, ветеранов Великой Отечественной Войны, спортсменов города Мамадыш.

Основные задачи экологического воспитания это воспитание любви к родной природе, овладение умением ухаживать за живыми существами, растениями. Для реализации данных задач были проведены следующие мероприятия: «Волшебная осень» -конкурс рисунков, «Как вести себя на природе» -инструктаж по технике безопасности, конкурс загадок о природе.  Зимой дети с удовольствием изготавливали кормушки для птиц «Поможем птицам пережить зиму». На выставке творческих работ «Дары осени» наша группа заняла 1 место, а семье Башковых администрация школы выразила благодарность за мастерство и фантазию, активное участие в общешкольном творческом конкурсе «Осенняя карусель».

Много внимания уделялось нравственно–эстетическому воспитанию на основе изучения народных традиций, праздников.В течение учебного года совместно с учащимися группы изучали народные игры, песни, танцы обычаи и праздники. Обеспечивали применение полученных детьми знаний и умений в организации и проведении тематических праздников и мероприятий.

С детьми готовились и  провели  большой народный праздник «Сабантуй». Участвовали в 7 Республиканском конкурсе музыки и искусств, среди детей с ОВЗ « Мы всё можем! » в городе Набережные Челны и заняли призовое место. За участие в районном конкурсе «Татар мили бизәге, үткәне һәм бүгенгесе» были награждены дипломом 3 степени. Эти праздники и мероприятия дали возможность увидеть творческие способности детей и их наклонности.

Также посещали городскую библиотеку с целью больше узнать о народных традициях и обычаях. Участвовали на празднике «Аулак ой», и ко дню рождения Г. Тукая на мероприятие «Тукай синби безнен белэн».

    В течение года было прочитано много народных сказок, детской литературы, стихотворений, загадок для развития речи, техники чтения, мышления, памяти учащихся. Проводили соревнования, конкурсы, познавательные игры. Экскурсии: в музей, набережную Вятки (фонтан), на площадь у РДК, экскурсии по городу, к памятникам, в библиотеку. Учащиеся получили навыки культурного общения, поведения в общественных местах, на улице. Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Перед каждой прогулкой проводили инструктажи по ТБ.

С полной уверенностью можем сказать, что изучение народных традиций и обычаев развивает у учащихся интерес к народной культуре, уважительное отношение к своим предкам, формирует эстетическую активность посредствам народной педагогики, развивает творческую активность.

Развитие воспитанников группы.

Воспитательный процесс в этом учебном году в первую очередь был направлен на воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.

Весь класс с начала учебного года активно включился в учебную деятельность.Домашнее задание во время подготовки уроков многие дети выполняют самостоятельно, но некоторым нужен контроль: Валееву И., Мухаметзянова Л;  данными учащимися велась дополнительная работа.Чтобы дети не утомлялись на занятиях,  при подготовке уроков и занятий,  проводили физкультминутки  для развития  моторики  рук, гимнастика для глаз, различные гимнастические упражнения, релаксацию.

Дети участвовали в спортивных мероприятиях, общешкольных конкурсах,  предметных неделях и олимпиадах : по математике,по татарскому языку и литературе. Получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы: Марчёнков С; Максимов А; Шайхутдинова Д; Рахдапова Ч; Тимашевы С и Ю.

За прошедший учебный год заслужили поощрение и были награждены почетными грамотами «Ученик года!» Раджапова Ч., Шайхутдинова Д.

В связи с тем, что учащиеся данного возраста испытывают много психологических проблем, большое внимание уделялось индивидуальной работе. Особенно внимание уделяли ШарифуллинуНафису, так как у него диагноз «Эпилепсия».

 Для того чтобы адаптировать детей к самостоятельной жизни мы  формировали базовые бытовые трудовые умения в сфере ухода за жилищем, за личными вещами и обувью,  за телом.  Мы организовывали генеральные уборки группы и класса и надо отметить, что Ванишнин Дима очень добросовестно и активно участвовал в трудовых делах, особенно если   его похвалить. Учащиеся группы участвовали в трудовых десантах по уборке клумб и  территории школы. Еженедельно в  бытовой день дети самостоятельно стирали свои вещи, получая практические советы от воспитателя. Все дети обслуживают себя сами, умеют ухаживать за одеждой и обувью, умеют аккуратно заправлять постель. Но необходимо продолжить индивидуальную работу по привитию умения следить за своим внешним видом и ухаживать за личными вещами с учащимися:  Ш.Нафис и В.Ильгиз.

Формирование здорового образа жизни, является одной из важнейших задач. Поэтому много времени уделялось этому вопросу. Проводились различные занятия и мероприятия, направленные на здоровье сбережение. Ребята участвовали в спортивных конкурсах, мероприятиях проводимых в школе, в районе и республиканских.Мальчики группы очень любят играть в футбол и достигли хороших результатов.Марчёнков Саша занял 1 место в зональном этапе 9 Республиканских соревнований по программе Специальной Олимпиады России по мини-футболу в г. Заинска среди учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. В течение года проводилось утренняя зарядка, физкультминутки на занятиях и самоподготовке. Проводили беседы в стране здоровья, «Микробы и моё здоровье», «Значение режима дня в, жизни человека», «Как мы устроены», «Почему случаются травмы», «Что нужно знать о лекарствах». На занятиях проводили опыты, о чистоте воды. Такие способы организации деятельности, учащихся позволяют стимулировать школьников, к самостоятельной работе развивают их творческий потенциал, способствуют активному усвоению знаний.

 Анализ педагогического взаимодействия с семьей.

    Мы считаем, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Специфика нашей школы - интерната заключается в том, что дети большую часть времени проводят в школе и только на каникулы, а некоторых детей на выходные родители забирают домой. Поэтому сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса – задача непростая, требующая большого терпения, такта. В течение года мы находились в тесном контакте с родителями воспитанников. В тесном контакте с родителями старались сформировать потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, работали над сплочением коллектива, способствовали утверждению добрых отношений в нём, формированию навыков культурного общения и поведения.При личных встречах, чаще  в разговорах по телефону мы информируем родителей об учебных успехах, участии детей в классной и школьной общественной жизни, о самочувствии, о проблемах в поведении, ищем совместные решения, проводим индивидуальные консультации.

С начала учебного года все учащиеся были посещены на дому, на всех был составлен акт жилищно-бытовых условий. После каждой учебной четверти совместно с классными руководителями проводились родительские собрания, разбирались вопросы, интересующие родителей: «О будущем обучении детей в ПК», «О летнем отдыхе детей в лагерях», «Об учебе и поведении учащихся в школе – интернат», «Достигнутые успехи каждого учащегося класса в учебе по итогам четверти». Проводились следующие беседы с родителями: «Жизнь ребёнка и его успехи в школе», «Как воспитать себе помощника», «Какой папа нужен ребёнку», «Ребёнок учиться тому, что видит у себя на дому»,«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам», «Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков. Профилактика детского травматизма».  На Новогодний праздник приехали и пришли  все родители. Родители посмотрели новогоднее представление, в котором участвовали все ученики класса.  Мы провели классное родительское собрание, познакомили родителей с итогами успеваемости, выразили благодарность в подготовке новогодних костюмов.

По плану профилактической работы проводилась работа с семьёй Ванишнина Димы. С ними проводились беседы, тренинги, консультации. Работу с этой семьёй планируем продолжить и в следующем учебном году.

Выбран родительский комитет класса. В жизни группы активно участвовали семья Веремей, семья Тимашевых, семья Раджаповы, семья Башковых и семья Мухаметзяновой Лилии. Семья Башковых награждена дипломом 1 степени за активное участие в общешкольном творческом конкурсе фотографий «Я и моя семья»  в рамках психологического проекта «Аист». Считаем, что на следующем учебном году необходимо активнее привлекатьродителей к воспитательному процессу.

Анализ организации воспитательного процесса в группе и  эффективности воспитательной работы.

Для отслеживания личностного роста каждого ученика были использованы различные методы изучения личности воспитанника: наблюдение, посещение уроков, индивидуальные беседы, анкетирование. В течение всего года  держали тесную связь психологом школы. В целях определения результатов воспитательной работы ежегодно психологом школы проводится диагностика уровня воспитанности.

Проведена диагностическая работа по выявлению состояния духовно-нравственных качеств личности, воспитанности детей, динамики развития ученика и выявлению его личностного роста, умений само утверждаться. В будущем необходима серьёзная работа по формированию адекватной самооценки. Высокий уровень духовно-нравственной сферы у Ванишнин Дима, Михеев Артур.

Учащиеся группы очень активные, творческие. Все с желанием участвовали почти во всех школьных мероприятиях. В течение всего учебного года вместе с воспитателем группы дети вели дневник класса, в котором высказывали свое мнение о проведенных мероприятиях, делились своими впечатлениями. Наиболее активно включились в эту работу девочки: Ш.Динара и Р. Чулпан. Большое внимание уделяливоспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь, по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде "Рождение гражданина” говорит: "Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”.

Выводы.

Поставленные перед коллективом в прошлом 2013-2014 учебном году задачи, мы считаем частично выполненными. Исходя из результатов проделанной работы за год, считаем необходимостью на 2014–2015 учебный год поставить следующие задачи:

  1. Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
  2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим.
  3. Воспитывать нравственные чувства (любовь к Родине, к её традициям, культурным ценностям, гордость за Отечество, чуткость к природе).
  4. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни путем использования     различных форм и методов профилактической работы. 

5. Повышать активность родителей в участии жизни группы, школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы на 2013-2014 учебный год МКДОУ детский сад "Золотой петушок" с приоритетным направлением деятельности по физическому здоровью детей.

Годовой план работы на 2013-14 учебный год МКДОУ  "Золотой петушок" представлен в виде аналитической части работы ДОУ за 2012-13 год, а также непосредственно самого плана работы на 2013-14 год, в...

Годовой план работы на 2013-2014 учебный год МКДОУ детский сад "Золотой петушок" с приоритетным направлением деятельности по физическому здоровью детей.

Годовой план работы на 2013-14 учебный год МКДОУ  "Золотой петушок" представлен в виде аналитической части работы ДОУ за 2012-13 год, а также непосредственно самого плана работы на 2013-14 год, в...

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2013-2014 учебный год

Анализ деятельности МБДОУ за 2013-2014 учебный год...

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебный год

Представлен педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 уч.года учреждения....

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебного года

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-14гг....

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2013 – 2014 учебный год

Развитие дошкольного образования -  одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации...