Традиционный и инновационные подходы к работе муз.руководителя с родителями
статья на тему

Дударева Екатерина Владимировна

Статья описывает современные технологии взаимодействия муз.руководителя с родителями, позволяющими повысить качество обучения и развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя ДОУ и родителей воспитанников

Многовековые споры о том, какой социальный институт важнее в социализации подрастающего поколения, доказали, что истина как обычно кроется где-то посредине: важны и семья, и специальные воспитательные учреждения, такие как школа, детский сад и проч. И очевидно, что чем скоординированнее будут действия семьи и детского сада, чем плотнее налажено сотрудничество, тем более высокой будет эффективность воспитательно-образовательного процесса. При этом ответственность за организацию взаимодействия с семьей ложится прежде всего на педагогов, ведь именно они обладают необходимыми профессиональными знаниями и несут персональную ответственность за качество образования перед государством и семьей как основными социальными заказчиками.  

Работа музыкального руководителя в этом смысле не является исключением. Научно доказано, что помимо развития специальных музыкальных способностей занятия музыкой стимулируют развитие таких познавательных процессов как память, внимание, воображение, мышление и речь. Помимо этого, на музыкальных занятиях большое внимание уделяется развитию координации движений, согласованию собственных действий с поставленной задачей и действиями других людей, повышению самооценки детей. Все это и многое другое в совокупности способствует более эффективной подготовке детей к поступлению в школу и будущему гармоничному развитию в целом. Очевидно, что если и педагог, и родители будут совместно решать общие, столь важные задачи, эффективность их решения существенно вырастет.

Итак, какие же технологии взаимодействия музыкального руководителя с родителями существуют и наиболее эффективны? Условно можно выделить три направления взаимодействия музыкального руководителя с родителей: педагогическое просвещение родителей, развитие у детей интереса к музыкальным занятиям и музыке в целом, проведение совместных акций и мероприятий для детей, родителей и других членов семьи.

Поскольку первые два направления достаточно разработаны, остановимся на них кратко. О третьем же направлении, как о наиболее интересном и эффективном, поговорим подробнее.

Итак, педагогическое просвещение родителей музыкальным руководителем осуществляется в виде проведения родительских собраний, тематических консультаций (например,  «Музыка как средство развития и коррекции нарушений»», «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности ребенка в семье», «Какие детские музыкальные инструменты нужны вашему ребенку?», «Песни в вашем доме» и др.), составлении печатных рекомендаций для родителей по подбору музыкального репертуара для детей разных возрастных групп. К этому направлению также относятся столь популярные в былые годы и не потерявшие своей актуальности  тематические папки-передвижки, размещаемые в холле группы, подборки материалов «Учим вместе» и т.д.

Консультации, проводимые в традиционном режиме целесообразно сопровождать выставками соответствующего содержания, подбирать литературу по рассматриваемому вопросу.

Помимо традиционных форм используются и инновационные, дистанционные формы взаимодействия. Они могут быть представлены страничкой музыкального руководителя на сайте образовательного учреждения, собственным блогом или сайтом, на которых размещаются статьи об особенностях музыкального восприятия детей различных возрастных групп, материалы к занятиям, интересные рассказы о композиторах, рассказы об арт-терапии (музыкотерапия), рекомендации по подбору музыкального репертуара, используемого для слушания и пения в семье, рекомендации, как заметить и развить музыкальные способности у своего ребенка и т.д.

Здесь же музыкальный руководитель может рассказать о том, какие учреждения дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости от детского сада помогут еще эффективнее развить у ребенка певческие, танцевальные, исполнительские и проч. навыки.

Развитие у детей интереса к музыкальным занятиям и музыке в целом осуществляется посредством представления анонсов музыкальных концертов, спектаклей, экскурсий, которые рекомендуется посетить с родителями; фильмов о жизни и творчестве композиторов, музыкантов, исполнителей, которые можно посмотреть; анонсы музыкальных изданий и т.д. Все эти сведения могут представляться в традиционной форме, в качестве материалов, размещаемых в группе и на стендах перед входом в музыкальный зал, а также на сайте ДОУ или собственной страничке музыкального руководителя.

Наиболее интересной инновационной формой развития интереса у детей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать размещаемые на сайте образовательного учреждения интерактивные игры, нацеленные на изучение музыкальной грамоты, а также презентации (выполненные в программе Power Point) различных музыкальных проектов, посвященных интересным событиям, проходившим в детском саду, например, празднование Масленицы, вечер досуга, посвященный Полному снятию Блокады Ленинграда и др.

Важно отметить, что подобные материалы помогут и детям лучше усвоить полученные знания и родителям быть в курсе того, чем занимается их ребенок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.  

Однако наиболее эффективной формой взаимодействия музыкального руководителя и семьи является проведение совместных акций и мероприятий для детей, родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестер и проч.). Данное направление  может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, родительские собрания, игры-путешествия и т.д. Возможные  формы организации совместной деятельности детей и взрослых применимые в работе музыкального руководителя представлены на рис. 1.

В организации совместной деятельности самое главное - это активное включение родителей и/или других родственников в проводимое мероприятие. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями. Опыт ведущих педагогов практиков показывает, что когда родители активно участвуют в исполнении песен, танцев, оркестре, театрализованных постановках, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно во взаимодействии родителей и музыкального руководителя, т.к. только позитивный настрой помогает эффективно решать поставленные задачи; во-вторых, родители лучше понимают, как нелегко ребенку выполнить то или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше родителей с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Рис. 1. Формы организации совместной деятельности детей и взрослых применимые в работе музыкального руководителя

Организация творческого взаимодействия может осуществляться посредством организации конкурса между взрослыми и детьми, посредством объединения усилий взрослого и ребенка, а также посредством распределения ролей, взаимодополняющих и обогащающих друг друга. Технологии совместной музыкально-творческой деятельности детей и родителей, используемые в нашем ДОУ, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Технологии совместной музыкально-творческой деятельности детей и родителей

Приведем примеры активного включения родителей в сценарии совместных досуговых мероприятий.

Волею обстоятельств из-за эпидемии гриппа к 23 февраля у нас осталось очень немного детей. Однако вечер досуга был запланирован, дети готовились, и отменять его никак не хотелось. В тоже время собрать две детские команды никак не удавалось. Тогда нам как организаторам праздника пришла в голову интересная идея: сделать две команды - детскую и родительскую и посмотреть, кто же победит. Отметим, что удовольствие получили и дети, и взрослые, которые забыв о своём возрасте, весе и жизненных трудностях с успехом боролись за победу.

Фрагмент вечера досуга, посвященного Празднованию Дня Защитника Отечества.

Ведущий:

Следующее испытание для наших команд связано с морем!

Канат (в одной команде дети, в другой - родители)

Ведущий:

Ну что же, и с этим испытанием вы справились достойно. А сможете ли вы угадать, что это за звуки? Музыкальные загадки

Игра «Центрифуга»

Ведущий:

Итак, мы увидели, что и дети  и взрослые у нас сильные, ловкие ,умелые. Но настоящие защитники умеют не только стрелять из автомата, быстро бегать, бороться, но и петь военные песни. То, что наши дети – отлично поют, знают все. А сегодня мы предлагаем посоревноваться вам ,дорогие родители! Итак, приглашаем вас на сцену…. Кто смелый?

Конкурс родительского караоке. Песни «Три танкиста» и «Катюша»

Ведущий:

И еще одно испытание теперь для детей  – полоса препятствий!

Игра «Полоса препятствий»

Ведущий:

Папин праздник-главный праздник

                Всех мальчишек и мужчин.

                И поздравить пап любимых

                Мы сегодня все спешим.

Может он в футбол играть,

                Может книжку мне читать,

                Может суп мне разогреть,

                Может мультик посмотреть,  

                Может прокатить меня

                Вместо быстрого коня.

Ведущий:

И наконец, последний конкурс! Конкурс для мальчиков и их пап.

Конкурс: "Кавалеристы"

 Ребёнок садится на своего "коня" (папу) скачут до ориентира оббегают его и возвращаются для передачи эстафеты.

Фрагмент вечера досуга, посвященного Дню космонавтики:

Лунтик: пристегнуть ремни! Приготовиться к космическому полету!

Начинаю отсчет. Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!

Летим! Как красива наша Земля из космоса!

Держим курс на планету Вега!

Будьте внимательны! Идем на посадку!

Выключается свет. Родители надевают маски, большие уши, разноцветные рожки на ободках и «превращаются» в инопланетян: в руках инструменты «шумового оркестра»: коробочки с разной крупой, колокольчики, погремушки, бубны и пр.

Лунтик: Дорогие инопланетяне! Мы ищем песенку для наших друзей. Вы бы не могли нам спеть или сыграть свою песенку?

«Шумовой оркестр» родителей-инопланетян исполняет «Собачий вальс».

Лунтик: Нет, это песенка не наша! Полетим с ребятами дальше, может найдем! Спасибо вам, до свидания!

Выступления родителей перед собственными детьми особенно нравятся детям. Дети видят, что и родителям нравится заниматься музыкальным творчеством, и у них это хорошо получается. Если же у родителей, что-то не получается, то ребенок понимает, что не получаться может не только у него, и только упорство и целеустремлённость помогут добиться поставленной цели.  Как следствие, у ребенка растет уважение к родителям и повышается собственная самооценка.

Уже доброй традицией стало исполнение в нашем детском саду оркестра «Цыганочка». После первого исполнения, когда зал просит повторить произведение «на бис», Ведущий предлагает мамам перевоплотиться в цыганок с помощью платков-шалей и исполнить танец под сопровождение собственных детей. Отметим, что этот номер всегда пользуется заслуженной популярностью.

В рамках данного направления также могут проводиться опросы родителей (как в традиционной, так и электронной форме), посвященные изучению музыкальных предпочтений детей, исследованию особенностей музыкальной среды, окружающей ребенка в семье и др., которые помогут эффективнее решать задачи педагогического просвещения родителей, музыкального воспитания детей, а также активизации родительского участия в музыкально-творческую жизнь детского сада.

Таким образом, музыкальный руководитель в своей работе может  использовать как хорошо известные, проверенные временем, традиционные формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска и технических инноваций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в работе с родителями

родительские собрания, новые формы, игровые ситуации, беседы...

проект "Инновационные подходы в работе с родителями по физическому воспитанию"

Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Выраст...

Инновационные подходы в работе с родителями.

Использование ИКТ в работе с детьми....

Современный детский сад: интеграция традиционных и инновационных подходов в воспитании и образовании.

В веке инновационного общества человеку уже нелбходимо не логическое мышление, а синтезирующие  в основе которой лежит интеграция разных знаний....

«Сочетание традиционных и инновационных подходов к вопросу формирования фонематического слуха у детей»

Задания для обследования фонематического слуха.•Выделение определенного звука из «цепочки» звуков;•Выделение слога с определенным звуком из ряда слогов;•Определение наличия ...

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания ребенка

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями-установление партнерских отношений...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкол...