РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Демидова Елена Александровна

 

 

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает ос­таваться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность: известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т.д), а, следовательно, и успешного обучения в школе.

  Доказано, что  подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, так как: усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

   Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний».

  Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет.

   Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

В основу моей системы работы легли следующие задачи:

- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;

- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;

- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;

- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;

- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.

       Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы по этому направлению.

   Для реализации проекта были намечены следующие направления работы:

1. создание предметно-развивающей среды в группе;

 2.использование  нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;

3.использование нетрадиционных занятий;

        Как уже говорилось, непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда.

Поэтому, я свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в своей группе.

Особое внимание уделила, прежде всего, ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

В группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков.

Книжный уголок

Уголок строителей

Центр развивающих игр (дидактические игры, математические)

Уголок краеведения

Уголок изобразительной деятельности

Экологический уголок  (природы )

Театрализованный уголок

Уголок «Песка и воды» Лаборатория

Логопедический уголок

 

Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится мне,

- во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и,

-  во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач.

       Также развитию познавательного интереса  способствует использование мной в работе с дошкольниками  нетрадиционных методов по математическому развитию.

К данной группе методов относятся:

    моделирование (например, предложить детям  использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя),

     элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков),            занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»),

     математические сказки, проектная деятельность и т.д.

Они побуждают детей к активной мыслительной  и практической деятельности; мотивируют  активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

      Немаловажную роль в  развитии познавательного интереса  играют нетрадиционные занятия:

Занятия-соревнования.  (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.) ;

  Занятия КВН.  (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина);

     Театрализованые занятия.  (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);

    Занятия - сюжетно-ролевые игры.  (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) ;

     Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);

    Занятия-путешествия; 

  Занятия-сказки;

  Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) ;

  Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) ;

  Работу по этому направлению провожу в тесном контакте с родителями.

В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителями информирую их о результатах обследования детей, делая акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям организовать совместные с детьми развивающие игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

Над данной проблемой работаю в течении трех лет. Работаю по программе «Детство», использую развивающие технологии Л. Г. Петерсон  «Раз-ступенька,  два - ступенька» (по программе «Школа 2100…»)

    Перед каждым выпуском в школу дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, результаты нас всегда радуют.

  Анализ работы в течение трех лет (я работаю в подготовительной группе постоянно) показал, что уровень развития познавательной активности у детей с каждым выпуском выше, познавательные интересы стали более устойчивыми. 85% детей имеют высокий уровень развития. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они чаще стали обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполняют задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы, навыки самоконтроля.

Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательной активности детей, впереди еще много работы по этому направлению.

    Тем не менее, наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

       Из наблюдений, бесед с учителями, принимающими от нас дошкольников в первый класс, уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная  поисков- познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Осознавая важность данной работы в развитии детей, я не останавливаюсь на  достигнутом, буду продолжать совершенствовать педагогическое  мастерство – заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательных способностей детей. Считаю, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к математике у дошкольников

Познавательный интерес к математике у детей дошкольного возраста формируется не только в непрерывной образовательной деятельности, не и во время математических досугов. Использование занимательного ма...

«Формирование познавательных интересов к математике через воздействие с объектами окружающего мира.» сообщение из опыта работы ст.гр.

Формирование познавательных интересов к математике и создание предметно-развивающей среды...

Дидактические игры - средство формирования познавательного интереса к математике

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей....

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста...

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...