Программа кружка "Мастерская Самоделкина"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Старчунова Марина Анатольевна

Модифицированная образовательная программа 

кружка художественно – эстетической направленности

«Мастерская Самоделкина»

для детей средней специальной группы на 2013 -2014 г.

                                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и  взрослым, разработала программу для средней специализированной группы, которая  направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

     В основе модифицированной программы кружковой работы «Мастерская Самоделкина», лежит парциальная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» под редакцией  Л.В.Куцаковой.

Актуальность программы

      Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.   

Актуальность программы.

       Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако, по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы. Которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Занятия проводятся в групповой  и  индивидуальной формах.
        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Программа кружковой работы «Мастерская  Самоделкина» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 

 Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка, проявляющего  интерес к  художественному творчеству.

 Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научать изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.

4. Обучать выполнению аппликации из высушенных листьев, бумаги и лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приёмам конструирования поделок из природного и бросового материала

7. Учить выполнять рисунки крашеным песком.

8. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение, усидчивость.

9.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт дошкольников

10.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

11. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

       Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» воспитателя по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Но задержка дошкольников 4-5 лет на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а воспитателю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным воспитанникам.

      Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость  заданий подбираются с учётом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

      Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

     В процессе занятий по аппликации дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны (выкройки).

      Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - всё это сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с ранее планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у воспитанников способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

      Результатом реализации данной модифицированной программы являются выставки  и конкурсы детских работ, как местные (на базе детского сада, города), так и всероссийские и международные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков,  оформления зала или площадки  для проведения  праздников, конкурсов, игровых программ.

К концу  обучения воспитанники должны знать:

- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

-  название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки;

-  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу  обучения воспитанники должны уметь:

-  анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

-  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина. 

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 -5 лет.

 На 1 год обучения рассчитано - 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в четверг.

Время проведения кружка:  15.50 – 16.10

Количество детей  - 12 человек

Инструменты и приспособления для работы:

-  простой карандаш

-  линейка

- фломастеры

-  цветные карандаши

-  ножницы канцелярские с закругленными концами

-  кисточка для клея и красок

- доски для работы с пластилином

Материалы:

-  пластилин

-  бумага цветная для аппликаций

-  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

-  картон белый и цветной

-  ткань: ситец однотонный и цветной

-  природный  и бросовый материал

-  песок

-  клей ПВА

-  вата

Тематическое планирование и содержание программы кружка

«Мастерская  Самоделкина»

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином и солёным тестом

4

1

3

3

Работа с бумагой и картоном.

15

1

14

4

Работа с природным материалом

8

1

7

5

Работа с песком

3

0,5

2,5

6

Работа с бросовым материалом

2

-

2

7

Итоговое занятие

1

1

-

 

Всего

34

6

28

 

 

                            Содержание  программы  (34 часа)

 1.Введение (1 час).

      Теория – 1 час

- Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

- Требования к поведению детей во время занятия.

- Соблюдение порядка на рабочем месте.

- Соблюдение правил по технике безопасности.

  2. Работа с пластилином и солёным тестом (4 часа)

    Теория (1)

- История про пластилин. Техника безопасности. Приёмы работы.

Практика (3 часа)

-  «Волшебные овощи и фрукты» - лепка из солёного теста по замыслу детей.

- «Сказка о животных» - лепка из солёного теста  животных с показом сказки.

- «Цветочные напевы» - пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

         3.Работа с бумагой и картоном (15 часов)

          Теория (1 час)

- Виды и свойства бумаги и картона. Техника безопасности. (1 час)

Практика (14 часов)

- « Краски лета» - мозаика (1 час)

          -  «Осенний лес» - изготовление аппликаций (1час)

          - Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (4 часа)

          - «Животные зоопарка» - оригами (2 часа)

- «Дружный хоровод» - симметричное вырезывание из бумаги, людей и животных. (1 час)

- «Вдохновение» - изготовление цветов для букета. (1 час)

-  «В цирке» - аппликация  по шаблонам (1 час)

-  «Корзина с цветами» - подарок для бабушки. /Квилинг. Приёмы бумагокручения / ( 1 час)

-   «На полянке» - квилинг /коллективная работа/ (1 час)

-   «Бьющиеся сердца» - изготовление сердечек из салфеток (1 час)

           4. Работа с природным материалом (8 часов)

          Теория (1 час)

- Способы соединения деталей. (1 час)

Практика (7 часов)

- «Волшебники» - изготовление из засушенных листьев композиций. (1час)

- «Ледяная мастерская» - изготовление икебаны с замораживанием воды.(1 час)

- «Лесные скульпторы»  - изготовление из коряг икебан и композиций. (1 час)

- «Топиарий» - изготовление из шишек туи (1 час)

- «В гостях у сказки» - изготовление сказочных персонажей для сказки (3 часа)

5. Работа с песком (3 часа)

          Теория (0,5 часа)

- Техника безопасности при работе с песком (0,5 часа)

Практика (2,5  часа)

- «Подводный мир» - изготовление картины (1час)

- «По лесной тропинке» - изготовление сказочных животных (1,5 часа)

6. Работа с бросовым материалом (2 часа)

- «Золотые ручки» - изготовление дидактических игр из крышек,  коробок, бутылок /для развития моторики/ (2 часа).

7. Презентация работ (1 час)

 

Литература

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» ТЦ «Сфера», 2007 г.

Т.М. Геронимус  «Маленький мастер» АСТ – ПРЕСС Школа, Москва, 2004 г.

Т.М. Геронимус  «Я умею делать сам» АСТ – ПРЕСС Школа, Москва, 2004 г.

Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 2», Москва, 2007 г.

М.А.Гусакова «Аппликация», Просвещение, 2009 г.

М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками», ТЦ «Сфера», 2007г.

Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги» ,ТЦ «Сфера», 2010 г.

Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2011 г.

В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2009 г.

Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2010 г.

В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2012 г.

Н.М. Конышова «Чудесная мастерская», Ассоциация ХХI век, 2011 г.

 И.Д. Агеева «Занимательные материалы по изобразительному искусству»- методическое пособие, ТЦ «Сфера», 2007 г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Самоделкин»

    Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует в...

Программа кружка "Самоделкин"

Программа расчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста...

Программа кружка "Самоделкин"

Программа расчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста...

Программа кружка "Самоделкины"

Рабочая программа кружковой работы по ручному труду...

Программа кружка«Самоделкин»

Программа кружка«Самоделкин»...

Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...