Дети и средства массовой информации
консультация на тему

Волобуева Ольга Леонидовна

 Какие серьезные и тревожные последствия в развитие ребенка влекут за собой СМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_sredstva_massovoy_informatsii_volobueva.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Дети и средства массовой информации.

Утром наши воспитанники приходят в детский сад после выходных. Раздевалка группы постепенно наполняется веселыми детскими голосами. Не доходя до группы дети начинают делится: какие мультфильмы смотрели, в какие игры играли на компьютере, кем из героев они хотели бы быть (Человек-паук, Бэтмен, Фиона и т.д.)

Наблюдая подобные сцены и слушая детские диалоги о проведенных дома днях, в который раз размышляешь, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с родителями испытывают дети.

Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни, Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки и присказки. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, и вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом, деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может вовлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке сказано уже много), но и для его психического развития.

Одно из самых серьезных и тревожных последствий - отставание в разрытии речи. В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показывают исследования, 25% детей 4 лет страдают нарушениями речевого развития. Заметим, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Значит, за такой небольшой отрезок времени число дошкольников с речевыми нарушениями возросло более чем в 6 раз (!).

Причем же здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Давайте вспомним, как происходит общение с крохой, с грудничком. Он отвечает на обращенную к нему, хотя еще и непонятную, речь взрослого всем своим существом: его тело точно и плавно, как в танце, откликается на слышимую речь. Речь взрослого настраивает малыша на партнерские отношения и подключает к общению. Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь, но воспроизведенная любым звуковоспроизводящим устройством, или бессвязные звуки никакого эффекта не вызывают.

В дальнейшем, в возрасте 1,5-2 лет, малыш, слышащий обращенные к нему высказывания взрослых, пытается ответить на них и сам воздействует на родителей с помощью слов. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов.

Однако разговорная речь - лишь вершина айсберга. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего Я в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы ведем Внутренний диалог с собой. Именно он позволяет удерживать в сознании любое содержание и создает ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий, Он просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно заполнять извне. Явные признаки отсутствия внутренней речи наблюдаются у многих современных детей. Им стало нелегко воспринимать информацию на слух - они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их - в результате не понимают текста в целом. Поэтому им неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.

Низкий уровень развития фантазии и творческой активности еще один тревожный факт, который наблюдается в развитии детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую деятельность, может самостоятельно организовать любую игру, успешнее решает нестандартные задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется уважением у сверстников.

Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых  готовых развлечении.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время все чаще дерутся и девочки. Подражая «героям» и «героиням» мультфильмов и компьютерных игр, дети вступают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков и царапают до кровоподтеков. Сопереживание, жалость, помощь слабому - эти качества встречаются все реже...

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идет о маленьком ребенке, неготовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на становление личности и психики ребенка.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

Ярким примером может послужить эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» заканчивается, и ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед стиральной машиной, в которой крутится и мелькает цветное белье. Ребенок тут же замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Ему уже все равно куда смотреть - только бы что-нибудь мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...

Дети и средства массовой информации.

Статья по духовно-нравственному развитию в ДОУ...

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

Консультация для родителей «Дети и средства массовой информации»

   В настоящее время наблюдается сильное влияние средств массовой информации на детское сознание,  дети испытывают дефицит общения с родителями. Безусловно, информационная эпоха ...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

На сегодняшний день информационно-коммуникативные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. В то же время многие ученые, педагоги, родители, общ...

Консультация для родителей "Дети и средства массовой информации"

Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению....