Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Павлова Наталья Вячеславовна

Данная статья позволяет понять важность развития у детей дошкольного возраста как произвольные психические процессы так и связную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pozn.sfery_.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Самый ответственный период для развития интеллектуальных  и творческих способностей дошкольников – от 3 до 7 лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развития всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания и мышления.

   Основой успешной коррекционной и развивающей работы является стимуляция познавательной активности. Для этого необходимы следующие непременные условия:

  - высокий уровень развития всех познавательных процессов;

  - физическое здоровье детей.

   Прежде чем перейти непосредственно к практическим занятиям, напомню кратко характеристики основных психических процессов.

   Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов, явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Это основа ориентации человека в окружающем мире.

   Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность  сознания на определённый объект. Внимание может быть произвольным и не произвольным. Произвольное внимание требует волевых усилий и преобладает у учащихся среднего звена и старших классов. Непроизвольное внимание возникает само собой и является основным у дошкольников и младших школьников.

   Часто непроизвольное внимание берёт верх над  произвольным ( особенно в дошкольном возрасте), результат – непроизвольное переключение или отключение внимания.

   Память – процесс запоминания ,сохранения, забывания, воспроизведения (или восстановления) впечатлений, полученных  об окружающем мире. Развитие памяти в онтогенезе осуществляется по нескольким направлениям:

  - механическая память постепенно замещается логической ;

  -непосредственное запоминание становится опосредованным, связанным с использованием различных мнемических средств;

  -непроизвольное запоминание становится произвольным.

   Объём информации, которая должна быть усвоена в последнее время, увеличивается , в связи с этим проблемы улучшения памяти актуальны на всех этапах обучения.

   Мышление – творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. В процессе обучения мышление развивается от наглядно-действенного через наглядно-образное к словесно – логическому .

   Особую роль – двигателя в развитии центральной нервной системы в целом и нервных процессов в частности - играют  в данном и даже более раннем возрасте формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев руки.

   Взрослые, которые занимаются этими проблемами, должны помнить о том, что наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Кроме того, результативность зависит от кропотливой систематической повседневной работы.

   Развивая интеллектуальные способности детей, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности. Следовательно, развивающие занятия надо организовывать с учётом основных свойств нервной системы-силы и подвижности основных нервных процессов. Чтобы избежать перевозбуждения и переутомления, необходимо обязательно включать в занятия упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. С этой проблемой помогут справиться элементы дыхательной гимнастики, основанной на принципе четырёхфазного дыхания. Продолжительность выполнения данных упражнений не должна превышать двух минут.

   Учитывая, что в последнее время значительно увеличилась  нагрузка на зрительный анализатор ( огромный объём информации, усваиваемый ребёнком с помощью зрения ) , необходима профилактика нарушения зрения на всех этапах обучения. Время выполнения глазной гимнастики также строго ограничено: 0,5-1 минута.

   Игры и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

   С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объём материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся рисунки ( по мере улучшения координации тонких движений ) .

   Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.

   С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создавать ситуации успеха для детей.

Список используемой литературы:

С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Сюжетно-ролевая игра как развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности....

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...

Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на развитие познпвательной сферы ребенка,...

Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста"...