Экспериментальная деятельность как средство нравственного воспитания
статья (подготовительная группа) на тему

Кошелькова Наталья Федоровна

Знакомим с нравсвенными понятиями через игры-эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Экспериментальная деятельность

как  средство нравственного воспитания

Ребенок должен продвигаться к более высокому уровню организации духа при помощи конкретных вещей.

                                                                Мария Монтессори

        Ведущим видом деятельности  в жизни детей является игра, а активным источником познания является экспериментальная, исследовательская  деятельность.

     Используя разнообразные методы и приемы по воспитанию у детей нравственных качеств, немаловажно включать в работу экспериментальную деятельность. Игры-опыты помогают детям быть внимательнее, добрее к другим людям, задумываться над своими словами и поступками.

       Наше подсознание с одинаковой легкостью воспринимает как негативные, так и позитивные мысли, постепенно образуя то, что представляется нам истиной. Именно туда, в подсознание, направлены установки, которые даю детям во время проведения опыта. Они помогают противодействовать тому негативу, который мы выработали в себе сами либо же переняли от других. Двигаясь путем проб и ошибок, дети овладевают  элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

    Часто детям говорим: «Сначала подумай – потом говори», в народе существует поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Но как же лучше, доступнее донести до детей эти слова.  Вот здесь приходит на помощь удивительная игра-эксперимент «Слово не воробей».

                       Для опыта берется стеклянная банка с водой и соль. Представляем с детьми, что соль – это наши плохие, обидные слова, а банка с водой – это человек, которому наши слова адресованы. Высыпая соль в воду, мы говорим, что вот так же, как соль, растворяется  в воде, так и слова в человеке, которому мы их говорим. Предлагаю попробовать на вкус воду – даю возможность убедиться в неприятном вкусе воды. Спрашиваю детей: «Можно ли вернуть соль обратно? – Нет, кристаллы соли растворились в воде, так и слова растворяются в другом человеке. Поэтому всегда следует хорошенько подумать над тем, что мы хотим сказать». Проговариваем с детьми, что слово – не воробей – вылетит, не поймаешь. Данный опыт следует проводить неоднократно, и дети лучше понимают значение поговорки: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Дети учатся следить за своими словами и мыслями, и при конфликтной ситуации можно услышать, как эти слова обращены к обидчику.

                     Еще одна игра-эксперимент «Магнетизм благодарности» демонстрирует детям отношение человека к миру, к самому себе через взаимодействие предметов. Здесь блюдце с песком и железными опилками символизируют нашу жизнь, а магнит – это наше благодарное сердце. Любящее сердце, дарящее много тепла, доброты притягивает к себе подобное, и получает взамен тоже теплоту, доброту от других людей, как магнит притягивает железные опилки. Нелюбящее, злое сердце не может притягивать ничего, подобно нашим пальцам: они пытаются найти крупинки железа. Но у них ничего не получается.

                    Через обычные бытовые предметы дети так же учатся проявлять положительные эмоции, развивают способность дарить их другому человеку. Например, в игре «Закон бумеранга» намотав  конец резинки вокруг пальца, показываю детям, как она растягивается и затем сжимается. Закон причины и следствия гласит, что всякое действие заканчивается в той же точке, из которой оно началось, точно так же, как растягивается и сжимается эта резинка. Посылая окружающим нас людям дружелюбные мысли и действия, мы встретим такое же дружелюбие с их  стороны.

       Воспитание коллективизма, как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных коллективных взаимоотношений. Через игру «Связаны одной нитью» учимся  с терпением, пониманием относиться к людям, которые рядом с нами. Нанизываем на нитку бусины, разные по цвету, форме и размеру. Дети представляют, что бусины – это мы, наши близкие, люди, которые нас окружают. Говорю детям, что каждый человек, как и бусинка имеет свою неповторимую внешность, индивидуальные особенности, но все мы, как бусины, связанные одной нитью, живем в одном обществе, надо быть внимательным, проявлять  понимание к окружающим тебя людям.

    Вышеизложенный материал подтверждает, что тема является актуальной, проанализировав его можно сделать вывод, что экспериментальная, исследовательская деятельность – это активный источник познания. С помощью таких игр-опытов можно научить детей адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей, они помогают развивать у детей нравственные нормы, на которых каждый человек должен строить свою собственную жизнь.

   

 

 

 

 

  Литература:

 Пегги Джей Дженкинс – «Воспитание духовности у детей»

М: ООО Издательский дом «София», 2004-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность  в детском саду....