В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Черепанова Людмила Викторовна

           занятие-развлечение для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_16.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                         В тереме расписном я живу,

к себе в избу всех гостей приглашу.

(занятие-развлечение для детей подготовительной группы)

   Цели: дать детям знания, почему раньше Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами; закрепить названия строительных инструментов: топор, пила, рубанок; познакомить детей с особенностями строительства на Руси, с пословицами об избу; закрепить названия овощей; продолжать знакомить детей с русским фольклором: частушками, песнями; познакомить детей с новой народной игрой «Заря-заряница»; воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

Ход занятия

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

Дети.

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка. Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли как? Кто поможет мне назвать?

Дети. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами.

Хозяюшка. Как вы думаете, почему? Не знаете? Тогда послушайте. Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили, или, как в старину говорили, рубили, с помощью строительных инструментов. А каких инструментов, отгадайте.

1.Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.  (топор)

2.Весь мир кормит, а сама не ест.  (пила)

3.Туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует.  (пила)

4.Сам деревянный, а голова железная.  (молоток)

Правильно, молодцы, отгадали мои загадки. Дома рубили при помощи топора из толстых бревен. В работе помогали еще такие инструменты, как рубанок и пила. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

(Дети хором повторяют пословицу.)

Хозяюшка. Правильно. Даже с помощью топора можно было не только строить дома, но и выстрогать вот такую маленькую деревянную ложечку. Это была ювелирная работа. А мастера- умельцы расписывали такие ложки.

                                           А вот ложка расписная

        Была у царя такая-

        Из нее ничего не прольется,

         Щи из нее вкусней,

        Да и каша добрей!

Моя изба тоже срублена из бревен. И она красивая. Изба встречает гостей, и я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Дети: Наша изба ¬ ровно тепла.

Домом жить ¬ не лукошко шить.

Домом жить ¬ не развеся уши ходить.

Домом жить,¬ обо всем тужить.

         Дом вести ¬ не лапти плести.

        Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

        Она прибирает, она подает,

        Одним одна за всех отвечает.

Хозяюшка. Да, работы у меня много не только по дому, но и в огороде. Славно мы  весну и лето потрудились. Вы мне хорошо помогали. Всем известно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

        В огороде и в саду,

        На поляне и  в лесу

        Ждут мои подарки вас ,

        Собирайте про запас!

        Не ленитесь, а зимой

        Пригодится дар вам мой!

А теперь ответьте на мои вопросы.

Какие овощи усатые ? (Горох, фасоль, огурец.)

У какого овоща есть глазки и для чего они нужны? (Картофель.)

Какой овощ мешал принцессе спать? (Горох.)

А какое время года приготовило нам такой урожай? ( Осень.)

 Дети.  

           Красотой щедра ты, осень золотая,

А еще богата чудо  урожаем!

Огурцы и помидоры,

Есть морковка и салат!

Лук на грядке, перец сладкий

И капусты целый ряд!

Хозяюшка. Да, славный урожай капусты мы собрали.

А чтобы капуста сохранилась, мы с вами её и посолим.

(проводится игра “Солим капусту”.)

Хозяюшка. А теперь выходи, народ, заводи хоровод.                                                    Дети. Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку !

Встанем, братцы ,все рядком

Да частушки пропоем.

1-й ребенок.

          Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

Тут народу очень много, можем растеряться.

2-й ребенок.

Я пойду да разойдуся по зеленой по траве.

Заиграла балалайка, всё волнуется во мне.

3-й ребенок.

У меня на сарафане косолапы петухи.

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

4-й ребенок.

        У родителей ни часа нет, с ребенком пообщаться.

        Кто в саду общается, быстро развивается.

5-й ребенок.

        Целый день я так старался, на девчонок не смотрел.

        Еле- еле удержался, дернуть за косу хотел.

Все вместе.

У частушки есть начало, у частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал, прямо скажем :” Молодец!”

Хозяюшка. Молодцы! Вы не только работать, но и веселиться умеете.

Дети. Не хочешь ли, хозяюшка, загадки про избу отгадать?

1-й ребенок. Стоит копна, вся в дырах. На копне гора, из горы дым идет. (Изба.)

 Хозяюшка. Вот вам моя отгадка: ”Стоит бычище, проклеваны бочища”.

2-й ребенок. Дарья  да Марья друг на друга глядят.( Пол, потолок.)

Хозяюшка. Ой да это те два братца, которые друг на друга глядят, а вместе не сойдутся!

3-й ребенок. Набита пухом, лежит под ухом.(Подушка.)

Хозяюшка. Ах, вот она: два брюшка, четыре ушка.

Молодцы! Хорошие загадки загадали. А не пора ли нам повеселиться?

Приглашаю вас, ребятки ,поиграть в игру “Заря – зарница”. Посмотрите, какую красивую карусель я для вас приготовила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети идут хороводом и поют) 

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют. На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Дети.

Заря - зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные,

Один, два, три- не воронь, а беги как огонь!

Хозяюшка. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Я иду, иду, иду, самовар в руке несу.

Самовар в руке несу, прибауточку пою.

( Подходит к печке.)

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

(Достает из печи пироги и блины, раздает детям.)

Дети.

                Тары, тары, тары, бары,

        Выпьем чай из самовара.

                С пирогами, ватрушками

                И с блинами вкусными.

Хозяюшка. Дорогие гости, подходите к столам да угощайтесь на здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....