Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
материал по теме

Раппо Елена Рудольфовна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_bumagoy_v_netraditsionnoy_tekhnike.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

      В условиях интенсивного развития инновационных процессов в разных областях жизни нашей страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной лич-ности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической  деятельности  на современном этапе. Решение  этой задачи, по мнению выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени, способствуют  разностороннему  развитию личности ребенка. С одной стороны творческая личность – это достояние любого общества. С другой стороны: рисуя, делая поделку из бумаги, природного материала или лепя фигурки из пластилина   ребенок  создает нечто новое, сделанное своими руками - все это повышает его человеческую значимость. Педагог- психолог Злотников В.Г. в своем исследовании указывает, что «художественное  творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов».

Для того чтобы творить и создавать что-то новое, самореализоваться в творческой деятельности, нужно знакомить детей с нетрадиционными техниками работы, с разными материалами. Все это способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, развивают мелкую моторику (необходимое условие для дальнейшей учебной деятельности и развития речи), cенсорное восприятие, волевые качества, трудовые умения и навыки, творческие способности и эстетический вкус. А также работая в нетрадицион- ной технике мы учимся мыслить нестандартно, формируем новый взгляд на вещи.

      Почему работа с бумагой явилась для детей моей группы приоритетным направлением?

Знакомство с новыми разработками по работе с бумагой натолкнули меня на мысль познакомить детей, а затем и родителей с интересными  нетрадиционными  приемами  – это  оригами, бумагопластика, объёмная аппликация, поделки из мятой бумаги,  коллажи.  Во-первых - это самый распространённый, доступный и дешёвый материал.

Во-вторых - это самый  интересный  для работы с дошкольниками материал, ведь путем несложных манипуляций из простого листа бумаги получается шедевр.

В-третьих  - работа с бумагой дает возможность развивать мелкую мускулатуру рук, развивает воображение, дает возможность использовать продукты детского труда в других видах деятельности, например в театрализации.

Свою работу я начала со знакомства детей с различными видами бумаги, ее свойствами и тут же из неё делала нехитрые поделки: мышки, цветочки и др. Дети, наблюдая за таким преображением, приходили в восторг.  На второй день из дома дети принесли различные виды бумаги от ксероксной  до туалетной. И каждую свободную минуту просили меня  помочь им изготовить какую-нибудь поделку. Затем к изготовлению поделок из бумаги подключились родители. Первый наш проект «зимняя сказка» поразил всех кто заходил в группу. Это была великолепная снежная феерия из бумаги и блесток. Все новогодние украшения  были созданы руками детей и родителей.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку бумага легко поддаётся обработке. Я предлагала  детям  различные виды бумаги, рассказывала о её свойствах, познакомила с историей возникновения бумаги, с современным промышленным производством бумаги.  А так как различные виды бумаги имеют  различные свойства, значит, их можно по-разному использовать. С помощью родителей мы создали коллекцию различных видов бумаги  с фотографиями поделок. Назвали коллекцию «Чудесные превращения».

      Интересно также экспериментировать с бумагой. Например, найти в детском саду, предметы  при изготовлении которых использовалась бумага (книги, тетради, плакаты, салфетки, туалетная бумага, подарочные упаковки, настольные игры, фотографии, гирлянды, открытки, календари, обои, журналы, газеты).  Предлагала детям следующую ситуацию: «представьте,  закрылись бумажные производства во всем мире. Сможем ли мы бумагу  чем-либо заменить? Ответы детей были разные: кто-то бумагу заменил бы пластиком, кто тканью, кто-то кожей, но все пришли к выводу, что без бумаги жить не- возможно.          

  Одна из нетрадиционных технологий по работе с бумагой – это технология изготовления поделок из мятой бумаги. Её можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста.

      Формы организации работы с мятой бумагой могут быть различными:

-  совместная деятельность воспитателя с детьми по ручному труду;

-  часть совместной деятельности воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим миром, природой, развитию речи;

-  в свободной деятельности;

-  индивидуальные задания по развитию мелкой моторики, определённых умений и навыков;

-  творческие проекты.

      Для поделок из мятой бумаги  используется офисная бумага  (белая и цветная), для оригами,  упаковочная и  кофра. Обычная бумага для поделок  не подойдёт, т.к.  будет неэстетично выглядеть в мятом виде. Для работы выбираем  бумагу  не  слишком плотную и не очень тонкую. В младшей группе  у детей плохо развита мелкая моторика, поэтому  использовали более мягкий материал, в основном цветные бумажные салфетки. Они привлекают малыша разнообразием цветов и оттенков. Детям нравится отрывать небольшие кусочки от салфетки,   сминать их в шарики. А потом прикладывать их на готовый трафарет (чем ребёнок младше, тем больше трафарет),  заполняя всё пространство внутри контура. Так можно сделать различных животных и птиц. Мятая структура бумаги передает объём и мягкость перьев, пуха, шерсти. Мелкие детали можно дорисовать фломастером или цветными карандашами.  Такие задания  широко используют в коррекционных группах для развития мелкой моторики.  Из мятых салфеток можно сделать панно или композицию на стене, украшая интерьер группы продуктом совместной деятельности взрослого и ребенка. Можно также привлечь к этой работе  родителей.  Для детей младшего возраста сначала можно использовать даже туалетную бумагу ( 2 – 3 слоя). Она мягкая, легко рвётся,  значит, доступна для самых маленьких пальчиков.  Из неё легко катать шарики, колбаски, трубочки. Перфорации  позволяют отрывать одинаковые по величине прямоугольники без использования ножниц.

      Для объёмных поделок нам понравилось использовать офисную бумагу ярких цветов и белую. Используем также обычную мятую бумагу для использования дополнительных деталей в  аппликации (водоросли, трава). А также для оформления поделок используем гофрированную бумагу, цветную плёнку и другую фактурную бумагу.  

      Для правильной подготовки бумаги к работе нужна инструкция (словесная  или показ). Ведь без правильной подготовки бумаги к работе не получиться желаемого результата. И вот начинаем работу: сначала сминаем двумя руками лист в комок и аккуратно разглаживаем ладонями на столе, так нужно повторить несколько раз пока лист не станет податливым и мягким, только затем приступаем к изготовлению поделки.

      Наши первые работы были очень простыми: бусы, яблочки, гирлянды, затем цыплёнок  из одного шарика. Интересной была первая коллективная работа. Все выполняли одни и те же детали, которые потом были соединены вместе. Дети были удивлены результатом совместной работы, когда увидели длинную змею. Голова змеи была выполнена мною,                      туловище змеи состояло из шариков. Для  украшения  использовали цветную плёнку. Дети поняли смысл коллективного творчества. Поскольку даже у детей старшей группы недостаточно развита моторика, то смять лист формата А-4 и подготовить его к работе некоторым было трудно. Поэтому  с такими детьми  проводила дополнительно пальчиковую гимнастику. Если работа коллективная нужно обращать внимание на конечный результат, оценив вклад каждого.

      Следующая наша работа - корзина с грибами. Дети делали на выбор белые грибы и подосиновики. Ножки мы сделали из белой бумаги для принтера. Шляпки из красной бумаги и т. к. не было коричневой, то шляпки белых мы подкрасили коричневой гуашью, слегка разведя её водой. Чтобы ножки не раскручивались, подмазали край бумаги клеем. Детали соединили. Работали очень эмоционально. Для грибов заранее приготовили корзинку, положили на дно мятую бумагу зелёного цвета для имитации травы. Для детей и взрослых результат был интересен и необычен. Эту поделку мы теперь используем как муляж по теме:  «Грибы», а также для украшения интерьера и как счётный материал.                               А также мы делали и другие поделки. Это были фрукты - груши и яблоки, которые аппетитно лежали на тарелке. Этими работами дети украсили интерьеры своих кухонь дома. А самая любимая наша поделка – замечательные мышки. Симпатичные домашние зверьки с розовыми ушками и хвостиком. Хотя все видели один и тот же образец, мышки получились у всех разные, каждая со своим характером. Мелкие детали дорисовывали фломастерами или наклеивали из конфетти, кому какой вариант больше нравился. Ещё одна поделка – симпатичные поросята. Работа строилась по аналогии с предыдущей, поэтому сделали мы её гораздо быстрее. Все наши поделки были выставлены для обозрения многочисленных гостей, посетивших наш садик. А также на мастер классе, по изготовлению поделок по этой технологии, где мы охотно поделились результатами своего опыта. А ещё была сделана и показана презентация для родителей ,где они могли увидеть наши достижения и образцы  будущих работ. Это внесло положительную ноту в общении с родителями и они унесли с собой много положительных эмоций.

      Интерес к работе подкрепляется ещё и тем, что дети знают для чего и зачем они изготовляют поделку – у них есть цель. Продукт своей деятельности используем в жизни, что сделали то и будем использовать. В совместной деятельности широко применяем игровые приёмы, загадки, обязательно обыгрываем поделку в конце занятия.

      Теперь, когда дети сами могут реализовать задуманное и получить хороший результат своего труда, их фантазия становиться неукротимой. Они постоянно стараются внести что- то новое, интересное в свои работы. Все дети без исключения удивительные фантазеры, наша задача подтолкнуть их и  тут  же у ребенка заиграет фантазия.   В работе над созданием поделки у некоторых детей возникают трудности, я стараюсь так строить организацию детской деятельности, чтобы вызывать у детей только позитивный настрой, стремление стараться выполнить задуманное до конца. Я где - то слышала, что воспитать творческих  детей может только творческая личность. Поэтому я стараюсь организовать  деятельность детей таким образом, чтобы весь процесс от подготовительной работы до анализа детских работ носил положительный эмоциональный настрой, с этой целью в работе воспитателя должны преобладать игровые приемы и позитивное отношение к продуктам деятельности  детей. Работы наших детей часто украшают  выставки,  используем поделки в качестве подарков: на день рождения,  педагогам на день учителя, восьмое марта и конечно подарки родным и близким, подарки малышам и на память выпускникам детского сада. Поделки, сделанные руками детей используются при украшении группы к праздникам, как пособия по некоторым лексическим темам, как атрибут в сюжетно- ролевых играх. Если такую поделку случайно помять при транспортировке, то качество её ничуть не ухудшится.

 Используя в работе по ручному труду опыт моих коллег, я, внедрила его в работу и получила потрясающий результат.

Результат, который радует не только меня, но и родителей, а самое главное приносит радость детям.

      Основным компонентом художественно - творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей у ребенка является интерес, который нужно постоянно развивать. Постепенно  развивая и совершенствуя способности ребенка, взрослый  формирует такие  личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении  наилучшего результата. Воображение ребенка тесно связано с мышлением, оба  эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с бумагой в нетрадиционной технике - квилинг

Выполнила воспитатель высшей категории Рыбичева Ирина Федоровна...

«Работа с бумагой в нетрадиционных техниках»

Методичка - Работа с бумагой в нетрадиционных техниках...

Программа кружка «Бумажное чудо» По конструированию из бумаги в нетрадиционной технике "Квиллинг" .

Данная программа раскрывает содержание работы с детьми с ограниченными возможностями по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике.   Характерной особенностью про...

Творческий отчёт о работе кружка «ГОКАВРУДЕ». Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Творческий отчёт о работе кружка «ГОКАВРУДЕ». Работа с бумагой в нетрадиционной технике. ГО- гофрированныйКА- картонВРУ- рукахДЕ- детейТаинственный мир превращения бумаги.Здесь все ча...