Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
консультация по теме

Пигасова Ольга Евгеньевна

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnykh_sposobnost.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие креативных способностей дошкольников

 в процессе ознакомления с художественной литературой»

     Проблема развития креативных способностей ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками. Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления.     

                    Креативность ребенка дошкольного возраста – одна из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Ее характеризует активная позиция ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкую мотивацию достижений, развитое воображение. Ребенок способен к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Однако противоречие заключается в том, что, несмотря на востребованность решения данной проблемы и ее теоретическую обоснованность, до сих пор на практике не разработаны соответствующие диагностические и обучающие программы и методики. Программы, связанные с развитием творческих способностей, практически всегда используются отдельно от программ языкового и интеллектуального развития дошкольников                                                                                     

    Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир,  а   что может быть лучше сказок, веселых, грустных, волшебных, завораживающих, которые учат детей добру, любви.

    Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки.  И дети их любят.  И черпают из них множество удивительных познаний. И используют на себе храбрость и стойкость, добро и зло сказочных    героев.                                                                                                                                              

    Удивительный сказочник Д. Родари и авторы направления ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) справедливо утверждают следующее:  существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности, другие негативные моменты;  сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно; сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

     Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всем!»

 

Цель: развитие творческих способностей детей через использование приемов ТРИЗ в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.                                        

Задачи:

-создать воспитательно-образовательную модель ознакомления дошкольников с художественной литературой, обеспечивающую всестороннее творческое развитие детей;

-формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям через сказки своего народа и народов мира;

-воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

-развивать творческое воображение и фантазию.

    Результативность  занятий   заключается в следующем:  в  процессе освоения  данного материала предусмотрена система мониторинга за знаниями и умениями детей, за уровнем развития творческих способностей, который позволяет определить эффективность обучения. Мониторинг позволит   детям, родителям, нам  педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. К концу учебного года дети должны иметь знания выше среднего показателя в соответствии с программными задачами по ознакомлению с художественной литературой (по реализуемой комплексной программе).                                                        

Методы и формы работы. Основными методами работы со сказками является метод проблемного изложения, эвристический метод, внутри которых имеют место игровые приемы.                                                    

Форма работы с детьми фронтальная.   Чтобы рассмотреть сказку со всех сторон, была разработана универсальная схема. Она выглядит следующим образом:

Название сказки

1.Нравственный урок

2.Воспитание добрых чувств

3.Речевая зарядка

4.Развитие мышления и воображения

5.Сказка и математика

6.Сказка и экология

7.Сказка развивает руки.

Понятно, что предлагаемые восемь разделов, заложенную в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. Мы можем самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые кажутся нам нужными, интересными и полезными для группы детей.                                                                                                                                                                      

    Для чего же необходим нравственный урок? Он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Нетрадиционный подход как раз дает уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка.

Следующий  из  восьми разделов — «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств сказки играют не последнюю роль. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи мы обращаем внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: учить детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя.

На   решение проблем устной речи направлен третий раздел схемы «Речевая зарядка». Какие же методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи?                                                            Это, во-первых, умение задавать вопросы. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:                                                  

  1. придумать несколько однокоренных слов;
  2. срифмовать два слова, а затем можно и нужно переходить к рифмованной  цепочке и двустишиям;
  3. составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку».          

Также важно открыть для детей жанр письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения — это записки, телеграммы, короткие письма. Решаем с детьми, кому лучше написать, и вместе начинаем сочинять.                                                                                                              

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазию. Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.     С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово:         придумывать старые предметы в новых вариантах;  превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы;   составлять фантастические сказки о себе.

Еще один метод — постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Каким образом?

  Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. Мы используем «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление.                                                                                                          

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не пустить объяснения эволюции, динамики развития предмета или явления. Это помогает детям подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязанно и все находится в развитии.

Более осознанному пониманию   детьми природы, природных явлении и природоохранительной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: «А если бы не наступила весна?»                                                                                                                                                                                                          

Нередко приходится использовать игру «Хорошо-плохо», т.к. природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива.

Последняя рубрика «Сказка развивает руки». Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить схематично, нарисовать.                                                                                                                                                      

Для проведения занятий по ознакомлению детей с художественной литературой (с использованием приемов ТРИЗ) необходимо иметь в наличие следующие средства и оборудования: книги и иллюстрации к читаемым произведениям, сказкам; схемы, модели; системный оператор; материалы для творчества детей.

  Мы не знаем главного о ребенке – каковы в действительности его способности, откуда они, как будут развиваться? А что, если считать всех детей гениальными и обращаться с ними, как с гениями человечества?

 

http://s10.ucoz.net/img/fr/bt/39/p_up.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и...