Консультация для педагогов "Экологическая тропа"
консультация (старшая группа) на тему

Хайдарова Рева Мягзумовна
В данной консультации представлена совместная деятельность педагогов и детей, различные формы работы, способствующие развитию у детей эстетических чувств (умения видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее), участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защиты природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

 Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому, возникает желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Цель экологического образования-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

 Задачи:

  •  формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  •  развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  •  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В  детских садах должна  проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В группах детского сада необходимо иметь:

  • природоведческую литературу;
  • дидактические пособия;
  • игры экологического содержания.

Должна проводится совместная деятельность педагога и детей:

  • сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • просмотр фильмов о природе;
  • целевые прогулки в природу;
  • диагностика экологической воспитанности детей;
  • наблюдения в уголке природы;
  • работа с моделями4
  • опытная, экспериментальная, поисковая деятельность;
  • создание книг самоделок;
  • чтение детской художественной литературы;
  • экологические досуги и праздники;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • труд в природе и на участке;
  • беседы с детьми на экологические темы;
  • изобразительная деятельность по экологической тематике;
  • сбор коллекций семян, камней, оформление гербария;
  • работа с календарями природы, дневниками наблюдений.

В групповых комнатах  уголки природы  знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

На территории ДОУ хорошо иметь экологическую тропу с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа - это специально оборудованная территория, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Это своего рода <зелёный кабинет>, лаборатория в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования. 
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, нужно использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы,  старый пень, землю, покрытую мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянку с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающих на нём разных насекомых: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо., кормушку и т.д.

На тропе можно провести: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе  с детьми наблюдать, рассматривать, обсуждать, анализировать и т. д. Свои впечатления об увиденном они могут выразить на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают  разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

На прогулках педагоги знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организовывают игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах).

На занятиях используется рассматривание иллюстраций, картин; художественная литература о природе, которая глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводится беседа.  Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется  у них забота и любовь о друзьях наших меньших: 

Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других можно использовать магнитофонную запись "Звуки природы,  ежемесячно проводить конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", , "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовать в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", привлекать родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Очень тесно должна вестись работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, анкетирование).

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

   В результате такой работы у детей

  •  формируются начала экологической культуры ;
  •  формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  дети учатся практическим действиям по охране природы;
  •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

 Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и остается сыном природы, и то что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»

(выступление на педагогическом совете для педагогов МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»)

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Шабаева Р.М.

Саранск, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...