"Роль нравственного воспитания в формировании личности дошкольника"
статья (старшая группа) на тему

Гарунова Ирина Гусейновна

Личностное становление ребенка начинается очень рано...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место.

Нравственное воспитание – это воспитание уважения к взрослым, формирование любви к Родине, формирование навыков культурного  поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирование умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки  других людей.

Благоприятным условием нравственного воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия.

В дошкольном возрасте  наибольшее влияние на нравственное  развитие ребенка оказывает взрослый.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения  определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения.

Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности.

Нравственное воспитание тесно связано с различными психическими процессами.

Так, в раннем возрасте (2-ой год жизни) формируется восприятие, с чем связана непосредственность в поведении ребенка.

Позднее, к 3-м годам, доминирующее значение приобретает память, как основа накопления и сохранения личностного опыта. Затем (3-4 года) на первый план постепенно выступает образное мышление, обуславливающее  обобщение факторов нравственного содержания.

В этом  возрасте ребенок может управлять  своими эмоциями, преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам  и  конфликтам.

Развитие наглядно – образного мышления служит основой для формирования представлений  о последствиях того или иного поступка. Дети удерживают в сознании представления о правилах поведения. В этом возрасте у детей постепенно накапливаются представления о добрых поступках. Этому могут способствовать беседы о реальных случаях из жизни группы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций.

Нравственное воспитание ребенка в 4-5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремиться быть хорошим, получать похвалу воспитателя.

Пятый год  отличается приобщением детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. В большинстве своем дети этого возраста отличаются возросшей самостоятельностью. На этой возрастной ступени дети все больше и больше осознают  правила и нормы коллективной жизни.

В этом возрасте у детей начинает формироваться чувство долга. Этому способствует переключение детей от интересной игры на обязательное дело.

Существенным направлением в развитии  воспитании детей является освоение ими правил и норм нравственности.

В этом возрасте формирование личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план.

Дети старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет) могут осудить  эгоистические проявления, которые мешают игре. Игровые правила способствуют  развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Правила выступают в качестве критерия правильности и неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры.

Песня о Шарыпово - Задачи: Образовательные: учить детей ориентироваться в природной среде обитания используя краеведческий.В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их, может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Борьба между желанием выиграть любой ценой и честным выигрышем  создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям  и поддерживают моральные принципы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....

Семинар – практикум «Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка»

Семинар – практикум«Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка» Подготовила: Музыкальный руководительТахмазян София Самвеловна Музыка, как и другие виды и...

Роль эстетического воспитания в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста

Воспитание означает формирование мировозрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Поэтому эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании ...

Статья "Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста".

Формирование нравственной культуры является результатом процесса нравственного самовоспитания личности. А так, как культура личности каждого индивида отражается во всех формах взаимоотношений между лю...

"Роль семейного воспитания в формировании личности молодого поколения"

       Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детски...