«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
материал на тему

Ильина Татьяна Михайловна

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду, на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Ильина Т. М.

Воспитатель СП

 ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова

п.г.т. Новосемейкино

м.р. Красноярский

 Самарской области

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду, на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

        Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется 2 факторами:

- совокупность средств, знаний и умений;

- побуждение к действию.

Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающий инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.

        В практике дошкольного воспитания проблема самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность старшего дошкольника воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. Уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта в трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком  в труде субъективной позиции.

        Успешное развитие самостоятельности детей  старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности происходит в определенных психолого-педагогических условиях.

В практике дошкольных образовательных организаций можно выделить следующие недостатки:

В результатах:

- дети не могут организовать свое рабочее место

- не развита ответственность за результат выполняемых действий

- не развит интерес к самостоятельной трудовой деятельности

- ребенок не может использовать по назначению специальные инструменты в уходе за растениями

- ребенок не умеет доводить начатое дело до конца.

В  основном процессе:

- не достаточное внимание уделяется развитию навыков самообслуживания

- не используются в процессе игровые ситуации для закрепления самостоятельного выполнения трудовых действий

- не включена в процесс проектная деятельность

- работа педагогом проводится не систематизировано

- взаимодействие родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности нерегулярно

- не закрепляются полученные навыки в семье.

В условиях профессиональной деятельности:

- отсутствие материалов и инвентаря для осуществления трудовой деятельности детей в уголке природы и участке детского сада по уходу за растениями

- отсутствие мультимедийного оборудования и пособий для обучения детей

- ограниченные возможности использования оборудования детьми

- недостаточно наглядного материала

- отсутствие на участке оборудованного места и инвентаря для самостоятельной  трудовой деятельности.

На основании анализа недостатков определяются следующие противоречия:

        Развитие самостоятельности в организации рабочего места старших дошкольников происходит в НОД и самостоятельной практической деятельности в режимных моментах, однако отсутствие знаний алгоритма действий делает этот процесс затруднительным.

        Формирование интереса к самостоятельной трудовой деятельности старших дошкольников на участке по уходу за растениями предполагает наличие навыков обращения с садовым инвентарем, однако отсутствие инструментов для детского труда не позволяет организовать трудовую деятельность в полной мере.

         Развитие самостоятельности при осуществлении трудовой деятельности детей дошкольного возраста возможно при условии закрепления навыка  и самостоятельного выполнения  в семье, однако пассивная позиция родителей не позволяет создать эти условия.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа недостатков  можно обозначить следующую проблему:

Поиск и обеспечение условий становления самостоятельности детей старшего дошкольного  возраста в трудовой деятельности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок может приобрести следующие качества:

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой (5-6 лет)

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в процессе трудовой деятельности в уголке природы;

 

Во время дежурства и подготовки к приему пищи и занятиям.

 

Владеет элементарными навыками самообслуживания: самостоятельно выполняет культурно-гигиенические  действия.

Способен выбирать каким видом трудовых действий будет заниматься, может подобрать необходимые предметы для осуществления трудовых действий.

Способен самостоятельно выбирать участников по совместной трудовой деятельности.

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы(поливает, рыхлит, определяет: необходим ли полив, протирает полочки).

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол (выбирает необходимые предметы салфетки, посуду, столовые приборы, материалы к занятиям)  и раскладывает их на столе).

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой.

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Подбирает необходимый инструмент для ухода за растениями (лейка, грабельки, салфетка), осуществления  трудовых действий хозяйственно-бытовой направленности (салфетки для протирания пыли, тазики , мыло, салфетки для мытья игрушек и стирки кукольного белья).

Выбирает партнеров по  совместной трудовой деятельности.

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Обладает установкой положительного отношения к трудовым действиям по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду взрослых.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной трудовой деятельности.

Понимает важность и значимость хозяйственно-бытового труда для себя и людей ближнего окружения.

Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности.

Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при осуществлении трудовой деятельности.

Выполняет просьбы и поручения как взрослого, так и сверстника.

Знает и может следовать правилам выполнения операций по уходу за растениями, сервировке стола к приему пищи и подготовки к занятиям.

Использует специальную одежду и инструменты, необходимые при осуществлении трудовых действий.

Моет руки перед дежурством по столовой.

Аккуратно обращается со столовыми приборами.

ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Проявляет любознательность и интерес к трудовой деятельности взрослых и сверстников.

Интересуется причинно-следственными связями в процессе осуществления трудовой деятельности в уголке природы.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах трудовой деятельности.

Задает вопросы о непосредственно осуществляемой деятельности, которые могут расширить и обогатить  его знания.

Задает вопросы о трудовой деятельности взрослых , которые могут расширить и обогатить  его знания.

Внимательно слушает ответы на них.

Задает вопросы, выслушивает ответ, делает выводы.

Способен принять решение о необходимости полива или рыхления растения, необходимости собрать и убрать свои вещи в шкаф; при подготовке к осуществлению трудовых действий.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для обеспечения становления у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности в процессе трудовой деятельности необходимы изменения в образовательном процессе, а именно:

-  конкретное определение методов, и приемов использования  для развития у детей самостоятельности в трудовой деятельности;

- систематическая  работа по развитию самостоятельности у детей;

- обогатить содержание работы игровыми ситуациями «Посади цветок», «Сервируем стол к чаепитию», «Наведем порядок в группе», «Каждая игрушка  на своем месте» и др.

- активно использовать  технологии проектной деятельности;

- проводить беседы с детьми о трудовой деятельности «Как можно помочь маме», «Что мы можем сделать сами», «Как ухаживать за растениями» и др.

- использовать сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Субботник в детском саду» и др.

- чтение  художественной литературы по развитию у старших дошкольников трудовых навыков: «Не мешайте мне трудиться» Е. Благинина, Н. Носов « На горке» и др.

- контроль в виде наблюдения за выполнением детьми трудовых действий.  

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

В кадровых:

- подготовка и профессиональная компетенция воспитателей по развитию у детей самостоятельности в трудовой деятельности;

- прохождение воспитателями курсов повышения квалификации;

- проведение педагогических советов;

- участие в методических объединениях.

В научно- методических:

- изучение  и применение на практике передового опыта других педагогов;

-  изучение новинок методических рекомендаций по данной теме.

В нормативно правовых:

- анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации),

- составление тематического планирования работы по развитию самостоятельность детей в трудовой деятельности.

Материально- технические:

- обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал, инвентарь для осуществления трудовых действий на участке детского сада;

- приобретение мультимедийного оборудование, наглядного сопровождения к нему;

- приобрести настольные дидактические игры.

Информационные:

- использование ИКТ в образовательном процессе;

- создание мультимедийного пособия «Мамины помощники»;

- использование  и обогащение мультимедийной картотеки.

Организационные:

- взаимодействие родителей и педагогов в вопросах становления самостоятельности в трудовой деятельности детей;

- организация проектной и трудовой деятельности детей, родителей и педагогов;

- выставки художественно-творческой деятельности детей по теме;

- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях становления самостоятельности.

При развитии самостоятельности в процессе трудовой деятельности расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; складываются общественные мотивы труда; расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; складывается совместный со сверстниками труд; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие. Задача педагогов и родителей способствовать успешному развитию данного качества у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14008135","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 700px; height: 175px;","width":"480"}}]]Поступление ребенка в д...