Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.14 марта-Евдокия Плющиха
методическая разработка (старшая группа) на тему

Теске Лариса Геннадьевна

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также практический материал ( познавательные сообщения, дидактические игры, художественное слово и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evdokiya.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

   

дата народного календаря: Евдокия- Плющиха

Образовательная

область

мероприятия

Познавательное развитие

-Беседа « 14 марта – день Евдокии Плющихи» ,

-Рассматривание семян разных овощных культур ,

-Наблюдение за увеличением светового дня,

-Наблюдение за снежным покровом,

-Посадка лука,

-Посадка семян бархатцев,

Опыт « Рост посевов в зависимости от освещенности» ,

-Путешествие в весенний лес,

-Проблемная ситуация «Если не будет семян?»

-П ознавательное сообщение «Как прорастают семена?»

-Познавательное сообщение «Сколько лет пшенице?»

-Познавательное сообщение «Чем занимались  крестьяне в этот день на Руси?»

-Дидактические  игры: «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Собираем урожай», «Бабушкины помощники»

-Составление мнемотаблицы «Поле»

Социально-коммуникативное развитие

-Свободное общение «Весна-красна»

-Рассказывание о весне по мнемотаблице

-Составление словаря старинных  слов ( гумно, орать, сусек,снежница )

-Сюжетно-ролевые игры: «Во саду ли,в огороде», «Магазин «Семена»

-Чтение художественной литературы: сказки «Репка», «Три арбузных семечка», малые фольклорные формы: потешки«Сей горох», «Веснянка», считалочка «Петушок, петушок !»

-Знакомство с приметами: «Пришли Евдокеи-мужику затеи:соху точить,борону чинить» . «День Евдокии ясный- на капусту и огурцы урожай.»

-Познакомить с пословицами: « На всякое семя –свое время», «Лучше голодай , а добрым семенем  засевай», «Что посеешь , то и пожнешь, «Гречневая каша – матушка наша , хлебец ржаной – наш отец родной».

-Скороговорка «Где щи , там и нас ищи».

Речевое развитие

-Составление описательного  рассказа о весне.

-Творческое рассказывание «Интервью у Евдокии Плющихи».

-Работа над словарем «Кто больше про Евдокию Плющиху знает?»

«Кто больше семян узнает?»

-Творческое рассказывание «Что вырастет из этого семечка?»

-Словесная игра «Подскажи словечко».

-«Загадки повара»: игровое задание «Как называется?», «Какой? Какая? Какие?», «Продолжи пословицу, поговорку», «Зашифрованное слово».

-Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Волшебный поясок», «Угадай, о чем  скажу», «Так бывает или нет?», «Что для чего?», «Загадки»,  «Один -много», «Да – нет».

Художественно- эстетическое развитие

-рисование«Весна- красна», «Какими вырастут цветы из посаженных нами семян?»

-лепка «Свистулька».

-аппликация «Платье для Евдокии Плющихи».

-конструирование» Коробочка для семян»

-Рассматривание иллюстраций о старинном укладе.

-Рассматривание иллюстраций к  сказкам по теме.

-Выкладывание узоров из риса, гороха, фасоли

-Свободное рисование пальцем на подносах, наполненных крупой.

-Предложить книги-раскраски

.

Физическое развитие

Подвижные игры : « Заяц в огороде», « Найди и промолчи» , « Мышеловка», « Зеленая репка», «Не замочи ног».

-Игра- эстафета «Кто быстрее перенесет все семена».

-Познавательное сообщение «Чем полезны

каши?»

-Комплекс общеразвивающих упражнений «Геракл».

-Дыхательная гимнастика «Каша кипит».

-Физкультминутка «Мельница».

Работа с родителями

-Газета «Гуляй ,да присматривайся».

-Изготовление книжки-малышки «Весна- красна».

-Газета «14 марта – день Евдокии Плющихи» ( фольклорный материал. Пословицы,поговорки и.д.

       

  Приложение.

Познавательное сообщение "Сколько лет пшенице?"

Пшеница-одна из древнейших культур.Многие тысячи лет назад древний человек,в поисках пищи, попробовал на вкус пшеничное зерно. Оно оказалось не только вкусным, но и очень питательным. Сначала люди просто жевали сырые зерна , а потом стали их поджаривать . Прошли тысячелетия , пока кто- то догадался смолоть зерно в муку и испечь простую лепешку .

Неизвестно , кто , когда и где испек первый хлеб. Ясно только , что брожение мучного теста было обнаружено в тропиках. Там растет знаменитое "хлебное дерево" , плоды которого без всяких добавок легко сбраживаются после созревания , превращаясь в готовое " хлебное тесто".

Остается испечь из него хлеб . С тех пор как удалось замесить кислое тесто из пшеничной муки , пшеница действительно стала хлебным растением .

Люди всегда задумывались над происхождением пшеницы . На след первыми напали археологи . Раскопки позволили выяснить , что свыше 6500 лет назад пшеницу выращивали в Иране . Египтяне , считая зерна пшеницы святыней , клали их в могилы с умершими . В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб , которому 4000 лет . Это самый древний хлеб  в мире и хранится ныне в Лондоне , в Британском музее .

Пшеницу возделывали с незапамятных времен в Туркмении , Грузии , на Украине . Отсюда пшеница  расселилась по всей Европе и Азии и частично  проникла  в Африку . Америка и Австралия познакомилась с пшеницей всего 200-300 лет назад .

Ныне пшеница - самое распространенное культурное растение на земле , занимающее общую площадь около 250000000 гектаров .  

Познавательное сообщение "Как прорастают семена?"

Каждое семя напоминает маленький пакетик , в котором упаковано будущее растение . Семя содержит не только новое крохотное растение , но и  все вещества , необходимые для его питания . Вы сможете увидеть этот зародыш растения и его питание, если разрежете пополам крупное семя , например фасоль.

Вы увидите две бледные , тонкие половинки , называемые семядолями . Они  наполнены крахмалом для  питания развивающегося растения . Если присмотреться внимательно , то  можно заметить белый росток между семядолями . Это будущее растение .

Зародыши некоторых растений прорастают и дают побеги как только упадут и попадут в землю , а некоторым нужен некоторый период для этого , иногда даже несколько месяцев . Сначала появляются корни , а затем идут в рост листья .

Семена , которые находятся в сочных  фруктах , таких , как яблоки или томаты , не прорастают , пока их не извлекут из этих фруктов .Так случается потому , что фрукты содержат вещества , препятствующие прорастанию семян .

Крохотный росточек , находящийся  в семени , называется  зародышем . Из верхней его части  вырастают стебель и листья . Из остальной его части  отходит отросток  , из которого развивается корень .

Семена идут в рост при благоприятных условиях . Благоприятными условиями являются тепло , достаточное количество влаги и кислорода .  При наличии этих условий запас питательных веществ начинает питать росток . Росток растет , прорывается через оболочку , и появляется молодое растение , которое постепенно становится похожим на растение- родителя .

Беседа " 14 марта - День  Евдокии Плющихи ".

Цель :

приобщать детей к миру общечеловеческой культуры , формировать представление о дате народного календаря на основе знакомства  с существенными признаками марта , с  народным земледельческим календарем . Учить устанавливать  разнообразные связи в природе . Поддерживать у детей интерес к познанию жизни предков . Развивать мышление , речь .

14 марта - день Евдокии Плющихи  , с этого дня начинаются первые оттепели . Снег  плющит настом . Евдокия  - весновка , свистунья , летоуказательница . Поэтому в этот день всегда размышляли о погоде , о земледельческих работах . У земледельца оставалось немного спокойных дней , да и те  все больше наполнялись хлопотами .  Евдокия - Плющиха - хранительница  ключей от весенних вод .  От ее настроения зависит , скоро ли начнут таять реки . Если Евдокия прогневается , может задержать весеннюю воду , а потому крестьяне боялись ее и 1 марта не работали . В этот день они приносили в дом снежницу - талую водицу , умывали ею детишек ,  утирали больных , кропили стены , давали пить курам , чтобы хорошо неслись .

       Пришли Евдокеи -

       Мужику затеи:

       Соху точить ,борону чинить .  

       С Евдокии погоже -

        Все лето - пригоже .

        Каковы Евдокеи , таково и лето .

        День Евдокии ясный -

         на огурцы , капусту и грузди урожай .

        На Евдокию лужи у порога -

        Пасечники  в меду купаться будут .

Но хоть и дружно принимается весна , а холодов еще много предстоит . То и дело крутит белыми хвостами поземка .Тепло становится не сразу . Весне долго еще приходится о себе лишь намекать : проталинками , звонкой капелью , песенкой синицы . В такую пору в старой русской деревне бытовал обычай - зазывать весну . Делали это на Евдокию - Плющиху . Дети забирались на амбар  или на пригорки и распевали веснянки :

                        Весна - красна !

                         На чем пришла ?

                         На чем приехала ?

                          На сошечке ,

                           На бороночке ,

                            На овсяном колосочке ,

                            На пшеничном пирожочке .

Хоры , распевающие веснянки , перекликались от деревни к деревне , от села к селу . Девушки свои хороводы водили  отдельно от общих . Излюбленное место - на реках , возле проруби . Распевали , пока солнце не встанет .

На весну возлагалась самая  большая надежда землепашца - надежда на богатый урожай . Вот почему при закликании весны выпевались такие слова :

                   Весна , весна красная ,

                    Приди , весна с радостью .

                        С радостью , с радостью .

                        С великой милостью .

                        Со льном высоким ,

                        С корнем глубоким ,

                         С хлебами обильными!

По  древнему обычаю детям делали свистульки , и ребятишки , подражая голосам птицам , приманивали  своим свистом весну , навораживали счастливый год , богатый урожай . Вода этого     дня считалась особенной весенней ценностью , говорили : " У Евдокии - вода , у Егория - трава".

                                  Посадка лука.

Цель : уточнить знания о характерных признаках луковиц ( круглая или вытянутая , есть ли донце и верхушка , покрытая яркой чешуей , цвет  разный - желтый , оранжевый , чешуйки гладкие ) ;

упражнять в правильных приемах посадки луковицы ( посадить вниз донцем в лунку , пальцем  плотно прижать землю ) ;

пополнить словарь за счет слов , обозначающих признаки луковицы и приемы посадки ;

вызвать интерес к посадке лука.

    Ход :

Воспитатель загадывает загадку : " Сидит дед во сто шуб одет .Кто его раздевает , тот слезы проливает ." Спрашивает : " Про что эта загадка ?"

Предлагает взять в руки , рассмотреть , какого они цвета , пощупать рукой и сказать , какой они формы . Просит детей подумать , почему  в загадке говорится " во сто шуб одет ".  Показывает чешуйку , предлагает погладить луковицу и уточнить , какие чешуйки - гладкие или шершавые . Раздает кусочки лука , предлагает понюхать его и попробовать на вкус .

Далее воспитатель показывает проросшую луковицу , сообщает , что сегодня дети будут сажать лук . Дает задание : " Посмотрите , есть ли у ваших луковиц корни . Посмотрите на луковицу с зелеными ростками . Найдите корешки у своей луковицы . Сажать нужно луковицу корешками вниз ". Предлагает детям поднять луковицы и показать корешки . После этого показывает , как надо сажать лук : сделать лунку , чтобы  луковица  была чуть - чуть видна из земли , прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы ."

2 -3 ребенка рассказывают , как будут  сажать , а затем все приступают к работе .

Убедившись , что все дети правильно посадили лук , воспитатель спрашивает :" Что нужно сделать , чтобы лук хорошо рос ? Правильно , надо его поливать ". Показывает , как это делать , затем предлагает детям продолжить поливку . Просит детей подумать , куда лучше поставить ящики с луком . Ставит ящики с луком к окну и любуются своей работой . В ящики можно поставить палочки , а детям дать задание : когда лук будет такой же высоты , как палочка , срезать его к обеду .

Дидактические игры:

" Собираем урожай ".

Цель : повышать двигательную активность ,  развивать зрительные функции , умение классифицировать  овощи , фрукты , ягоды .

" Бабушкины помощники".

Цель : развивать умение классифицировать овощи и фрукты по форме ( продолговатая и круглая) ; повышать двигательную активность , развивать зрительные функции .

Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по  блюдам . Одному ребенку дают поднос продолговатой формы  , а другому  - тарелку круглой формы . Дети снимают с сетки карточки , прикрепленные с помощью прищепок , с изображением овощей и фруктов , которые по форме соответствуют их посуде .

" Объяснялки" .

Цель : развивать речь , память .

Ребенок должен проговорить и объяснить  поговорку или пословицу .

Загадки Повара Поварешкина .

Цель : развивать у детей интерес и положительное отношение к здоровому питанию .Развивать словесно - логическое мышление , воображение  , внимание . Упражнять  в согласовании прилагательных с существительными . Обогащать и активизировать словарный запас . Воспитывать любознательность .

Игровое задание " Как называется?"

Педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового блюда -"каша" , вокруг нее раскладывает карточки с изображением разных круп : "греча" , "рис ", "перловка ",

" геркулес" , " пшено ". Затем он предлагает детям ответить , как будут называться каши из этих круп ?

Затем педагог предлагает вспомнить , какие еще крупы они знают , и просит ответить , как будут называться каши из этих круп .

Далее педагог выкладывает перед детьми  карточку с изображением готового блюда  - "суп" , а вокруг нее карточки с изображением разных продуктов : "свекла" , " рыба" , " капуста" , "огурец" . Далее педагог предлагает детям ответить , как будет называться  суп , если в него добавить каждый из этих продуктов .

Игровое задание " Какая? Какой ?  Какое? "

Педагог выкладывает перед детьми карточки с изображением  готовых блюд : "пирог" , "варенье" , " сок" , " ватрушка " ,  "пюре" , предлагает рассмотреть и назвать их .

Далее педагог демонстрирует карточку с изображением черники и предлагает детям ответить , как могут называться предложенные готовые блюда из черники .

Дети отвечают : "Черничный пирог , черничное варенье , черничный сок ."

Тоже происходит с яблоком , грушей , и игра продолжается по тем же правилам .

Усложнение .

Педагог выкладывает карточки с изображением готовых блюд :  "пюре" ,"сок" , "запеканка " , "пирог" . Затем , демонстрирует карточку с изображением свеклы , он предлагает ответить , как могут называться предложенные готовые блюда из этого овоща .Педагог просит детей быть внимательными  и не называть несуществующих блюд , например , свекольного пирога! Дети называют "свекольное пюре " , "свекольный сок " , " свекольные котлеты".Далее педагог предлагает назвать блюда из моркови , тыквы и т. д.

Игровое задание  "Продолжи пословицу , поговорку".

Педагог называет первую часть пословицы или поговорки , а дети ее заканчивают .Например : "Кашу маслом не........( не испортишь)","Без капусты щи .......( пусты) ", "Когда я ем .....(я глух и нем ") , "Аппетит приходит .....( во время еды ") , "Овощи хороши ...( в щи ") и т. д.

Подвижные игры :

"Зайцы в огороде".

Цель :развивать двигательную активность детей  , упражнять в прыжках  на одной ноге и в беге ; воспитывать умение играть по правилам .

На полу или земле чертят круг - границу " огорода ". Водящий  встает в круг , он - Сторож . Остальные -Зайцы - находятся снаружи около черты . Сторож должен запятнать зайца , когда тот прыгнет через ограду в "огород".

Правила :

1. Запятнанный Заяц меняется местами со сторожем .

2. Перепрыгивать Заяц через " изгородь " может по - всякому - на одной или на двух ногах . Но выпрыгнуть должен именно так , как впрыгнул . Если Заяц ошибся , он встает на место Сторожа .

3. Заяц , в прыжке задевший изгородь , считается запятнанным .

"Зеленая репа" .

Все играющие встают в круг , берутся за руки , поют песню :

Зеленая репка ,

Держись крепко ,

Кто порвется ,

Кто оборвется ,

Тот не вернется .

Раз , два , три .

На счет " три " все поворачиваются вокруг себя кому как захочется , но руки стараются не расцеплять . Кто разорвет руки , тот входит в круг , остальные повторяют песню . Игра повторяется несколько раз.

Дыхательная гимнастика  "Каша кипит" .

Дети садятся на стул : одну руку кладут на живот , другую - на грудь . На вдохе они набирают воздух в грудную клетку (вдох) и  втягивают живот . на выдохе - опускают грудь , выпячивают живот и громко произносят звук "ф-ф-ф-ф" . Упражнение повторяется 4раза.

Физкультминутка "Мельница" .

Наклоняемся вперед .

 Руки в стороны .

Ветер дует , задувает ,

Нашу мельницу вращает .

Раз , два , три , четыре -

Завертелась , закружилась .

(И.п. -наклон вперед , руки в стороны , ноги врозь .1 - правой рукой коснуться пола , левая рука назад в сторону ; 2 - смена положения рук .)

Литература :

1.И .А. Лыкова , В. А. Шипунова  "Народный календарь . Весна - красавица ". Издательский дом  "Цветной мир " 2014 .

2.Н .Н . Яковлева " Решение коррекционных задач в работе с детьми  с тяжелыми нарушениями речи ". Детство Пресс 2014 .

3.Г. А. Антонова , О. М. Ельцова , Н. Н. Николаева  "Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа ". Детство Пресс 2012 .

4.П.Г.Саморукова "Как знакомить дошкольников с природой".

Просвещение 1978.

5.Е.И.Гуменюк , Н.А.Слисенко "Будь здоров!" Детство Пресс 2010.

6."Энциклопедия веселой компании. Игры нашего двора".

Издательство Литера 2000.

7.В.В.Волина " Занимательная математика для детей ".

Издательство Виктория спецлитература 1996 .

8.А. Ликум Энциклопедия "Все обо всем". Компания "Ключ - С" Москва 1994.

9.Журнал "Дошкольное воспитание "№7 за 2010 год .

Работа с родителями :

Педагогическое просвещение : " Народнный календарь . 14 марта - Евдокия Плющиха ".

Вовлечение в пед.процесс :  изготовление ящиков для посадки лука, цветов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детей старшего дошкольного возраста в освоении ИКТ технологий

Компьютерные технологии - это:это особое направление в работе с ребёнком, которое способно помочь его развитию;это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;это средство воспитания и развити...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Организация работы детей старшего дошкольного возраста, по датам народного календаря.11 ноября-Настасья Льняница

Материал направлен на приобщение детей к истокам русской- народной культуре, на развитие личности ребенка. Разработка содержит планирование мероприятий, формы работы с детьми по всем областям, а также...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...