Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Ярема О.Н., Смышляева А.И.

г.Копейск

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью...

                                                                                                                 М.Монтень

      На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует сложившаяся социально-политическая ситуация, стремительные изменения мира, и наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания дошкольникам. Поэтому одним из приоритетных направлений работы МДОУ ДС №53 Копейского городского округа является развитие интеллектуально-творческого потенциала детей через исследовательскую деятельность.

Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

В 2012 году в  ДОУ была разработана  целевая программа «Экология от А до Я», необходимость создания которой было обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения приводит к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами... Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Дошкольник должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и неживой природы. Познакомить детей с ними мы решили через исследовательскую деятельность. В рамках реализации целевой программы «Экология от А до Я», нами, совместно с воспитанниками подготовительной к школе группе,  была разработана и успешно защищена  исследовательская работа «Уральские самоцветы», посвященная изучению сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» и уральских самоцветов, описанных в нем. В своей работе мы использовали один из главных принципов экологического воспитания: принцип регионализма, который проявляется в изучении объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей.

Давайте определимся, что же такое исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, которая позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и ставить цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы и самостоятельно представлять защиту полученных результатов.

Тему исследовательской работы «Уральские самоцветы» нам подсказали сами дети после поездки в  Ильменский заповедник. Во время экскурсии ребята услышали о сказах П.П.Бажова, в которых он рассказывал о том, как люди нашли уральские камни. Их заинтересовало: реальные события описывал П.П.Бажов или это писательский вымысел.

В работе мы придерживались следующих этапов:

1. Постановка целей, задач исследования.

Цель исследования: познакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» и узнать, что в нем правда, а что вымысел.

Задачи исследования:

­      Познакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце».

­      Узнать, что в сказе правда, а что выдумка.

­      Изучить информацию об уральских самоцветах: хризолите, малахите, родоните.

­      Оформить результаты исследования.

2. Определение предмета и объекта исследования.

Предмет исследования: сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Объект исследования: образцы камней: хризолит, родонит, малахит.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: Серебряное копытце, лесной козел, существовал на Урале.

4. Освоение методики исследования.

     Методами исследования были: опросы, наблюдения, анализ, обобщение.

5. Сбор и обработка исследовательского материала.

       Исследовательская работы проводилась через формы организации дошкольного образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с семьей

1.Чтение сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

2.Просмотр видеофильмов:

·     Тимофей Баженов «Северное сияние», 26 серия;

·     «Лесной козел»;

·     «Ильменский заповедник»;

·     «Самоцветный край»;

·     «Уральские самоцветы».

3.Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

1.Посещение музея, созданного на базе МОУ СОШ №4 п.Бажова

2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку

3. Посещение городского краеведческого музея.

4. Обозначение месторождения уральских самоцветов на карте Урала.

5.Составление таблицы, в которой указали правду и вымысел в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».

1.Лепка из пластилина и глины предметов быта и героев сказа «Серебряное копытце».

2. Иллюстрация сказа.

 

 

1.Составление и оформление словаря по сказу «Слова-незнакомцы»;

2.Изготовление макета зимнего балагана старика Коковани.

3. Создание альбомов о камнях: хризолит, родонит, малахит.

4.Посещение зоопарка г.Челябинска

 

 

6. Обобщение, анализ, выводы.

После проведения вышеуказанных мероприятий, мы вместе с ребятами составили таблицу, в которой указали правду и вымысел в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Правда

Вымысел

·   Старик Кокованя – опытный горщик, рудознатец.

·   Одинокие люди брали на воспитание детей, оставшихся без родителей.

·   Существование мифа о «серебряном копытце».

·   Рассказчик - дед Слышко – очевидец событий.

·   На Урале издавна живут лесные козлы.

·   Лесной козел, добывая пищу зимой, разгребает снег правым копытом.

·   Лесной козел бьет копытом с такой силой, что из-под него вылетает земля и камни.

·   На местах кормления лесных козлов люди находили первые самоцветы.

·   Хризолит – уральский самоцвет.

·   «Серебряное копытце» - фантастический образ.

·   У лесного козла не бывает рогов по пять веток.

·   Кошка Муренка разговаривает.

·   У лесного козла не может быть серебряного копыта.

 

 

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: Серебряное копытце, лесной козел, существовал на Урале.

7. Представление исследовательской работы.

       Данная исследовательская работа была оформлена в виде презентации и представлена на городском конкурсе «Я – исследователь» 2012г. (1 место) и стала участником Областного конкурса в г.Серов.

        Мы считаем, что приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки, являются важными предпосылками для дальнейшего успешного обучения детей в школе. В ходе работы ребята изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. у них формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ярема О.Н., Смышляева А.И.

г.Копейск

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью...

                                                                                                                 М.Монтень

      На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует сложившаяся социально-политическая ситуация, стремительные изменения мира, и наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания дошкольникам. Поэтому одним из приоритетных направлений работы МДОУ ДС №53 Копейского городского округа является развитие интеллектуально-творческого потенциала детей через исследовательскую деятельность.

Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

В 2012 году в  ДОУ была разработана  целевая программа «Экология от А до Я», необходимость создания которой было обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения приводит к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами... Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Дошкольник должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и неживой природы. Познакомить детей с ними мы решили через исследовательскую деятельность. В рамках реализации целевой программы «Экология от А до Я», нами, совместно с воспитанниками подготовительной к школе группе,  была разработана и успешно защищена  исследовательская работа «Уральские самоцветы», посвященная изучению сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» и уральских самоцветов, описанных в нем. В своей работе мы использовали один из главных принципов экологического воспитания: принцип регионализма, который проявляется в изучении объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей.

Давайте определимся, что же такое исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, которая позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и ставить цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы и самостоятельно представлять защиту полученных результатов.

Тему исследовательской работы «Уральские самоцветы» нам подсказали сами дети после поездки в  Ильменский заповедник. Во время экскурсии ребята услышали о сказах П.П.Бажова, в которых он рассказывал о том, как люди нашли уральские камни. Их заинтересовало: реальные события описывал П.П.Бажов или это писательский вымысел.

В работе мы придерживались следующих этапов:

1. Постановка целей, задач исследования.

Цель исследования: познакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» и узнать, что в нем правда, а что вымысел.

Задачи исследования:

  • Познакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце».
  • Узнать, что в сказе правда, а что выдумка.
  • Изучить информацию об уральских самоцветах: хризолите, малахите, родоните.
  • Оформить результаты исследования.

2. Определение предмета и объекта исследования.

Предмет исследования: сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Объект исследования: образцы камней: хризолит, родонит, малахит.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: Серебряное копытце, лесной козел, существовал на Урале.

4. Освоение методики исследования.

     Методами исследования были: опросы, наблюдения, анализ, обобщение.

5. Сбор и обработка исследовательского материала.

       Исследовательская работы проводилась через формы организации дошкольного образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с семьей

1.Чтение сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»; 

2.Просмотр видеофильмов:

  • Тимофей Баженов «Северное сияние», 26 серия;
  • «Лесной козел»;
  • «Ильменский заповедник»;
  • «Самоцветный край»;
  • «Уральские самоцветы».

3.Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»

1.Посещение музея, созданного на базе МОУ СОШ №4 п.Бажова

2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку

3. Посещение городского краеведческого музея.

4. Обозначение месторождения уральских самоцветов на карте Урала.

5.Составление таблицы, в которой указали правду и вымысел в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».

1.Лепка из пластилина и глины предметов быта и героев сказа «Серебряное копытце».

2. Иллюстрация сказа.

 

1.Составление и оформление словаря по сказу «Слова-незнакомцы»;

2.Изготовление макета зимнего балагана старика Коковани.

3. Создание альбомов о камнях: хризолит, родонит, малахит.

4.Посещение зоопарка г.Челябинска

6. Обобщение, анализ, выводы.

После проведения вышеуказанных мероприятий, мы вместе с ребятами составили таблицу, в которой указали правду и вымысел в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Правда

Вымысел

  • Старик Кокованя – опытный горщик, рудознатец.
  • Одинокие люди брали на воспитание детей, оставшихся без родителей.
  • Существование мифа о «серебряном копытце».
  • Рассказчик - дед Слышко – очевидец событий.
  • На Урале издавна живут лесные козлы.
  • Лесной козел, добывая пищу зимой, разгребает снег правым копытом.
  • Лесной козел бьет копытом с такой силой, что из-под него вылетает земля и камни.
  • На местах кормления лесных козлов люди находили первые самоцветы.
  • Хризолит – уральский самоцвет.
  • «Серебряное копытце» - фантастический образ.
  • У лесного козла не бывает рогов по пять веток.
  • Кошка Муренка разговаривает.
  • У лесного козла не может быть серебряного копыта.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: Серебряное копытце, лесной козел, существовал на Урале.

7. Представление исследовательской работы.

       Данная исследовательская работа была оформлена в виде презентации и представлена на городском конкурсе «Я – исследователь» 2012г. (1 место) и стала участником Областного конкурса в г.Серов.

        Мы считаем, что приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки, являются важными предпосылками для дальнейшего успешного обучения детей в школе. В ходе работы ребята изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. у них формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...