Сообщение для педагогов на тему « Безопасность жизнедеятельности детей в ДОУ»
материал на тему

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Сообщение для педагогов

на тему « Безопасность жизнедеятельности детей в ДОУ»

 Фомина Татьяна Викторовна

воспитатель

МБДОУ д/с №136  г.о. Самара 

    Воспитание по пожарной безопасности направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: 

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Но на практике выявляется целый ряд недостатков:

  • Не все дети  способны  управлять своим поведением в той или иной ситуации, так как  многие дети не имеют положительного примера со стороны окружающих, в том числе родителей. Многие родители сами не умеют вести себя правильно  в экстренных ситуациях: при пожаре, наводнении, при  дорожно-транспортном ДТП.
  • Поведение некоторых детей, подвержено сиюминутным желаниям, хочу здесь и сейчас.
  • Не у всех детей дошкольного возраста сформированы  ценностные представления  о том, что такое хорошо и что такое плохо. Многие родители  не учат своих детей правилам поведения в экстренных ситуациях
  • Ребенок не имеет положительного примера для подражания.

   

  • Недостаток материала: наглядного, дидактического, демонстрационного; методической литературы;
  • Недостаток квалифицированных кадров;
  • Недостаток в помощи родителей: многие родители не сотрудничают с  воспитателями;
  • Нет возможности использования инновационных форм работы в связи с отсутствием необходимой материально – технической базы;
  • Текучесть кадров, так как многие молодые специалисты не хотят работать в детском саду в связи  с маленькой заработной платой;
  • Не все дети имеют возможность посещать детский сад.

    Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

    Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

    Особого отношения требуют к себе дети, т.к. это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всего периода посещения ребёнка,  начиная с самого простого и постепенно усложняя материал.

    Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

    Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

     В результате устранения недостатков у обучающихся сформировывается новый образовательный результат.

  • Ребенок  становится психологически устойчивым к стрессовым ситуациям;
  • У ребенка сформированы представления о поведении в различных ситуациях;
  • Умеет находить выход из сложных проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Умеет решать проблемы в соответствии своему возрасту;
  • Умеет предвидеть опасность, и пути выхода из нее.
  • Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Изменения в образовательном процессе становятся неизбежны.

   Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

   Тематическое планирование на год, разработанное по образовательной области «Безопасность» по теме «Пожарная безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Залог успешности образовательной деятельности по данной теме – сочетание разнообразных видов детской деятельности:

  • игровой;
  • художественно-эстетической;
  • познавательно-речевой;
  • коммуникативной,

а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся:

  • беседы с участием персонажей,
  • ситуационно-имитационное моделирование,
  • использование заранее спланированной педагогической ситуации,
  • анализ заданных ситуаций,
  • детское экспериментирование и проектная деятельность,
  • игры – соревнования,
  • организация совместной деятельности детей и взрослых.

   Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

   Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать, к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её и оценить поступки героев.

    Широко используется проектная деятельность – инновационная деятельность, позволяющая педагогам лучше узнать и раскрыть способности и возможности воспитанников, а в процессе реализации проекта принять участие и стать единомышленниками педагогам, родителям и детям. Темы проектов выбираются в зависимости от интересов детей и окружающей ситуации. Например, ребёнок, приехав из другой страны или из деревни от бабушки, рассказывает о том,  что он видел. Рассказ одного из детей положил начало проекту «Правила поведения в самолёте и поезде». Или однажды мальчик шёл с мамой из детского сада домой и увидел пожар – это стало темой проекта «Огонь - друг или враг?». В процессе проектной деятельности активно  используются такие формы обучения как детское экспериментирование и ситуационно- имитационное моделирование. В результате проектной деятельности обязательно создаётся продукт. Это может быть тематический коллаж, газета, макет, альбом рисунков, выставка поделок.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

   В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений за ребёнком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и оптимальные сроки.

      Изменения условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

Кадровые.

  • Повышение квалификации кадров.
  • Самообразование.
  • Взаимодействие с педагогами СИПКРО, ЦРО
  • Изучение различных инновационных форм и методов (ИКТ).

Научно - методические.

  • Разработка пособий, программ, игр по данной образовательной области.

Нормативно – правовые.

  • Внесение изменений в годовой и календарные планы по теме пожарной безопасности.

Информационные.

  • Сайты «Дошколёнок.ru», «Всё для детского сада», «RIN.RU: дошкольное образование», «Детский сайт Солнышко».
  • Книги: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;

        Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;

        А. Шевченко «Как ловили уголька»;

        Загадки, пословицы, поговорки.

  • Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», Ребёнок в детском саду», «Современный детский сад».
  • Мультфильмы
  • Видеотека
  • Дидактические материалы: плакаты, стенды.

Материально-технические: сенсорная доска, интерактивная игра «Смешарики», «Азбука безопасности», игрушки из интернета.

Организационные: привлекать родителей (совместные проекты), контакты с МЧС, школой, библиотекой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».

Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...

Совершенствование работы педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

В консультации говориться о работе педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей....

Мастер-класс с привлечением детей, специалистов по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».

Продолжить знакомство родителей с работой детского сада по теме  «Безопасность жизнедеятельности детей». ...

Родительское собрание в младшей группе «Семицветик» по теме: «Безопасность жизнедеятельности детей».

13 февраля 2020 года в младшей группе «Семицветик» состоялось очередное родительское собрание.  Встреча с родителями была  посвящена очень важной проблеме – воспитанию...

Презентация на тему: "Безопасность жизнедеятельности детей".

Презентация на тему: "Безопасность жизнедеятельности детей"....

Открытое мероприятие для родителей Тема: «Безопасность жизнедеятельности детей»

Открытое мероприятие для родителейТема: «Безопасность жизнедеятельности детей»...

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...